О неожиданных находках :-)
отзывыКаких только эпитетов не нашлось для этой книги: удивительная, интересная, любопытная, ошеломляющая, потрясающая... И это все о ней :-)
Это энциклопедия искусства... Нет, не так. Совсем не так. Это хронология... Так, да не совсем. Но уже ближе. Что же это? В этой огромной, тяжелой и ужасно толстой книге описывается история искусства. Всего того, что делал человек в сфере прекрасного, насколько он способен был превзойти себя, показать лучшее из своих умений.
Но как описывается! Как пишет сам автор в подзаголовке, это "истории о том, как рождается искусство". История искусства, рассыпавшаяся мозаичными осколками, маленькими фрагментами из жизни выдающихся художников.
При этом выдержана вся необходимая последовательность этих историй. Повествование начинается с 40000 лет до н.э., с первых пещерных художников и наскальной живописи и заканчивается нынешним временем (2014 годом).
Здесь нет ничего, что напоминало бы скучные биографии. Например, рассказ о Леонардо да Винчи - это эпизод с позированием для портрета Чечилии Галлерани. Нам сообщается, что великий (но пока еще молодой) художник живет в Милане, при дворе герцога Лодовико.
"Мысли. Вопросы. Ответы. Леонардо везде носит с собой блокнот и постоянно делает заметки. Воздух течет подобно воде и несет облака - точно так же, как реки несут все, что в них попадает. Сила ветра воздействует на птицу так же, как рычаг - на поднимаемый груз...
- Леонардо, прошу вас, подержите Тото. Он просто невыносим!
Он чуть было не забыл: Чечилия Галлерани снова пришла позировать для портрета. И принесла ручного зверька, горностая, которого подарил ей герцог Лодовико.
- Давайте нарисуем и его, пусть тоже позирует. А, Леонардо? - предложил герцог. Зверек не хочет сидеть смирно. Чечилия еле удерживается от смеха. Герцог сам виноват!
Леонардо уже почти дорисовал ее личико. Остальное - фигура до пояса - пока лишь слегка намечено угольными точками. На прошлой неделе она сидела в этом же кресле и слушала, как слуга герцога играет на лире. Леонардо нарисовал ее на листе картона, а потом взял иглу и проткнул набросок сотни раз. Он наложил эскиз на деревянную доску, посыпал толченым углем и растер, чтобы угольный порошок просочился через проколы".
Вот в такой манере, ненавязчиво, нас знакомят не только с выдающимися художниками, но и с техникой выполнения рисунков, с художественными приемами, которые использовались в тот или иной период времени.
На Альбрехта Дюрера мы смотрим глазами его ученика Мартина, который упрямо учится печатать гравюры, а затем рисовать акварелью.
Микеланджело предстает резчиком по мрамору, создателем знаменитого "Давида".
Конечно, задумка грандиозная. Но когда речь идет о подобных проектах, то автора всегда легко упрекнуть. И в том, что он не упомянул того или иного художника (как здесь, например, Сальвадора Дали). И в том, что не осветил какое-то важное событие в мире искусства или направление... Без субъективизма никак не обойтись, нужно это понимать и принимать. Мне, конечно, хотелось бы побольше информации об отечественных художниках. В книге их представлено четверо: Андрей Рублев, Марк Шагал, Василий Кандинский и Варвара Степанова (почему вот, кстати, не Зинаида Серебрякова?).
"Звездная ночь" хорошо издана, можно даже сказать - роскошно :-) Для человека, который интересуется искусством, она будет прекрасным подарком :-)
Звездная ночь Ван Гога
Майкл Берд
Иллюстрации Кейт Эванс
Издательство: МИФ, 2017
Приятного чтения!