Наша программа "Интеллект" . Часть вторая. Логика. Простые формы восприятия.
Игры и игрушки для детей от 2х-до 3-х летИтак, ее величество ЛОГИКА. Царица всех наук.
Понятие широкое, многогранное, на мой дилетантский взгляд , неразрывно связанное с математикой. Предполагаю, что в нашем возрасте, достаточно ограничиться:
1) знанием фигур (штук 8-10 надо знать к трём годам)
2) геометрических тел (6-7 основных),
3) цветов ( чем больше, тем лучше, мы уже планируем доставать оттенки)
4) размерные признаки предметов,
5) счёт до 10 ( а можно и больше),
6) осознанное понятие количества в пределах 5
7) разыгрыванием элементарных сюжетно-ролевых игр/задачек.
Небольшое отступление. А вообще логические мышление в дошкольном возрасте предполагает свободное оперирование как можно большим количеством признаков, понятий и взаимосвязей между ними. Математики, поправьте или дополните меня, плиз))) Это в моем представлении. Поэтому и зубрим цвета, формы и др признаки предметов.
Не смотря на то , что существует сотни видов олимпиадных логических задач, натаскивание на их решение чаще всего не приносит блестящих результатов, а просто выводит ребёнка на болеее высокий уровень. Побеждают же те, кто одарён, имеет сильную начальную базу, очень мотивирован и "пашет" по полной программе.
Наша же задача на сегодняшний день - познакомить ребёнка с признаками и характеристиками предметов, которыми он сможет потом оперировать по законам логики. Для этого необходимо обыграть и усвоить так называемые
ПРОСТЫЕ ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ, к которым относятся:
ФОРМА (игры с геометрическими фигурами).
Практические действия - наложение, прикладывание, переворачивание, сосоставление элементов фигуры, обведение пальцем контуров, рисование.
1) на что похожа эта фигура? (Пока не закончится запас слов). Я припасаю заранее интересные игрушечки нужной формы.
2) найди предметы в комнате (улице) похожие на эту фигуру .
3) разложи фигуры в ряд под такими же на рисунке. Затем наложи на рисунок. Заготовить шаблон.
4) разложи в ряд рядом с похожими.шаблон.
5) классификация по форме.
Фигур у нас много. Несколько разных наборов. С ними не составляет труда выполнить все рекомендованные здесь упражнения. А начинали мы со старшими с самодельного картонного комплекта сверху. С ним можно придумать миллион игр на классификацию, память и внимание. Это своеобразный предшественник блоков Денеша, в котором отсутствует параметр толщины. Поэтому прежде чем покупать Блоки можно попробовать поиграть с таким комплектом.
6) рамки Монтессори ( обводить, штриховать).
7) волшебный мешочек с фигурами.
8) бусы из геом фигур (логические ряды).
9) рисунки из фигур.
10) орнаменты. По образцу, накладывая друг на друга. Шаблон.
11) будничные вопросы: из каких фигур сделаны флажки, чем похожи домики, из каких фигур сложили рисунок, найди похожие фигуры. Вообщем, при изучении конкретной темы, беседовать и обсуждать на прогулках и др. Местах.
12) ну и многочисленные пособия, которыми переполнен рынок детских товаров. У нас вот такие.
Рамки Монтессори. К деревянным полное равнодушие, к пенопропеленовым -любовь. Но только в случае, если соорудить из них дорогу для машинок
сортеры, из отдельных мы выросли, а до верхнего правого ещё не доросли. Только кажется, что простой. Получается сделать, если даю по одной фигурке. Самый любимый - нижний правый, и огромное спасибо Татьяне за конструктор от Мелисы и дог) практически подарила нам его Я частенько релаксирую - собираю сама- качество супер, малышок подключается.
Этот универсальный скотч не могла не показать. Здесь и форма, и цвет, и размер - все в одном флаконе. Тимофей пока проигнорировал. А вот дочка его обожала, мы на нем и отработали все понятия. Помню, что карточки были у нас группами детского сада, куда родители разводили по утрам своих детей. Не могла она смириться, что у всех детей по одному родителю, а у слонят двое )))
ЦВЕТ
Многие игры аналогичны предыдущим, да и пособий по изучению цветов настолько много, что не знаю, есть ли смысл сильно распыляться. Хотя встречаются дети, которые долго не могут запомнить цвета. Мой старший сын знал основные в 1,6 года, тогда как у ровесницы-соседки все было белей))) но это ни о чем не говорит) очень умная девочка выросла.
1) классификация ( подбери по цвету)
2) бусы ( логические цветовые ряды)
3) что ещё такого цвета ( дома, на улице)
4) закрой окошки нужного цвета.
5) раскрась воду в стаканчиках
6) подбери пару одного цвета
7) найди предметы похожие по цвету
8) подбери к каждому предмету свой цвет.
9) смешай разные краски
10) будничные вопросы и пособия.
Мозаики почему-то отношу к играм на цветовое восприятие. Хотя понятно, что там и моторика, и элементы конструирования и миллион других игр. Вот здесь у Виктории здорово про них написано. Цветовое лото от Гранны любим, был период играли каждый день, с цветными плашками можно не только цвета выучить, но и конструировать и выполнять упражнения отсюда. И бабочки нежно любимы с года. Тоже миллион игр, только Тиме упорно нравится выкладывать их наоборот)
РАЗМЕР:
Величина. Практические действия - наложение, прикладывание, ощупывание, измерение, группировка по одинаковому признаку.
1) классификация больших и маленьких предметов.
2) ввести понятие Самый большой - добавив к большому и маленькому кубику , кубик ещё большего размера. Расставить по порядку, назвать, повторить с другими игрушками.
3) аналогично ввести понятие самый маленький. Показать пальцами разницу их размера, поросить вразбивку давать игрушки разного размера.
4) семья. Подготовить игрушки разных размеров - разложить по коробочкам на самые большие, большие и маленькие.
5) матрешки. Расставить в ряд по величине, называя, показать, как прячутся друг за друга и внутрь, как водят хоровод сначала вокруг самой большой, затем самой маленькой. Поменять двух местами, попросить поставить правильно.
6) построй башенку из кубиков по величине, Собери пирамидку, сначала разложив колечки.
7) выбери пуговки. Разложи на самые большие, самые маленькие, внимательно рассматривать и сравнивать.
8) аналогичны игры с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал):
Разложи по порядку, методом наложения, начиная с большого и маленького, а также в ряд под фигуры первого ряда, проверяя размер наложением.
Построй башню ( методом наложения, чтоб было видно все цвета) и лесенку:
Из цветных и одноцветных квадратов;
Большую - маленькую;
Две одинаковые;
Длинную-короткую;
Пирамиду, домики разной величины для птичек, собачек, людей.
Наши пирамидки. Не только величина, но и высота, и цвет с формой. Не могу сказать, что сильно любимы .. если только катать по комнате или собирать оооогромный трактор-гусеницу..стараюсь задействовать в сюжетно-ролевых. Проходит)
ВЫСОТА
1) какой высоты стол, столик, стул и стульчик?
2) перешагни препятствие - высокое и низкое, высоту менять.
3) достань игрушку. Какая стоит высоко? Какая низко?
4) где высокие полки? Попросить ставить игрушки на высокие и низкие полки. Где низкая? Где повыше? Где ещё выше? Самая высокая? Аналогично о высоте разной мебели.что выше?
5) какая кукла выше? Добавить другие игрушки, сравнить , выстроить в ряд.
6) поставь по росту ( чашки, грибочки). Показать как можно сравнивать рост предметов прикладывая рядом и накладывая. Выложить все предметы в ряды по росту, показывая самые высокие и т.д. По вертикали и горизонтали.
7) какая фигура выше - ниже? Использовать несколько парных геом тел/ фигур. Разложить парами и сравнить высоту каждой фигуры.
8) покажи высоту прямоугольника. Разложить хаотично, попросить поставить по росту.
9) найди одинаковые по высоте прямоугольники. Методом наложения и прикладывания.
10) построй лесенку из прямоугольников одного и разных цветов. Сравнить обе - какая выше-ниже, какие ступеньки выше/ниже, вынуть ступеньку - что изменилось, сделай как было.
ДЛИНА
1) игры с лентами разными по длине, начиная с двух. Показать как их измерять, разводя руки в стороны. Добавить 2 более короткие ленты другого цвета. Положить их ниже первой пары. Показать от самой длинной до самой короткой. Наложить друг на друга, сравнить разные по цвету ленты из первой и второй пары.
2) сравни карандаши по длине. Положить на стол друг под другом, добавить ещё два карандаша, разложить по-порядку.
3) какой длины веревочки? Аналогично предыдущему.
4) какой длины одежда? Показать, как измерять одежду методом наложения.
5) найди ниточки одинаковой длины., разложив их по порядку. Дать ещё одну, найти такую же путём сравнивание.
6) покажи длинные и короткие предметы в комнате.
7) одень куклам юбки. Какая длинная, какая короткая, какая кукла высокая, какая маленькая и т.д.
8) раздели кирпичики на длинные и короткие. Можно показать, как перевернуть кирпичики для измерения высоты (вертикально) и для измерения длины ( параллельно).
9) построй ёлочку из полосок разной длины ( по образцу и без).
10) сложи орнамент из кирпичиков разной длины, продолжи мой, сложи свой.
11) построй лесенку из длинных и коротких прямоугольников. Поставь по высоте. Какая лесенка получилась?
12) сложи из прям-в поезда разной длины - длинный и короткий, длиннее короткого, короче короткого.
13) нарисуй: дорожки разной длины, прямые и извилистые; коврики, листики, бусы разной длины.
ШИРИНА
1) какие это ленты - показать широкую и узкую ленты. Показать ленты другого цвета, разные по ширине. Сравнить путём приложения, развесить на разные стулья.
2) определи ширину окон и дверей.
3) разложи узкие и широкие предметы в свои коробочки.
4) разложи полоски. 4 цветные полоски разной ширины разложить на две группы, далее по порядку.наложить друг на друга, чтобы была видна предыдущая. Назвать цвет самой узкой и т.д. Добавить такой же белый комплект полосок, подобрать пары, методом наложения и прикладывания рядом.
5) сложи орнамент из полосок разной ширины.
4) найди полоски из набора полосок разных по ширине и длине: узкую и длинную, широкую и длинную, узкую и короткую, широкую и короткую.
5)найди широкие и узкие вазы, расставь по порядку, наложи друг на друга.
6) построй лесенки из широких и узких полосок одинаковых в каждой группе по длине. Лесенки можно построить высокие и низкие, из широких и узких ступенек, тогда они будут разными по ширине и высоте.
ТОЛЩИНА
1) разложи палочки на толстые и тонкие.
2) разбери веревочки по порядку.
3) определи толщину ножек мебели.
4) какая это ткань - толстая или тонкая.
5) разложи ручки разной толщины.
6) определи толщину бумаги.
7) определи толщину разных предметов: полотенца, дерева, доски, шоколадки, книги..
Игры на восприятие толщины кирпичиков. Фактически мы приближаемся к конструированию.
1) сравнить два кирпичика одинаковых по длине, ширине и цвету, но разные по толщине. Сравнить их длину, ширину и толщинуметодом наложения и прикладывания рядом.
2) построй стены из тонких и толстых брусочков. Сравнить по толщине. Построить забор, ставя их вертикально.
3) сложи стену, чередуя тонкие и толстые бруски.
4) построй: ворота, беседку, гараж, дворец, поворачивая толщину вовнутрь и наружу, меняя и поворачивая толщину верхней перекладины. Какой способ прочнее?
5) построй по образцу.
6) сложи кирпичики по разному.
И ещё наши пособия на восприятие таких признаков, как величина, высота, длина, ширина, толщина. Отдельные - многофункциональные. Здесь и форма, и цвет, и счёт
Раз уж зашла речь о счете, покажу , как мы учились считать в пределах первого десятка. В ход шли, конечно, интересные игрушечки, которые хранились вне зоны доступа. Начали, естественно, с одного - один домик, снизу одна куколка - параллельно знакомились с понятием столько же, придумывали и решали элементарные задачки, тут же подключали игры на память и внимание. Вообщем, получался прекрасный комплекс. Играли не часто - пару раз в неделю и эта коробочка с мелочевкой всегда была самой вожделенной игрушкой. Аналогично двум человечкам выдали двух собачек, трём (непонятно кому) три колечка, иногда предметов было больше - убирали лишние, или меньше - восстанавливали справедливость. Вот так и занимались... эх, даже слеза накатила, глядя на эти игрушечки....
Конспект этот несколько устаревший, ему ровно столько, сколько моему старшему сыну. Отдаёт немного таким "кустарным" Монтессори. Но тем не менее он не потерял своей актуальности и принцип "пропустить сквозь пальцы" в нем преобладает. Необязательно выполнять все игры, многие из которых скучны и отдают д/с дидактикой, каждое действие желательно обыгрывать, превращать в триллер - у нас уже прижилось это образное выражение))) и тем не менее это - та база, те кирпичики, на которых будет строиться целая группа логических задач у дошкольников и младших школьников. И никуда от этого не деться) целесообразно на одном из этапов, например, знакомства с понятием толщина , ввести классическую игру на закрепление простых видов восприятия - Блоки Денеша.
У нас такие. Разложены по мешочкам по форме, чтобы быстрее найти нужную фигурку. Собираем пока изображения в альбомах, а я рассказываю очередной триллер.
Шпаргалка: Измерение параметров величины:
Высота. Показать измерение одних предметов другими предметами и отрезками методом прикладывания и наложения.
Длина. Лентой или верёвочкой, бумажными отрезками, руками и шагами.
Ширина. Руками, шагами, другими предметами, отрезками, линейками.
Толщина. Пальцами, обхватом рук, сравнение с другими предметами, измерение сантиметром.
Есть смысл упомянуть, что существуют также СПЕЦИАЛЬНЫЕ виды восприятия:
ПРОСТРАНСТВО
НАПРАВЛЕНИЕ
ВОСПРИЯТИЕ целостного предмета - оно же конструирование.
Восприятие времени ( но нам ещё как до Луны)
Следует также познакомить ребёнка с ОСОБЫМИ свойствами предметов:
Температурой, Качеством поверхности, Тяжесть, Вкус, Запах, Звуки. Но об этом в следующий раз)
Далее можно постепенно переходить к играм на логику. Продолжение следует!