дневник читающей мамы - июль 2018
дневник читателяВ этом месяце я опять очень много читала, и опять все подряд. На фото часть прочитанных книг.
Закончила перечитывать Н.В. Гоголя. Получаю большое удовольствие от классики. Выяснила, что то, что читалось в школе, а потом универе, сейчас уже забывается, поэтому самое время перечитать.
Н.В. Гоголь Вечера на хуторе близ Диканьки, МиргородЭти сборники довольно странные, на мой взгляд. В них смешаны самые разные рассказы. Большое место занимают рассказы о нечистой силе. Причем среди них есть те, где нечистая сила помогает человеку - Майская ночь, или утопленница, Ночь перед Рождеством. Эти истории мне понравились - интересные, веселые. По последней я недавно смотрела спектакль, актеры так и вставали перед глазами, пока читала книгу. В других нечистая сила просто путает человека - Заколдованное место, Пропавшая грамота. Эти тоже ничего. Но самые плохие истории о том, как нечистая сила губит человека - Ночь накануне Ивана Купалы, Страшная месть, Вий. Мне совсем не нравятся истории, где не происходит ничего хорошего, герои только мучаются да умирают.
Кроме этого есть еще рассказы об обычных людях, современниках Гоголя - Старосветские помещики, Иван Федорович Шпонька, Повесть о том, как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович. В этих повестях на первое место выходит проблема духовной бедности людей. Герои в общем-то неплохие люди, но духовно они совершенно пустые. Как пишет критик, "они до конца своих дней остались нравственными эмбрионами, так и не родившимися духовно".
Ну и особняком стоит повесть Тарас Бульба . Эта повесть многое всколыхнула во мне, я даже не ожидала. Вообще изначально я помнила сюжет в целом - Тарас Бульба со своими сыновьями борется с поляками за свободу своей родины, один из его сыновей влюбился в полячку и предал казаков, за что Тарас сам его и убил, а второго взяли в плен и казнили. Но это слишком общо. Сейчас я увидела много нового. Во-первых, до меня дошло, что действие происходит в 15 - 17 веке (точнее непонятно, тк сам Гоголь пишет, что Тарас - порождение 15 века, а события, которые он описывает, относятся к 17 веку). 15 век! Это совсем другое время, "полудикое", как пишет сам Гоголь. И оценивать героев надо с этой, исторической точки зрения. И еще нельзя забывать,ч то Гоголь ориентировался на народные сказания, в которых казаки идеализировались. Да, на самом деле казаки далеки от идеала, смысл их жизни - воевать, и если повода к войне нет, они сами его найдут( И Гоголь честно описывает и их слабые стороны. Но такими они были, такими их создало время. Но те ценности, которые они для себя определили, они будут отстаивать до последней капли крови. Однако после прочтения книги я полезла в критику, и напрасно. Впечатление подпортилось. Во-первых, я прочитала белорусского исследователя, который пишет, что все эти кровавые расправы казаков над мирными жителями имели место быть, причем в ходе их была истреблена чуть ли не половина населения Белоруссии (белорусов в повести Гоголь называет поляками). Это так ужасно, у меня прямо настроение испортилось. Сколько же люди страдали! Когда читаешь книгу, это все воспринимается как-то проще, как сказка, что ли, но когда понимаешь, что это было на самом деле... В общем, если вникать, произведение очень тяжелое и затрагивает очень много тем.
В общем, я перечитала все значимые произведения Гоголя. Могу сказать, что они очень ... неоднозначные, так скажем. Как и сам автор. Однако ему удается затронуть такие темы, даже не темы, а тонкие струны, которые потом еще долго отзываются в читателе, заставляют о многом задуматься. В общем, недаром это один из признанных классиков.
Продолжаю читать книги Ж. Верна.
Ж. Верн Вокруг света за 80 дней
- одно из самых известных произведений Верна. В детстве я смотрела фильм с Джеки Чаном, и он произвел на меня большое впечатление. А вот книга прочиталась как-то ровно. Интересно, но не захватывающе. Таинственный остров и Дети капитана Гранта читать было намного интереснее! Еще мне показалось, что автор переборщил в своем желании показать главного героя флегматичным и невозмутимым человеком. Образ жизни, который он вел, прямо как у гоголевских героев( кушать, спать, читать газеты и играть в вист! Годами! Ну неправдоподобно все это как-то. Какой-то он... неживой, что ли, получился. А эти его закидоны с одеждой, подписанной в какое время года и при какой погоде ее одевать? А уволить слугу за то, что тот нагрел воду в ванной на пару градусов ниже, чем надо? Это уже какой-то маразм( Английский маразм. В любом случае его жене я не завидую(
Я пыталась посмотреть несколько фильмов по книге, но так ни один и не досмотрела. Зато посмотрела несколько экзанизаций по Таинственному острову - русскую, французскую и американскую. Все фильмы было очень интересно смотреть.
Путешествие к центру Земли
- в этой книге герой - немец, немножко сумасшедший ученый - минералог, который решает спуститься к центру Земли через кратер потухшего вулкана. Путешествие в целом удается, и герои возвращаются на поверхность целые и невредимые. История чем-то похожа на предыдущую - так же герои идут к своей цели, появляются препятствия, они их преодолевают и идут дальше. Так же читалось с интересом, но ровно.
Не забываю и любимого Крапивина. Что-то читаю новое, что-то перечитываю.
Вл. Крапивин Тень Каравеллы
- Хорошо, когда книга есть в домашней библиотеке - захотелось - и перечитал! Вот в этом месяце мне как раз захотелось. Я ее купила около года назад наугад, и не прогадала. Все-таки не все произведения Крапивина "выстреливают", а это выстрелило. Это автобиографическая повесть. Кстати, из нее вырастают очень многие герои и сюжетные линии других книг автора. Ведь все идет из детства( Вообще я в очередной раз убеждаюсь в том, что надо читать биографии великих людей. Ведь они не просто так стали великими, что-то их к этому привело. Случайная встреча, какой-то случай могут сыграть огромную роль. Вот я недавно читала автобиографичную книгу Даррела - из нее понятно, какие благоприятные встречи и события его жизни привели его к тому, чем он стал. Так же и у Крапивина - все его "крапивинские мальчишки" выросли из его же собственного детства. Повесть еще интересна тем, что действие происходит в последние военные - послевоенные годы. Правда, Крапивин вовсе не ставит целью показать те будни. Он пишет вскользь, что да, все было - голод, холод, ноющие от ревматизма пальцы. Но "у детства смелый характер, оно отвоевывает свое право на счастье". Поэтому Крапивин пишет именно о детстве. Но все равно приметы времени есть, и они интересны. Итак, в первой части Владьке 7 лет, он домашний ребенок, которому разрешают гулять только во дворе. Но вот он идет в школу, горизонты расширяются, появляются новые трудности и новые радости. Происходит очень важное событие - он открывает для себя мир приключенческой литературы (Остров сокровищ), который полностью захватывает его, находит верного друга Павлика, вместе они читают, играют в кораблик - Каравеллу, совершают увлекательные путешествия по всему миру! Однако это благодатное время кончилось - поссорились с Павлком, потом он переехал в другой город... Но самое главное случилось - "тень Каравеллы" упала на них -
Во второй главе Владику уже лет 10. Его изводит Толька. Вообще мир, в котором он растет, жесток. В первой главе ему тоже доставалось, но там были старшие ребята, а тут его ровесник! Как-то Владька не захотел вступать в драку, Толька почувствовал его слабость и стал изводить. Осознание своей трусости доводит мальчика до отчаяния. Но тут происходит еще одно очень важное событие - он случайно попадает на концерт симфонического оркестра. Пятая симфония Чайковского оказывает на него необычайное влияние. Он переполняется мужеством, отвагой, решительностью! И задает Толику замечательную трепку. Авторитет отвоеван, отныне Влад стал равным среди равных, он принят в компанию. И потекло беззаботное лето, полное игр. В конце - еще один рубеж. Еще один преодоленный страх - переплыл речку.
На этом книга и заканчивается. Да, это не обычное художественное произведение, где есть продуманный сюжет, завязка, кульминация, развязка. Это воспоминания, написанные взрослым человеком. Может, детям будет читать не так интересно. Не знаю. Мне эта книга нравится. Во время чтения периодически слезы набегали. Она такая душевная, лиричная.
Мой друг Форик - эта повесть могла бы быть названа продолжением предыдущей. Она так же написана от первого лица, так же периодически рассказчик дает отсылки к своей взрослой жизни, даже приводит стихотворение, которое он написал будучи подростком. Просто появился новый друг, новое увлечение - кино. О том, какую роль кино играло в жизни школьников конца 40-х, как дети соорудили свой киноаппарат, как это было важно для них. Но здесь у героя другая биография, не такая, как у Владика из Тени Каравеллы. Вообще в предисловии к Каравелле Крапивин пишет, что в этой книге он рассказал что-то о себе, что-то о знакомых мальчишках.
Оруженосец Кашка
- раз уж начала читать Крапивина, перечитала и Кашку. Это вторая книга Крапивина, которая есть у меня дома. Прочитала с большим удовольствием. Глаза на мокром месте( Прямо вот самые тонкие струны моей души задевает Крапивин. Действие происходит в пионерском лагере, где подружился пятиклассник Володя и первоклассник Кашка. Володя сумел разглядеть в молчаливом, тихом Кашке настоящего друга, честного, преданного, всегда готового прийти на помощь. В конце, когда они разъезжаются, как раз я и не могла сдержать слез. Володя в последнюю минуту решил поехать в гости к Кашке. Он понял, как важна эта дружба, причем не только Кашке, но и ему самому.
Прыгалка
- эту книгу я взяла в библиотеке, выбрала наугад. История современная. Действие происходит вроде как в России, но, как это бывает у Крапивина, все по-другому. Империя находится во враждебных отношениях с какой-то страной НЮШ, похожей на Украину. Главный герой живет на побережье южного моря, на спорной территории, которая оказалась в блокаде. Военный корабль НЮШа постоянно охраняет территорию. Несколько раз они устраивали пальбу, в которой могли погибнуть жители села. Военные приходили в село, угрожали. Но в конце блокаду сняли, все кончилось хорошо. Это, конечно, очень важная тема, особенно в последнее время. Ну а самое главное в книге, как всегда - мальчишки и девчонки, их взаимоотношения, дружба, первая любовь. Четкой сюжетной линии нет, динамики особой нет. Есть философские размышления всякие разные. В общем, книга не из самых выдающихся, на любителя. Я читала ее медленно, но бросить желание не возникло.
И. Токмакова Сосны шумят
- Я читала несколько повестей Токмаковой, все они мне кажутся немного скучноватыми, не цепляют. Эта повесть на военную тему. Действие происходит в детдоме во время войны. Повествование какое-то, не знаю как сказать, оборванное что ли. Фразы короткие, главки короткие. Глаголы в настоящем времени. В каждой главе - небольшая зарисовка. Вот в детдом купили рояль. Вот дети поехали в госпиталь давать концерт раненым. Вот они пошли на прогулку. Вот стали сажать огород .Вот собрали урожай. От начала до конца проходит сюжетная линия о девочке Тамаре, которая очень ждала, что ее заберет мама. Она не знала, что мама погибла. В конце в детдоме появилась семейная пара, которая хотела взять ребенка. Тамара подумала, что это ее родители, и они взяли ее. Вот этот момент со смертью мамы меня смутил. Для моей дочки это еще рано. Для нее тема смерти мамы больная. Поэтому дочке пока предлагать не буду.
И настанет веселое утро -эту повесть читали уже с дочкой. Очень похожа на другие повести Токмаковой - Счастливо, Ивушкин и Маруся еще вернется. Девочка, у которой есть какая-то проблема, попадает в волшебный мир, решает свою проблему и возвращается домой. У Полины проблема в том, что ее родители в погоне за материальными благами озлобились, перестали радоваться жизни и уделять внимание дочке. Полине удается вернуть в дом радость, и у них настает-таки веселое утро. Стиль всех трех повестей для меня нудноват. Лиде не очень понравилось.
В.Осеева Васек Трубачев и его товарищи
- эту книгу я читала в детстве, и почему-то она мне запомнилась именно как книга о войне. Помню, что читать было интересно, но перечитывать я не стала. Слишком тяжело было это для меня эмоционально. ДА что там, я сейчас во время чтения первой части книги плакала и плакала( Меня задевают такие истории.
Оказалось, что в повести 3 части. В первой действие происходит в предвоенное полугодие - с Нового 1941 года до июня 1941. Герои книги - ученики 4 класса с их вожатым Митей и учителем. Им приходится преодолевать разные проблемы. У каждого своя история и свои трудности. У Васька нет матери, поэтому самый родной человек для него - отец. Когда отцу приходится уехать в командировку, он вызывает свою сестру. Васе приходится налаживать отношения с теткой, да тут еще в школе возникают проблемы, он не знает, как правильно поступить, а посоветоваться не с кем. У Пети тоже матери нет, а отец постоянно его ругает и обещает отлупить, поэтому единственное чувство, которое он испытывает к отцу - страх. Потом в доме появляется мачеха как лучик света, но теперь возникает новая беда - Петя постоянно боится, что она уйдет от них. У Саши 6 младших братьев и сестер, ему постоянно приходится помогать матери вместо того, чтобы гулять с друзьями, да еще терпеть насмешки. Сева маленький, болезненный и тщедушный, он чувствует, что к нему относятся не как к равному. Но именно он сумел помочь своему отряду в трудную минуту. В итоге завязывается единый клубок, в котором смешалось все - , но ребятам удалось его распутать. Учебный год заканчивается успешно. Летом дети отправляются в гости на Украину.
Во второй книге как раз начинаются военные события. Ребята прибыли на Украину в середине июня. Скоро началась война. Часть детей с учителем успела вернуться домой, часть осталась там, тк ж/д станцию разбомбили. Скоро село заняли фашисты. Вожатый Митя стал партизаном. Ребята как могли помогали партизанскому движению, постоянно рискуя жизнью. Одна из девочек погибла. Вскоре удалось перевести детей через линию фронта и отправить домой. Книга очень большая, все расписано подробно. И правдиво. Так, как оно было. Страх, смерть, насилие, жестокость, предательство. Надежда, вера, дружба, желание защитить Родину, отомстить за погибших товарищей.
В третьей книге дети возвращаются домой, в подмосковный городок. Описывается жизнь детей в тылу. Они помогают в госпитале, помогают строить новую школу, пытаются учиться. У них появляются новые товарищи, но не все из них такие же, как Трубачев, некоторых приходится "перевоспитывать". В итоге все заканчивается благополучно, школа готова принять учеников, Васек и его товарищи успешно выдержали экзамен и перешли в 6 класс, все, кого ждали, вернулись, все, кто ругался, помирились.
Книга написана в абсолютно советском духе. Герои - честные и смелые пионеры, комсомольцы, коммунисты. Есть среди них и "несознательные", но их чаще всего удается "перевоспитать". Кому-то такой расклад может показаться скучным и ненатуральным. Но я так не считаю. Я вообще люблю советское время. Мне кажется, я бы очень удачно в него вписалась. Да, все было не так радужно, как в книжках пишут. Было много фальши, несправедливости и тд. Но и то, что описано в книге, тоже было! Это было, я точно знаю. Моя бабушка так жила. Благодаря этим людям мы победили в войне, восстановили страну из руин. Они знали, к чему стремиться, куда идти. Они шли к цели, не считаясь ни с чем. Я им немного завидую(
Конечно, современным детям многое в книге будет непонятно и незнакомо, но ведь мы читаем книги о 19 веке, о других странах, где тоже все непонятно. Так что и эта книга тоже имеет место быть. Конечно, вторая часть - это слишком жестко. Думаю, это уже средняя-старшая школа. Хотя читается как-то без надрыва. Просто советские дети были более готовы к таким вещам. Они росли на рассказах, песнях о Гражданской войне, все мечтали совершить подвиги. А сейчас совсем другое время.
Кстати, найти книгу в продаже не так-то легко. На Лабиринте я нашла 4 варианта, из которых только один - полный, в остальных только первая часть, при чем это нигде не указано - написано просто "повесть". Хорошего иллюстрированного издания нет.
Есть фильм по книге. Я думала, что не смотрела, но когда увидела главного героя, поняла, что точно смотрела, но совершенно не помню .Он мне, кстати, не нравится. Ни капли на Трубачева не похож( Но со временем привыкаешь ко всем героям. Фильмы я посмотрела, мне они в общем понравились.
Н.Надеждина Партизанка Лара -
это небольшая повесть о школьнице Ларе, которая к началу войны оказалась с бабушкой в селе, оккупированном немцами. Лару хотели отправить на работу в Германию, но она с подругами ушла к партизанам и стала разведчицей, выполняла сложные поручения, постоянно рискуя жизнью. Когда ее хотели на самолете отправить домой, она сбежала, чтобы продолжать борьбу с фашистами. В ноябре 1943 г., когда немцы стали отступать, Лара готова была вернуться домой, к маме. Но ее схватили и расстреляли.
Героизм Лары и других партизан, конечно, поражает. Вообще после прочтения этой книги я уверилась, что войну выиграли во многом благодаря партизанам(
Думаю, что читать эту книгу лучше старшеклассникам. Все же современные дети не готовы к такому "материалу".
По книге есть фильм В то далекое лето, но я пока смотреть его не хочу, не готова(
Повесть, конечно, трагичная. В очередной раз думаю - господи, сколько же горя перенесли люди! Как такое вообще возможно? А сколько жестокости, даже нет, это слишком мягкое слово, бесчеловечности было в фашистах! Ведь у них тоже были матери, жены, дети... в конце концов, они же тоже люди! И потом они вернулись домой, к своим женам, и жили... Неужели они могли спокойно есть, спать, любить, после того, что сделали? Не вспоминали расстрелянных, повешенных, сожженных, замученных ими невинных людей?
Частично ответ на этот вопрос я нашла, прочитав небольшую книгу немецкого писателя Уве Тимма На примере брата.
Старший брат и отец Тимма участвовали в войне, брат умер, но сохранился его дневник и письма. Анализируя их, а также другие опубликованные на тот момент дневники солдат и книги, а также свои воспоминания и мысли, он пытается понять, как этов се могло произойти и как потом это оценивали немцы. Книга написана довольно сложно, это очень интимная книга - в ней переплетаются воспоминания о детстве, рассказы о разных случаях из жизни и до войны, и после, о судьбе отца, матери, сестры, в общем, все вперемешку. Для автора самым главным было понять, как мог его брат участвовать в этом? понимал ли он, что делает? В общем, я из книги поняла позицию автора так: изначально немцы виноваты в трусости - страх пойти против всех, страх за свою жизнь, страх задавать вопросы не только другим, но и самому себе, потом, когда все стало ясно и понятно, они просто не могли принять эту правду и нашли себе оправдание - они ничего не знали, во всем виновата кучка руководителей во главе с Гитлером, а все остальные просто выполняли приказы, они нив чем не виноваты! Они рассуждали о том, почему проиграли, что надо было сделать, чтобы выиграть, ненавидели русских, которые нехорошо обходились с немцами( все эти разговоры Тимм сам лично слышал в послевоенные годы, и просто не мог поверить в это! Какой-то коллективный самообман, даже самогипноз ! Хотя их можно понять - если взглянуть на вещи как они есть, то как после такого жить?? Из-за этого отношения самого Тимма с отцом были очень напряженными, он постоянно пытался доказать отцу, какое преступление совершили немцы, а отец доказывал обратное - они только выполняли приказ, их вины нет! При этом Тимм пытается вспомнить, уловить какое-то раскаяние, осознание в своем отце, найти эти признаки раскаяния и осознания в дневнике брата, и ему кажется, что он их находит. Не зря приводит он все, что только можно, о своем брате. Он пытается показать, что это был хороший парень, в нем не было никаких признаков, зачатков злобы, бесчеловечности, агрессии. И как получилось, что он добровольцем записался в батальон СС, воевал, убивал, уничтожал? При этом брат пишет - ах, какой ужас, англичане бомбят его родной Гамбург! Это уже просто негуманно - убивать женщин и детей!! Вот она, типичная психология немецкого солдата
Вот так и жили эти люди, загубившие сотни, тысячи людей. Спокойно спали - они же только выполняли приказ! Вечером в компании собирались и рассуждали о том, что нужно было сделать для того, чтобы не упустить победу! А я-то думаю, они там потом страдали, осознав, что творили! Да после такого уже ничего нельзя осознать, видимо( а если осознаешь, только в петлю останется(
Так, вот я разболталась. По крайней мере нахожу для себя ответы на какие-то вопросы. Эта тема очень больная, конечно. И неоднозначная.
Вл. Леонов Мальчишка в сбитом самолете
- об этой книге я писала отдельный пост. Автобиографическое произведение на военную тему, в котором события показаны как бы с изнанки, без прикрас, как их видел обычный коломенский мальчишка. Мне книга понравилась, читала с удовольствием. Интересно, что эта книга перекликается с другими,к оторые я читала в этом месяце. Немного похоже на крапивина - ведь он ровесник Леонова и в Тени каравеллы описывает то же время, что и у Леонова. И хотя у Крапивина акценты совсем другие, но есть и общие моменты. Например, как самокаты мальчишки мастерили.
Ну и, конечно, нельзя не провести параллель с Осеевой. У нее не только то время описывается, но и места практически те же - Подмосковье. Но тут все кардинально по-разному. Как будто Васек Трубачев и Владик Леонов жили в параллельных реальностях) Ну вот такая разная жизнь, что еще скажешь.