МАША И АРКАША-ТАРАКАША. Антон Соя
младшим школьникам
Изд-во «РОСМЭН», 2015. Серия «Новая детская книга». 88 стр., офсет. Размеры 245x205x10 мм. Твердая обложка. Иллюстратор - Сергей Гаврилов.
Вот такой и должна быть хорошая детская книга: увлекательной, доброй и смешной!
Восьмилетняя Маша живет-поживает в квартире с родителями, старшей сестрой, бабушкой и дедушкой. Семейка еще та! Все - личности! Мама - художник, папа - рок-музыкант, бабушка - известный модельер (была когда-то оперной певицей, потеряла голос, но не растерялась - нашла в себе новый талант), дедушка - известный оперный певец (все время на гастролях), а сестра Юля серьёзно занимается бальными танцами. Маша «ничем и не блестит»: девочка хочет танцевать и мечтает о балете, но неуклюжая она какая-то, а в классе вообще из-за роста дразнят Жирафой. Так что пока остается пение, хотя оно Маше не очень-то по нраву.
Но однажды в жизни Маши все меняется: войдя на родную кухню, она видит… танцующего таракана с двумя шоколадками в руке!!! Высокий, с прекрасными манерами, элегантно одетый - франт, да и только. Так начинается эта очень необычная дружба между обычной девочкой и тараканом со сверхспособностями (о, у Аркадио Скарафаджо много талантов! Достаточно и того, что он - таракан-онлайн, для выхода в Интернет ему вполне хватает усов!)
И, конечно, начинаются приключения, благодаря которым школьные обидчики получают по заслугам, Аркаша заводит новых друзей, а Маше одним глазком удается увидеть свое вероятное будущее. Кроме того, новоиспечённым друзьям приходится поразмышлять над тем, что же такое - хороший друг, настоящее счастье, талантливый человек, ответственность. Выводы, кстати, очень правильные делают. И помогают одним уже очень взрослым детям найти отца.
В книге, помимо основных тем, очень аккуратно и деликатно говорится о том, что счастье - не в лайках, а настоящие друзья - не в Интернете, а рядом с тобой, что никакая техника не испечет такой пирог, как умелые человеческие руки, о том, что виртуальная прогулка не заменит настоящей улицы и живого человеческого общения.
Книгу прекрасно дополняют иллюстрации Сергия Гаврилова, соответствующие настроению книги и характерам героев. Ну как не полюбить такого обаятельного Аркашу?! Из любопытства посмотрела сканы других работ художника - очень понравились.
В общем, очень тонкая и умная книга. Спасибо, автор! Это мое первое знакомство с Вами, которое - уверена - продолжится! Ведь на столе лежит «Звездочка». А дочка познакомится с Вашими книгами чуть позже.
5 ЦИТАТ
«Правда в том, что ты очень талантливая. Все талантливы, но не все об этом знают. Таланты - они ведь спрятаны глубоко внутри и редко показываются наружу. Прячутся, как тараканы. Если какой талант носик высунул, хватай его немедленно и тащи на свет, развивай и пестуй. Вот как бабушка твоя. Не побоялась в себе новый талант раскрыть».
«Тётя Тоня - папина двоюродная сестра. Она живёт за городом, потому что там экология лучше. Она вообще борец с цивилизацией, за экологию и дикую природу. Муж у неё раньше инженером был, а теперь пасечник. Мёда им этого вечно девать некуда, вот и везут к ним огромными банками. А Машу потом этим мёдом пичкают. Чтобы добро не пропадало особенно Маша гоголь-моголь не переваривает. Вот уж пакость редкостная! Дети у тёти Тони дикие. Растут там в глуши на чистом воздухе и чистых продуктах без Интернета и телевизора, ну о чем с ними разговаривать? Да они и разговаривать толком, похоже, не умеют, хотя Гришке десять, а Мишке девять. Только ржут и носятся по квартире, как мустанги».
«Таракан прав, - сказал бездомный - лишь немногие видят нас и стараются помочь. Остальные проходят мимо, отводя глаза. Мы ведь всё время что-то просим. Тревожим их. Портим настроение. Поэтому нас проще не замечать. Спокойнее. Мы сначала беспокоимся, что нас не замечают, игнорируют, не обращают внимания. Но потом привыкаем к тому, что мы невидимки. Разговариваем сами с собой. Куда катится мир, таракан?»
«Маша, я уже тебе говорил, что это всего лишь один из вариантов твоего будущего. А каким оно будет на самом деле, зависит только от тебя. Как ты будешь его строить, чему и как учиться, с кем дружить, таким оно и будет, твоё будущее, твоя взрослая жизнь. Понимаешь, всё в твоих руках. А руки у тебя крепкие, добрые и талантливые.
- Ну, пока еще не очень крепкие, - сказала Маша серьёзно, - но я очень постараюсь их укрепить. Правда-правда, Аркашечка, не надо смеяться. Я буду, как бабушка, всё по дому делать и много и вкусно готовить, и у меня будут такие же, как у неё, сильные руки. Вот так
- Мудро, - сказал Аркаша, - если три раза в неделю тесто для пирогов скалкой раскатывать, то никакие канаты не страшны. Растёшь на глазах, Маша».
«Папа, не договорив, замер с раскрытым ртом, потому что в гостиную вошёл Аркаша. Воцарилась такая тишина, что стало слышно, как на кухне шкворчит в духовке жаркое. Аркаша выглядел просто блестяще во всех отношениях. На голове его блестел чёрный цилиндр, на ножках чёрные лаковые туфли, а на глазах блестели-переливались солнцезащитные очки. Одет он был в чёрный фрак с белым галстуком-бабочкой, на всех лапках белые перчатки. В одной из лапок горел огнём огромный букет алых роз, а в другой блестела лаком чёрная элегантная трость. А за Аркашей стояла сияющая от счастья Маша.
- Аркадио Скарафаджо. - Аркаша поклонился и быстро подошёл к остолбеневшей бабушке. - С днём рождения, Татьяна Васильевна!»