Здравствуйте! Сегодня я пишу о самом, наверное, любимом для меня - о животных. Животным я посвятила два обзора, в одном из них представлены различные энциклопедии и игры, а в другом - художественная литература о животных. Как мне кажется, именно при изучении этой тематики художественная литература первична. Она учит той любви к живому существу, которая предшествует знанию о нем. Которая побуждает ребенка понимать животное, задавать правильные вопросы, слышать и беречь природу, быть чутким и внимательным к ней. Та любовь, благодаря которой ребенок узнает, как не навредить животному своим неверным представлением о том, что будет для него хорошо. Составляя обзор, я стремилась к тому, чтобы подчеркнуть особенности каждого автора, разграничить произведения по возрастам и жанрам. Однако при анализе русской литературы мне удалось выделить скорее несколько направлений, чем отдельных авторов. В этом магия нашей литературы: это особая сказочность, напевность, народность, духовность, потрясающее чувство слова и - соборность, неразрывная цельность повествования. Будто читаешь на ночь одну большую бабушкину сказку, и меняется только имя рассказчика - Виталий Бианки, Константин Паустовский, Юрий Коваль. Исходя из этого, я выделяю для себя в русской детской литературе о животных два крупных направления: мастера сюжета и мастера зарисовок. Нельзя сказать, что первые подходят больше малышам, а вторые - школьникам. И те, и другие важны в любом возрасте. Сюжеты "заманивают", пробуждают интерес к природе, зарисовки формируют такую особенную, русскую душу. Нельзя также сказать, что один автор совершенно точно именуется мной мастером зарисовок, а другой - сюжетов. Эта черта мной проводится скорее искусственно, чтобы не заблудиться. В обзоре вы также найдете несколько слов о литературе в христианском ключе, много слов о зарубежной прозе, три душераздирающих истории о собаках и фотографии писателей, которые были выбраны мной далеко не случайно - именно они делают автора близким мне и отражают особенности его манеры общения с читателем. Итак, я приступаю:)
1. Мастера сюжета
Самому юному читателю (мы начали читать эти тонюсенькие книжечки, полные леса и сказок, в два), можно предложить несколько книжных серий: "Бабушкины книжки" и "Чарушинские зверята" от издательства "Акварель"; "Озорные книжки" от издательства "Махаон". Каким уютным становится время перед сном, когда ты берешь в руки - каждый вечер новую! - книгу.
Сначала мы познакомились со всеми славными представителями Чарушиных (лабиринт). Оговорюсь, что рассказы Евгения Чарушина про Никиту и Томку мне не слишком близки, как и вообще охотничья тема, даже в таком "мягком" варианте. Но его рассказики (а кое-где - и легкие наброски) про домашних и диких животных мне полюбились.
Сам Чарушин для меня такой. он как бы первое слово о природе, первое знакомство с ней.
Освоив Чарушина, мы приступили к рассказам Веры Чаплиной, представленным в серии "Озорные книжки" ("Махаон"). Они знакомят малышей с образом жизни разных лесных животных, рассказывая, например, как заяц спасается от врагов, чем питается, кого ему надо остерегаться и т.д. Эти книжицы хороши ясным слогом и простотой изложения.
Вера Чаплина меня восхищает. Какая красавица! Я не удержалась, и выложила несколько фотографий, чтобы в любой момент вернуться к этим страницам и посмотреть на нее.
О ее воспитанниках и любимцах - животных московского зоопарка - рассказывают боле взрослые вещи, написанные по-доброму и очень светло
Сейчас в нашей жизни наступает время Виталия Бианки.
На этой фотографии он похож на одного моего славного друга, большого любителя музыки и человека чуткого до крайности. Я не ожидала встретить его таким.
Без рассказов Виталия Бианки не обходится ни одна литературная серия. Я выбрала для нас "Бабушкины книжки". Эти рассказы не столько даже о многообразии животного мира, сколько о его свойствах, - они требуют большей мысли, большей наблюдательности. Они уже побуждают читателя спрашивать, как этот самый мир устроен. http://www.labirint.ru/series/27763/
Я также приобрела, с легкой руки Blackboard Writera, такую (весьма нескромную, кстати, по размерам) книжку о насекомых, написанную очень поэтично. У Writera, если я не ошибаюсь, сегодня День Рождения, и мне бы очень хотелось поздравить его, да вот не знаю как.
Ну и, конечно же, "Лесная газета", которая еще продается в лабиринте, и, наверняка, даже пахнуть должна как-то по-особенному)
Следующая серия, которую, на мой взгляд, можно читать вплоть до окончания младших классов - "Лапы, крылья и хвосты". (лабиринт). Рассказы в этих книгах собраны согласно объектам авторского внимания: отдельно пишется про рыб, отдельно - про обезьянок, отдельно - про птиц и т.д. В серии представлены Виталий Бианки, Валентин Катаев, Александр Федоров-Давыдов, Михаил Зощенко, Дмитрий Мамин-Сибиряк и многие другие.
История, найденная мной в этой книге - "Как муравьишка домой спешил" - любовь моего детства. Я так переживала тогда за этого муравьишку и прониклась такой нежностью к муравьям в целом, что даже сейчас, опасаясь всех без исключения насекомых и обращаясь в позорное бегство при виде осы, не испытываю к муравьям неприязни.
Совершенно роскошны, на мой взгляд, иллюстрации в сборнике рассказов "Кошачья санатория" Саши Черного все той же серии. Они напоминают мне картины Фриды Кало, что-то очень мексиканское, не смотря на архитектуру на заднем плане.
Здесь Саша Черный нежен и лиричен, каким я его и люблю.
Говоря о Саше Черном, совершенно невозможно упустить из внимания "Дневник фокса Микки" вот в таком его варианте. Мне кажется, художник роскошен! В его иллюстрациях столько скрытого смысла, вкуса, изящества, деликатности, столько исторического времени. Просто влюблена в эту книгу!
Важной в нашей читательской жизни считаю я книгу Геннадия Спирина"Марфа" - книгу о маме, сыне и спасенной ими птице. Увидев рисунки автора (а он иллюстрировал книгу сам), я вздрогнула. С ее страниц на меня смотрела...я. Мне кажется, это не столько сходство внешности даже, хотя и оно тоже, сколько то, как она вообще любит своего мальчика, как чувствует его.
Сейчас, если верить рецензиям Лабиринта, в продаже осталось не самое качественное издание, но, если не жаль денег, можно выбрать такое. Тогда вам достанется Филипок и Каштанка. лабиринт ISBN: 978-5-386-04872-3
Завершая разговор о мастерах сюжета, скажу о Редьярде Киплинге. Возможно, вы удивитесь: что этот англичанин с его индийским сказочным колоритом делает здесь? Простите мне эту прихоть. В детстве я, скорее, смущалась, слыша фамилию "Бианки". Киплинг же всегда был для меня таким родным, таким "нашим". Каждый месяц я ходила в театр на "Рикки-Тикки-Тави" и очень его полюбила. И на этой фотографии он такой...кустистый, мечтающий о необычайном, мой.
В этом сборнике много сказок, но нет "Рикки-Тикки-тави". лабиринт ISBN: 978-5-389-05885-9
И, наконец, история о Маугли, настолько сумасшедше, щемяще красивая, хрупкая, невесомая, не смотря на размер,в исполнении Мая Митурича: лабиринт ISBN: 5-9582-0018-6
2. Мастера зарисовки
Разговор о художниках, так искусно использующих вместо кисти слово, мне хочется начать с хрустальных, звонких книг Юрия Коваля.
На одной фотографии он такой, каким представляется, должно быть, ребенку. На второй - такой, каким нужен мне: будто о чем-то таинственном он поведает сейчас, вернет мне только в детстве возможное удивление всем, что кажется взрослым таким обычным.
Рисунки Татьяны Мавриной делают и без того сказочные книги Коваля какими-то нереально волшебными, завораживающими. И даже немного Ван Гоговскими. Серия - "Мастера детской книги"
Второй мастер - мастер запечатленного мгновения и невероятной какой-то любви к Родине Константин Паустовский. Мой любимый рассказ у него - "Бакенщик". Так и слышится мне вопрос: "а за перепела тебе драться не хочется? Защищать его от разорения, от гибели?" Насколько тонко надо мыслить, чтобы понимать это? И как редко мы останавливаемся сами и останавливаем наших детей, чтобы хотя бы просто поговорить об этом. А Паустовский говорит, так задушевно, будто мы просто идем с ним прогуляться перед сном.
Третий автор - Эдуард Шим. Он - внимательный наблюдатель, который описывает мир, обычно сокрытый от глаз слишком шумного и не слишком вдумчивого обывателя. Его животные эмоциональны, а рассказы - интригующи. Часто они как бы обозначают начало какого-то самостоятельного детского исследования, задавая вопрос, но не давая на него ответа. Например, как заставляет барсучиха детенышей вернуться, не издавая ни звука, одним взглядом своим? Мне кажется, для пытливого ума умение задавать вопросы иногда важнее, чем получать готовые ответы на них.
Очень живописна книга "Заячье зеркало" Семена Устинова. Она - о тайге, какой мы ее не знаем (для меня тайга всегда была чем-то страшным: либо полчищем комаров, либо непроходимыми чащобами, в которых нет шанса выжить, - некой шаманкой, уводящей далеко от жилья в непогодную ночь). Здесь она ясная.
И последний в этом счастливом списке - Геннадий Снегирев, "Олени в горах". Он - вслушивается. Помните, как у Цветаевой: "так вслушиваются (в исток вслушивается - устье)". И Май Митурич с его черно-белыми зарисовками - вслушивается. И мы, вслед за книгой, - тоже.
Книги для маленьких христиан
Библейским подтекстом пронизана история Людмилы Дунаевой "Дождь". И сама Людмила Дунаева, взгляните на нее, пронизана им) История вряд ли детская, несмотря на оформление.
Моя любимая цитата, которую я использую по любому случаю грусти, тоски, однообразия и недостатка нежности - "В Макондо идет дождь". Она принадлежит одному из героев Маркеса, но к этой книге тоже относится - у них бесконечный дождь (и речь здесь, конечно же, не о погоде). Мечтаю сопоставить два этих произведения, поразмыслить над ними в осенней тишине. Нет, эта книга - не для маленького ребенка. Но она нужна.
Следующие несколько творений вышли из-под пера Александра Федорова-Давыдова и иже с ним. Знаю, многие говорят, что дидактика этих произведений убивает все хорошее, что в них есть. Но они кажутся мне созвучными Шмелеву, тому, который написал "Лето Господне", со всей его неспешностью и глубоко народным, обыденным христианством. Меня такая литература чем-то затягивает, мне вкусно, будто я пробую просфору с вином, несмотря на то, что с религиями у меня сложились непростые отношения. Думаю, что некоторых знакомых мне родителей эти книги заинтересуют.
Зарубежная проза
В предисловии я говорила о том, что в русской литературе есть то, чего нет в зарубежной. Однако и в зарубежной есть кое-что, чего у нас не найти. Это близость животному, жизнь с ним бок о бок, но не как с домашним питомцем, который выступает скорее как развлечение, а как с существом в высшей степени интеллектуальным и требующим к себе соответствующего отношения.
Наши авторы, в основном, описательны. В большинстве своем они не берут природу в дом, а если и берут, то не обращаются с ней должным образом. Здесь я имею в виду Пришвина, который совершенно спокойно и холодно описывает, как подрезает птице крылья, чтобы она не улетела, как он ломает собаке волю, запирая ее в темном подвале, как мальчишки вставляют в зад слепню соломинку... Пришвина я ребенку давать совершенно точно не буду, но и после прочтения других авторов мне скорее хочется прогуляться по лесу или сходить в зоопарк, чем обзавестись тысячью и одним домашним животным.
Зарубежные писатели - совсем другие. Помимо любви к животному у них имеется абсолютно точное знание о том, как жить с животным так, чтобы оно осталось рядом по своей воле. Знание о том, что животному действительно нравится, о том, как его правильно воспитывать, не оскорбляя. Это знание обусловлено уважением к интеллекту животного, который никогда не ставится под сомнение (в отличие от некоторых людей, интеллектуальные особенности которых описываются подчас с непревзойденным юмором).
С одного легкого, необидного юмориста я и хочу начать рассказ о зарубежных писателях. Это Джеймс Хэрриот, о котором я, к сожалению, ничего не знала до недавнего времени. А ведь он бесподобен! (и в своей любви к людям, какими бы они ни были, и в своей безапелляционной любви к животным). Чего стоят одни его посвящения, которые сами по себе способны растрогать до слез, например: "Зое - самой последней и самой прекрасной внучке".
Как искрометны его самые бытовые зарисовки:
Я положил трубку, потер ухо и повернулся к Хелен.
Она подняла голову, и я увидел страдальческое лицо женщины, которая живо рисует в воображении, как ее йоркширский пудинг оседает, превращается в бесформенные руины.
- Но на несколько минут ты ведь можешь задержаться?
- Прости, Хелен, только тут и секунды играют роль! - У меня перед глазами возникла корова, которая мечется от боли и еще больше повреждает сломанную ногу. - Да и он места себе не находит. Нет, нужно ехать немедленно!
У моей жены задрожали губы.
- Ничего. Поставлю его в духовку до твоего возвращения.
Выходя, я увидел, как Хелен взяла мою тарелку и повернулась к двери на кухню. Но мы оба знали, что это конец. Никакой йоркширский пудинг не продержался бы до моего возвращения. Ведь я ехал в Ансон-Холл.
Все эти книги, до одной, достойны почетного места в домашней библиотеке
Второй автор, способный объять своей любовью все живое без исключения - Джеральд Даррелл.
Он очень семейный, забавный и трогательный. Взять хотя бы его предисловие к книге "Моя семья и другие звери":
Думаю, мама сумела достичь той счастливой нирваны, где уже ничто не потрясает и не удивляет, и в доказательство приведу хотя бы такой факт: недавно, в какую-то из суббот, когда мама оставалась одна в доме, ей вдруг принесли несколько клеток. В них было два пеликана, алый ибис, гриф и восемь обезьянок. Менее стойкий человек мог бы растеряться от такой неожиданности, но мама не растерялась. В понедельник утром я застал ее в гараже, где за нею гонялся рассерженный пеликан, которого она пыталась кормить сардинами из консервной банки.
- Хорошо, что ты пришел, милый, - сказала она, еле переводя дух. - С этим пеликаном трудновато было управиться.
Я спросил, откуда она знает, что это мои животные.
- Ну, конечно, твои, милый. Кто же еще мог бы мне их прислать?
Как видите, мама очень хорошо понимает по крайней мере одного из своих детей.
После этого пассажа я поняла, что способна вытерпеть любую живность, какую только Никита решит притащить в наш дом)
Следующие два писателя долгое время работали сообща и получили по заслугам - ни много ни мало, а Нобелевскую премию. Всю жизнь они занимались изучением поведения животных с высоким уровнем интеллекта.
Слева - Тинберген, слева - Лоренц.
Первый из них, Нико Тинберген, очень близок мне как ученый. Его произведения, несмотря на художественность и простой язык, - полноценный, серьезный научный труд. Он выстроен очень системно, грамотно, методично, последовательно. Нико как бы приглашает читателя подумать вместе с ним, подтвердить или опровергнуть выдвинутые им суждения. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок стал этологом, не давайте ему в руки эту книгу)
Второй из этого славного тандема - Конрад Лоренц. Мое представление о животных и о жизни с ними решающим образом изменилось после прочтения его книги "Человек находит друга". Теперь я и подумать не могу, что ребенок может расти без собаки. В любом случае, нравятся вам собаки или нет, прочтите как-нибудь эту книгу (и все, какие найдете - тоже). Конрад Лоренц рассказывает о животных (кошках, собаках, гусях, обезьянах и мало ли о каких еще) столько удивительных историй! Местами книга очень пронзительна, местами - забавна. Самая мудрая и добрая книга о животных, которая только мне встречалась. Она сделала меня лучше.
Двух авторов я торжественно отношу к нелюбимым: это Сетон-Томпсон и Бернгард Гржимек. Да, на Сетоне-Томпсоне я выросла. Но он суховат, а местами и просто жесток. А Гржимек вообще довольно нуден, на мой довольно-таки непритязательный вкус. Тем не менее, если кто-то считает иначе:
http://www.labirint.ru/books/360011/
Кое-что о собаках
О собаках написано ох как много книг. Здесь я бы хотела оставить три. 1. "Белый клык". "Белый клык", с его северным колоритом, с какой-то мужской и манящей реальностью, с его приключениями и мальчикам, и девочкам совершенно необходим. И я рада, что он есть в школьной программе, потому что у нас в вузе Джека Лондона уже не было. Мне до сих пор кажется это чудовищно несправедливым, и по отношению к Лондону, и по отношению ко мне.
2. "Казан - благородный волк"- история, прочитанная мной в далеком-предалеком детстве. Я помнила лишь слепую волчицу и ее супруга, который не бросил ее, - они всегда ходили бок о бок. За дальностью времени мне всегда казалось, что эту историю написал Сетон-Томпсон, потому что сборник именно его рассказов до сих пор стоит на нашей полочке. Но я подозревала, что здесь что-то не так. Каково же было мое удивление, когда я наконец нашла истинного ее автора! Им оказался Джеймс Кервуд. Я перечитала книгу снова. Снова плакала и радовалась, переживала и переводила дух, когда все заканчивалось хорошо. Это великая книга о собаке, самая любимая моя художественная книга о собаке, и я счастлива, что смогла наконец найти ее. Джеймс Кервуд, не менее благородный, чем Казан.
3. "Белый Бим Чёрное ухо". Эта повесть, конечно, великая. И памятник Биму стоит. Но знаете... не могу я простить этой книге ее конца. Эту невстречу, которая в литературе, в лучшем из лучших миров, не должна была произойти. И людей простить не могу - немало в книге и хороших персонажей, а осадок и недоверие осталось. А ведь обидой на людей никакая действительно хорошая книга заканчиваться не должна, даже если ее цель - максимально честно отразить реальность. Я часто слышу такие фразы: "люди хуже собак", "с каждом годом я все больше люблю собак, и все меньше люблю людей" и т.д. Собаки - необычайны, и сердце у них огромное. Но и люди - необычайны, и у них - огромное сердце.
ISBN: 978-5-389-03658-1
Прежде, чем завершить обзор, хочу спросить у вас, во-первых, не помните ли вы произведения, в котором фигурирует некая собака Жюль, его хозяйка Элен и хозяин с печатной машинкой, а во-вторых, не помните ли вы автора (почти наверняка русского), который описывает жизнь цирка, гастроли с животными по городам и разные гостиничные приключения вроде ежа, который топал по ночам и ел мясо полосками?
На этом все на сегодня. Я немного волнуюсь, получится ли обзор таким, каким я его видела у себя в голове. Большую его часть я писала со всей страстью, на которую способна, но редакция давалась мне трудно. Не сердитесь за некоторую отрешенность, если она случится. Желаю вам дом, полный зверей, птиц и детей. И пусть все они живут в согласии!
Спасибо вам за такой искренний обзор!!!!! Вернее вашу серию обзоров. Очень интересно, душевно и полезно в плане выбора книг. Спасибо, что тратите столько времени и душевных сил, чтоб донести всю любовь к книгам нам- читающим ваши обзоры.