Наша программа "Интеллект", Тимофей, 2 года. Часть первая: мелкая моторика, внимание память.
Игры и игрушки для детей от 2х-до 3-х летИзначально родился приблизительный план, который, как это чаще всего получается, пришлось додумывать, домысливать и совершенствовать. Ну и по ходу дела перетрясти все шкафы, имеющиеся в доме, на наличие игр, пособий и прочих развивашек. Итак:
Вводная часть - Мелкая моторика,
Внимание (оно же физкультминутка)
Память
Физкультминутка
Логика
Физкультминутка
Конструирование
Творчество (лепка, аппликация)
Опыты - в планах на будущее.
И если с проведением занятий по Развитию Речи дело обстоит гораздо проще, то этот блок требует более тщательного подхода, придумывания и подготовки в силу того, что проходить он должен исключительно в игровой форме, ненавязчиво, но результативно. РР мы чётко начинаем с массажа рук и Тим уже давно понял, что ему просто не отвертеться и надо - значит надо, то здесь нужно постараться преподнести и оформить все таким образом, чтобы не возникало ощущения обязаловки, которое может отбить у ребёнка желание и охоту заниматься, а наоборот мотивировать его всеми возможными средствами. Чтобы сократить время на подготовку я распределила все материалы в соответствии с направлениями, из которых состоит мой план.
На моей памяти мало кто из старших детей любил дидактические игры и пособия, направленные на развитие чего-либо. мальчишки просто не выносили игры Никитина, мозаики, шнуровки и пр. Поэтому приходилось хитрить, фантазировать, да и то не всегда успешно. Но они, особенно, старший были гиперактивны. Среднему было просто не интересно, а скорее всего, это я на тот момент выдохлась и потеряла способность заинтересовывать...
Мой младший сынок производит впечатление более усидчивого ребёнка, но не могу сказать, что он сильно неравнодушен к мозаикам, блокам Дьенеша и т.д. Поэтому пару раз в неделю чешу репу и с вечера стараюсь прикинуть, как мы будем развлекаться на следующее утро.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА.
Итак, начинаем как обычно с мелкой моторики - далее ММ. Это уже стало традицией и ребёнок знает, что мы готовы играть заниматься.
Вариантов пруд пруди, но поскольку мы делаем это 2-3 раза в неделю и не хотелось бы повторяться, в первую очередь потому, что функций у этой ММ миллион и все упражнения, соответственно , разные - на развитие разных функций. Вот здесь ещё у Вики очень понравилось)
В нашем случае - это слабые кисти и пальцы рук. Хотя висеть на турничке получается очень даже неплохо. Поэтому для себя определила, что зона ближайшего развития:
1) кнопки, шпильки, гвоздики, зубочистки, экспандер, клизмы, прищепки, заколки-крокодилы, пипетки, щипцы, хваталки, чеснокодавилка, соковыжималка для цитрусовых, дырокол, степлер, липучки, насос ( для воздушных шариков, разумеется))) и все прочее, чем можно давить, отжимать, протыкать, вкручивать и вбивать, вообщем, прикладывать усилия - способствующие укреплению кистевых и пальчиковых мышц.
2) конечно, манипуляции с мелкими предметами ( мозаика, пуговицы, бусины, резинки и т.д.),
3) Замки, застежки, молнии, крышки, мешочки на завязках, гайки с болтами, точилки для карандашей, заводные игрушки, волчки - все, что требует тонких моторных движений.
4) Упражнения практической жизни по Марии Монтессори.
5) а также рамки и вкладыши более высокого уровня сложности и балансир, включая левую руку. Поэтому каждый раз набираю корзиночку и предлагаю 2-3 игры для совершенствования ММ.
ВНИМАНИЕ.
В результате многолетнего школьного опыта обучения всех моих детей, я пришла к выводу, что главная составляющая на пути к успешной учебе - это внимание. Сидит полкласса умных, развитых, а все ошибки - из-за невнимательности...
виды внимания (по Тихомировой).
1) непроизвольное.
2) произвольное.
3) послепроизвольное.
Свойства внимания:
1) объём.
2)устойчивость.
3) распределение.
4) переключение.
С играми на развитие внимания, которые можно вводить в 2 года дела обстоят проще всего.
Их вагон и маленькая тележка. Одна из самых главных - "Обезьянка" или сделай, как я. Хорошо описана у Никитиных. Особенно эффективна с геометрическими фигурами. Использовать можно все, что угодно, играть, где угодно. Мы играем даже на кухне с ложками, вилками и пр. Причиндалами. Далее я стараюсь чередовать:
1) разные лото ( способы игры от простого к сложному)
Вот ещё открыли для себя три отличные игры на внимание. Первое почти переросли, второе трудноватое, а светофорчики - самодельные. К ним нужны такие же пары кружков, после недолгого разглядывания ребёнок должен повторить комбинацию. Это аналог никитинского Внимания, только для малышей. Но это ближе к 3-4 годам.
2) домино
3) досочки Сегена
4) есть ещё аналог этой красивейшей игры в бумажном варианте - называется Собери узор.
5) пазлы или игры - аналоги.
6) рамки и вкладыши Монтессори
7) найди игрушку по описанию
8) найди одинаковые предметы ( картинки, наклейки) из числа 6-10. Найди такой, как в моей руке.
9) что пропало, появилось, потерялось...
10) сравнивать 2 игрушки , чем похожи, чем отличаются. Более или менее похожие.
11)собирать по схемам пирамидку и любое пособие, поддающееся сборке.
12) парные картинки
13) все виды сортировки способствуют развитию внимания.
14) путаница, недостающие детали, найди ошибки и др. По рабочим тетрадям на наш возраст.
Подвижные игры на внимание мне кажутся особенно для нас целесообразными. Они отлично совмещают в себе функцию физкультминутки. Мы играем под музыку:
1) собираем грибы - разбрасываю грибочки.
2) цапля - ловим разбросанных лягушек.
3) собираем урожай - посаженные по комнате овощи/фрукты.
4) ищем всех - мишек, кукол, машинки и т.д., которые могут оказаться в самых неожиданных местах.
5) пробуем играть в съедобное-несъедобное.
6) принеси/ дай/ найди мне только: красные предметы, круглые предметы, машинки, фрукты, лесных животных и т.д.
7) и вот ещё две весёлые игры, которые прижились у нас.
Игры на развитие СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ - умение слушать и слышать также отношу к этой категории. Их немного для нашего возраста , в основном из серии - угадай звук.
1) извлекаю за ширмочкой самые разные звуки - начиная от музыкальных инструментов, заканчивая, всеми видами бумаги и предметами быта. Идёт очень тяжело. Игре предшествует долгое изучение и знакомство с материалами.
2) посидим в тишине. Слушаем звуки окружающего мира.
3) шепчу на ушко, что-нибудь смешное, прошу выполнить просьбу.
4) отстукиваю простенькие ритмы. Прошу повторить.
5) угадай, кто говорит - издаю звуки животных или предметов, находит соответствующую картинку.
6) приятно слушать этот звук- воспроизвожу редкие и новые, незнакомые звуки.
7) сундучок с предметами, издающими самые разные звуки, там же храним парные шумовые коробочки.
8) Есть у нас звуковое лото со звуками животных.
9) ну и запись со звуками окружающего мира - иногда слушаем.
Аналогично ММ подбираю несколько игр на внимание - статичную, подвижную, слуховую.
ПАМЯТЬ.
следующая составляющая успешной учебы - память.. подняла свои старые записи - каких только видов памяти не бывает (далее по Тихомировой)!
По типу хранения информации:
Долговременная
Кратковременная
Типы памяти по запоминанию:
Механическая (зубрежка)
Смысловая (осмысленное запоминание)
Другие виды памяти:
Произвольная ( вспоминается само собой)
Непроизвольная (прилагается усилие)
Далее память и органы чувств:
Зрительная (художники)
Слуховая (музыканты)
Обонятельная
Осязательная
Вкусовая
Словесно-логическая (формулы, схемы, таблицы)
Наглядно - Образная (лица, звуки, цвета)
Двигательная (спортсмены)
Эмоциональная (чувства)
Временная
На числа, фамилии, лица и это, мне кажется, не придел. Со старшим сыном дружит юноша, у которого уникальная топографическая память.. помимо всех улиц и переулков Москвы он помнит ГОСТ и точное месторасположение ... каждого фонарного столба😂😂
Планирую изучить игры на развитие памяти по Шичиде, попробовать несколько, поскольку выбор классических игр наш возраст невелик, большинство из них рассчитаны на деток постарше. Хотя чередовать 3-4-5 игр не составляет труда. У нас это:
1) Классическое Мемори, играем по правилам, используем 4 пары фишек;
2) "Комодик" из спичечных коробков 6 штук (прототип мнемотехнических таблиц), прячу игрушку, через какое-то время спрашиваю, где? постепенно увеличиваю количество коробков и игрушек;
3) Классические Кого не хватает, кто появился, кто поменялся местами? Использую 4-5 игрушек, (карточек, фигур, предметов);
4) парные картинки. В чем-то аналог Мемори с разными игровыми возможностями .
5) книжечки по типу Кто спрятался? Кто пришёл потом?
6) ну и мне кажется, что можно уже начинать играть с картинками - чем похожи, чем отличаются; чего не хватает у предмета, т.е. Использовать готовые пособия на наш возраст.
7) миллион изменений (переставлять, менять местами, убирать предметы в интерьере, в своём внешнем облике и т.д., и долбить ребёнка вопросами).
8) цепочка истории из Шичиды. Пока в планах, Кто знаком с методой, что там ещё на память?
Благодатны для развития памяти такие сюжетно-ролевые игры, как больница, гости, магазин и т.д. Для мальчиков актуальна тема машинок, которые перепутали все свои дорожки / гаражи и т.д. Вариантов тьма. Аналогично продумываю 3 игры на развитие памяти, предлагаю на выбор.
Ну и в ближайшем будущем, предположительно в следующем сезоне займёмся изучением основ мнемотехники - по сказкам, в игровой форме, разумеется.
Вот ещё чуть не забыла, что диагностика памяти у детей дошкольного возраста включает:
1) диагностику и развитие смысловой памяти. Воспроизведение рассказа, ответы на вопросы.
2) диагностику слуховой памяти. Назвать из 10 озвученных слов те - что запомнил.
3) диагностику зрительной памяти. Воспроизвести рисунок после 10-секундного разглядывания.
4) методика опосредованного запоминания. Зачитываются слова, ребёнок выбирает соответствующие карточки с рисунками, объясняет выбор. Через 15 минут назвать по картинкам, что запомнил.
5) диагностика образной памяти. 12 образов в виде таблиц на 30 секунд. Нарисовать или назвать , что запомнил. Отличные таблички есть в книге Никитиных.
Но это на возраст 5-6-7 лет. У нас пока есть время. Поэтому особое внимание этим видам памяти!!!
ЛОГИКА.
Понятие настолько обширное и многогранное, с большим количеством теоретической информации, поэтому пришлось вынести его в отдельный пост. продолжение следует!