Красота молитвы и любовь к Аллаху
5.1. Да‘ват - призыв к вереПогружение в глубокое духовное состояние во время намаза, требует открытости сердца и понимания произносимых слов.
Тогда наша молитва пролетит незаметно; сколько бы времени мы ни потратили на нее в реальности, нам все равно будет казаться, что часы нас обманывают: «Разве уже прошло 10 (15, 20) минут?» - скажете вы.
Человек, который молится именно так, хочет, чтобы его молитва не заканчивалась никогда.
Ибн аль-Кайим описывал это ощущение как «то, за что состязаются соперники… это пища для души и услада для глаз», он также сказал: «если это чувство уходит из сердца, оно становится как тело без души».
Любовь к Аллаху
У некоторых людей отношения с Аллахом ограничиваются выполнением приказов и воздержанием от запрещенного, с помощью чего человек хочет избавить себя от ада. Конечно же, мы должны следовать приказаниями и держаться подальше от запретного, но за этим должно стоять нечто большее, чем страх или надежда – это следует делать из любви к Аллаху. В Коране Аллах говорит:
«…Аллах приведет людей, которых Он любит и которые любят Его…» (аль-Маида 5:54)
Мы часто наблюдаем, как во время встречи любящего с возлюбленным их сердца наполняются трепетом и оживлением, и они тепло встречают друг друга. Но когда мы встретим Аллаха, мы испытаем чувство совершенно иного рода. Аллах говорит в Коране:
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (аль-Бакара 2:165)
Те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее… Это должно быть чувство тоски по Нему, и когда мы воздеваем руки в начале молитвы, наше сердце должно наполниться теплом и любовью от того, что мы, наконец, встретились с Аллахом. Пророк, мир ему, совершал следующее дуа:
«О Аллах, прошу у Тебя тоски по встрече с Тобой» (ан-Насаи, аль-Хаким). В своей книге «Тарик аль-Хиджратаин» Ибн аль-Кайим пишет, что Аллах любит Своего Посланника и Своих верующих рабов, а они любят Его, и нет никого, кого они любили бы сильнее Него. В родительской любви есть своя сладость, точно также как и в любви ребенка к родителю, но любовь к Аллаху намного выше любви к смертным. Пророк, мир ему, сказал: «В ком будет три этих [качества], тот ощутит сладость веры: первое – это когда человек будет любить Всевышнего и последнего Посланника Его больше всех на этом белом свете; второе – это когда один человек полюбит другого искренней, божественной любовью ради Всевышнего и только; третье – это когда человек будет испытывать полную сердечную неприязнь к возвращению в неверие, подобно нежеланию быть брошенным в Ад» (Бухари).
Итак, первое, о чем он упомянул, это любовь ко Всевышнему и Его Посланнику, с которой не сравнится никакая другая любовь.
Ибн аль-Кайим говорит: «Поскольку “нет никого, подобного Ему” (аш-Шура 42:11), нет ничего, что было бы похоже на любовь к Нему».
Если вы испытаете любовь к Нему, это будет настолько сильное и настолько сладкое чувство, что вы захотите, чтобы молитва длилась вечно.
Действительно ли вы хотите вкусить такую любовь? Спросите себя, почему вы должны любить Аллаха?
Знайте, что мы можем любить человека по трем причинам (всем сразу или по отдельности): за его красоту, за его характер, и за добро, которое он вам сделал.
И поймите, что Аллах соединяет в Себе все эти три качества в их максимальном проявлении.
Качества тех, кого любит Аллах
Аллах Хвала Ему Превеличайшему указал в Коране на качества тех, кого Он любит.
"... И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро." (Коран 2-195)
"Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся". (Коран 2-222)
"Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих." (Коран 3-159)
"... Аллах любит богобоязненных " (Коран 3-76)
"... Аллах любит терпеливых." (Коран 3-146)
"... Аллах любит справедливых!" (Коран 5:42)
"Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они - прочное строение." (Коран 61:4)
"Воистину, Аллах любит беспристрастных" (Коран 49:9)
Качества тех, кого НЕ любит Аллах
Аналогичным образом, Аллах, Хвала Ему Превеличайшему, указал в Коране на качества тех, кого Он НЕ любит.
"Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников.". (Коран 2-190)
"...Но ведь Аллах не любит нечестия". (Коран 2-205)
"...Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников.". (Коран 2-276 )
"...Ведь Аллах не любит беззаконников, творящих притеснения". (Коран 3, 57 )
"Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует..." (Коран 7-31 )
"...Не являй на лице презрения к людям и не шествуй по земле горделиво - воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов." (Коран 31-18 )
Всеобъемлющая красота
Никто из нас не может остаться равнодушным к красоте. Можно сказать, что это почти фитра (естественная предрасположенность) – любить то, что красиво. Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сравнил Пророка, мир ему, с «сиянием солнца». Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха был красивее, чем полная луна» (Тирмизи).
Аллах наделил красотой всех Своих Пророков, чтобы люди имели к ним природную склонность.
Но красота – это нечто большее, чем красивое лицо, потому что красота – это то, что наполняет всего человека и что способно, в одно и то же время, восхищать и умиротворять нашу душу. Мерцание месяца тихой ночью, мощь водопада, когда вода обрушивается вниз с высоты сотен метров, закат солнца на море… Эти сцены живой нетронутой красоты затрагивают самые высокие струны нашей души…
Если Аллах и есть Сотворивший всю эту красоту, то насколько же прекрасен сам Аллах?
Ибн аль-Кайим сказал: «Если мы знаем, что вся внутренняя и внешняя красота этой и будущей жизни создана Аллахом, то какой же красоты ее Создатель?»
Эта фитра – любить то, что прекрасно – объясняется красотой самого Аллаха. Одно из Его Имен – аль-Джамиль (Красивейший). Ибн аль-Кайим утверждает, что человеческое воображение не способно представить красоту Аллаха, и лишь Он сам знает ее. И любая красота этого мира – лишь отблеск Его красоты.
Ибн аль-Кайим говорит, что если все сущее было таким красивым как могло бы (представьте, что каждый человек был бы таким же прекрасным как Юсуф, мир ему, а мир был бы красив как Рай), и можно было бы собрать всю эту красоту с начала времен до Судного дня, в сравнении с красотой Аллаха она была бы даже бледнее, чем луч в сравнении с его источником – солнцем.
Аллах так прекрасен, что нам было бы невыносимо увидеть эту красоту при жизни. В Коране Аллах повествует о просьбе Мусы, мир ему:
Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса (Моисей) упал без сознания. Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я – первый из верующих».(аль-Араф 7:143)
Даже гора не вынесла лицезрения красоты Аллаха и рассыпалась в прах, и когда Муса, мир ему, увидел это – даже не видя Аллаха – он пал, как громом пораженный. Вот поэтому в Судный день свет Аллаха воссияет над миром. Мы говорим о захватывающей дух красоте, но мы еще не видели красоту Аллаха. В этом мире существует и красота, и совершенство, но они конечны, тогда как истинное величие и красота – это свойства Аллаха:
«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». (ар-Рахман 55:27)
Помня об этом, Пророк, мир ему, сказал: «Аллах обращает Свой Лик к лицу Своего молящегося раба, если тот не отвернется» (Передал Тирмизи).
Помните это, совершая намаз, и просите Аллаха даровать вам радость лицезреть Его в Раю, прибегайте к Его помощи, чтобы искренне всем сердцем любить Его и быть любимым Им в Его понимании.