Понятие «амана» у праведных предшественников не ограничивалось соблюдением договоров и возвращением вверенных на хранение вещей. Для них это было более обширным понятием. Ведь, поистине амана - это плод имана, это установление закона Аллаха у себя в душе и обществе.
Аллах Всевышний сказал: «Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное» (Хадж, 41).
Да, намаз также является аманатом. И тот, кто не соблюдает этот аманат, то, как он будет соблюдать нечто иное? Поэтому заплакал Анас, ؓ, когда увидел, что люди стали небрежно относиться к молитве во времена Хаджаджа. Передал аз-Зухри, да смилуется над ним Аллах, который сказал:: «Я зашел к Анасу в Дамаске и застал его плачущим. Тогда я спросил его: «Почему ты плачешь?» И он ответил: «Я не знаю ничего из того, что застал, кроме этой молитвы, и она стала утраченной (людьми)» (аль-Бухари). Также и закят является аманатом. Разве мы не знаем, как правдивейший Абу Бакр, ؓ, сражался с теми, кто отказался его выплачивать?! Более того, он назвал это вероотступничеством. Также и пост является аманатом. Поэтому нам приказано не нарушать пост, даже своими эмоциями, и если кто-то ругает нас или ищет ссоры во время поста, то нам велено сказать: «Я постящийся». Также хадж является аманатом: «Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (Корова, 197). Амана - это непоколебимость в поминании Аллаха, преданность по отношению к тому, с кем ты имеешь дело, устойчивость в религии до последнего вздоха своей жизни. Поэтому, когда 'Иракл (Ираклий - император Византии) спросил Абу Суфьяна, оставляет ли кто-нибудь религию Мухаммада, ﷺ, Абу Суфьян ответил: «Нет». И тогда 'Иракл сказал: «Такова вера, когда она проникает в сердца». Поэтому мальчик указал царю на тот единственный способ, которым царь сможет убить этого мальчика, в результате чего уверовал весь народ. И даже рвы наполненные огнем не отвратили этих людей от религии: (وَمَا نَقَمُوا مِنْهُمْ إِلَّا أَنْ يُؤْمِنُوا بِاللَّهِ الْعَزِيزِ الْحَمِيدِ8) [البروج:8] «Они вымещали им только за то, что те уверовали в Аллаха Могущественного, Достохвального» И сообщил посланник Аллаха, ﷺ, что среди тех, кто был до нас, были такие, которых заживо распиливали пилой, однако и это не отвращало этих людей от их религии. Поэтому мы знаем, одним из признаков того, что человек почувствовал вкус веры - это когда он не желает вернуться в неверие так же, как он не желает, чтоб его бросили в огонь. Поэтому сказал тот, кто уверовал: (وَيَا قَوْمِ مَا لِي أَدْعُوكُمْ إِلَى النَّجَاةِ وَتَدْعُونَنِي إِلَى النَّارِ 41)[غافر:41] «О мой народ! Почему я зову вас к спасению, а вы зовете меня в Огонь?» (Прощающий, 41). И да помилует Аллах тех колдунов, которые уверовав, освободились от оков фараона и сказали ему: (فَاقْضِ مَا أَنْتَ قَاضٍ إِنَّمَا تَقْضِي هَذِهِ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا72) [طه:72] «Выноси же свой приговор! Воистину, ты выносишь приговор только в мирской жизни» (Та Ха, 72). Амана - это сила в сохранении прав людей. Как об этом сказано в истории Юсуфа: (قَالَ إِنَّكَ الْيَوْمَ لَدَيْنَا مَكِينٌ أَمِينٌ 54 قَالَ اجْعَلْنِي عَلَى خَزَائِنِ الْأَرْضِ إِنِّي حَفِيظٌ عَلِيمٌ 55)[يوسف:54] «…сегодня при нас ты обрел положение и доверие». Он сказал: «Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я - знающий хранитель» (Йусуф, 54-55). Или как сказано в истории Мусы: (قَالَتْ إِحْدَاهُمَا يَا أَبَتِ اسْتَأْجِرْهُ إِنَّ خَيْرَ مَنِ اسْتَأْجَرْتَ الْقَوِيُّ الْأَمِينُ 26)[القصص:26] «…отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия» (Рассказ, 26). В понятие «амана» также входит благочестие к родителям, сохранение религии и чести. И если призадуматься над историей трех человек, которым камень преградил выход из пещеры, то можно заметить, что они спаслись по причине правдивости и верности. ПОДРОБНЕЕ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬИскреннее наставление и благонадежность