Весна. Наши находилки, бродилки, читалки, творилки
Просто о детках)*Для создания весеннего настроения в центре моего фотоколлажа использован фотоколлаж Hello, spring! из Интернета
Весна в этом году пожаловала к нам в гости еще в конце февраля. Вернее, мы не стали дожидаться ее прихода и устроили Грете день рождения в стиле фея цветов, о котором я писала здесь. За окном еще зима, а у нас в доме цветы, птички, бабочки и, конечно же, весеннее настроение...
А в первый день весны дочку ждал необычный сюрприз - бумажный домик с птичкой. Так мы отметили приход календарной весны.
Обычно в Будапеште зимы теплые и малоснежные, если и бывает снег, то ненадолго, поэтому подснежниками и крокусами в конце февраля нас не удивишь. А трава практически весь год зеленая.
А вот и первая возможность "повозиться" в саду
И ковер из фиалок
нам встречались даже белые и бело-сиреневые
Уже в начале марта Грета стала заглядывать в щели и ковырять палочкой прошлогоднюю листву, никак не могла дождаться, когда проснутся и покажутся улитки, ящерицы, жуки, муравьи, божьи коровки и бабочки...
Повезло только в апреле... Вот такая у нас получилась фотоохота на ящериц
А непреодолимое детское желание рассмотреть и потрогать улитку
сопровождалось многочисленными вопросами: "Мама, а зачем улитке рожки?", "А у нее есть глаза?", "А зачем ей раковина?" "Мама, у улитки есть язык?" и т.д. Признаюсь, до этого я никогда не интересовалась в таких подробностях строением и жизнью улитки. Да, конечно, каждый взрослый знает зачем улитке раковина и что она ест, а как насчет глаз? Если у Вас растет такой же любознательный человечек, очень рекомендую книгу Пеллиссье, Аладжиди "Живая природа. За городом" (Лабиринт), в которой Вы найдете ответы не только на эти вопросы, но и на многие другие, связанные с живой природой.
Мы с любопытством наблюдали за бронзовкой
и мохнатым шмелем,
любовались незабудками,
собирали первые весенние цветы в саду
и радовались первым цветам молоденькой магнолии во дворе
А таким мы увидели лесной цветущий ковер,
когда ездили в Добогокё (Dobogókő) полюбоваться с горы прекрасным видом на излучину Дуная
Еще мы собирали одуванчики
плели из них венки
и устроили первый пикник на траве
А потом в один из солнечных дней - пленэр,
который очень скоро превратился в счастливую беготню под снегом из осыпающихся цветов вишни
С таким энтузиазмом мы трудились
и любовались черемухой в соседнем дворе
Не обошлось у нас и без "научных" экспериментов. Когда читали Бьянка Минте-Кениг: Весна. Находилки - развивалки. ФГОС, вдохновились идеей "голубой тюльпан". Правда, мы взяли не белый тюльпан, а белые маргаритки и сразу четыре краски разного цвета
Изменение цвета Грета прокомментировала, а объяснение будем ждать через пару лет. В следующем году попробуем выращивать гиацинт из луковицы и фасоль, как Кастор, экспериментировать с весенней клумбой .
Городскому ребенку сложно услышать лягушачьи концерты. Из книжки Грета о них знает, но никогда еще не слышала, поэтому решили поехать на озеро
и послушать концерт, а также попутно все исследовать
Многих птиц можно увидеть у нас в саду. Но у Греты пока еще не хватает терпения за ними тихонько наблюдать. Куда веселее и интереснее бегать за ними с громким криком и наивно полагать, что их можно поймать. В очередной раз убеждаюсь, как много нового мы узнаем благодаря детям и вместе с ними. Часто видела птицу, похожую на голубя, но не знала, что она называется вяхирь, или витютень. Читаем книгу "Кто живет у нас на даче. От мала до велика" (Лабиринт) и тут вдруг такое открытие! Не знаю почему, но Грета ужасно не любит муравьев, нет не боится, а именно не любит. Чтобы как-то изменить ситуацию предложила ей узнать о них побольше. Мне в этом очень помогла книга "Гномик в муравейнике" из серии Познавательные сказки (Майшоп). Я сама знала о муравьях только то, что живут они в муравейниках и большие трудяги, которые могут тащить груз иногода намного тяжелее, чем они сами. Но даже не догадывалась, что у них такая сложная иерархия.
В мае погода все больше располагала к загородным поездкам на природу. У нас они были связаны с возможностью поближе познакомить Грету с домашними и дикими животными, которых она еще не видела или видела, но уже забыла. Какое счастье - некоторых из них даже можно было погладить. Об этом я писала здесь и здесь. Любим мы бывать и на острове Маргит. О наших прогулках можно посмотреть здесь.
Я даже не ожидала такого успеха, думала, что Грета уже выросла и ей это будет интересно макс. на 5 мин. А игрушка оказалась долгоиграющей. После праздника убрали декор и коробка превратилась сначала в песочницу, а потом в бассейн для свинки Пеппы и ее друзей
Рассыпанный по всему дому цветной рис во внимание не принимаем, молча включаем пылесос. Естественно, это не первая сенсорная коробка. Были у нас и с разноцветной фасолью разных сортов, и с манкой вперемешку с рисом (учились работать с ситечком), и с разными макаронами (учились сортировать) и вот такая ферма с разными крупами (гречка, колотый горох, овсяные хлопья, перловая крупа). Вода - окрашенная крупная соль, сеном стал наполнитель из подарочной коробки.
Конечно, в таком "идеальном" состоянии она была только в начале игры. Потом смешались в кучу кони, люди... естественно.
Заодно и любимую белку можно покормить...
Второй сюрпризик - декоративная коробочка в виде домика для птички, такое себе дежа вю, но на этот раз с шоколадными мини яйцами внутри.
На просторах Интернета можно найти много шаблонов. Меня вдохновила вот такая идея. Я выбрала декоративный картон с пасхальными зайчиками. Крышу домика и отделку сделала салатового цвета, ленточку взяла ярко-желтую. В качестве декора добавила еще бумажную бабочку. Получилось, на мой взгляд, очень миленько.
Читаем мы много. Вот наша подборка весенних книг.
Времена года. Большая поэзия для маленьких детей
Времена года. Иллюстрированная энциклопедия
Пеллиссье, Аладжиди: Живая природа. За городом
Пеллиссье, Аладжиди: Живая природа. В горах
Франсуа Лассерр: Музей живых насекомых
Юлия Каспарова: Лес
Энциклопедия дошкольника: Природа
Бьянка Минте-Кениг: Весна. Находилки - развивалки. ФГОС
Герда Мюллер: Как растут овощи?
Майк Анвин: Кто живет у нас на даче. От мала до велика
Томас Мюллер: Год с ласточками
Гунилла Ингвес: Весна мишки Бруно
Марина Аромштам: Весенние сказки (в настоящий момент нет в наличии)
Джилл Барклем: Весенняя история
Ларс Клинтинг: Огород Кастора
Детки Матушки Земли (в настоящий момент отсутствует, мне удалось купить по счастливой случайности)
Познавательные сказки. Солнечные цветы
Познавательные сказки. Гномик в муравейнике
Это далеко не первый эксперимент такого рода. Грета уже испытала палочки в альбомах для малышей из серии "Рисуем пальчиками". Только красить пальчиками категорически отказывалась, пришлось предложить другой инструмент.
Одним листом рисование не закончилось и я этому очень рада. При создании другой абстракции Грета не только ставила точки, но и чертила линии
Видя очередной "шедевр" маленького художника не всегда знаешь, что нужно сказать. А ведь наши действия и комментарии имеют для него огромное значение. Как и многие мамы, я тоже раньше каждый раз восклицала: "Как красиво!" или спрашива "Что это?", но интуитивно понимала, что этого недостаточно. Ответы на свои вопросы как сделать свои комментарии детских рисунков конструктивными и укрепить веру ребенка в свои творческие способности я нашла в книге Хал Ван`т: Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье. Очень рекомендую.
А это наша совместная работа. В процессе создания одуванчиков мы использовали сразу несколько техник (отпечатки листьев одуванчика, белый шар одуванчика рисовали ватными палочками, стебли - кисточкой)
Вот такой шедевр у нас получился.
Экспериментировала Грета и с набором необычных креативных кисточек
Грета очень увлечена процессом нанесения краски на бумагу
закончив работу на очередном листе Грета с гордостью объявила, что это океан
рисуем очередную абстракцию кисточкой с большим энтузиазмом
А это процесс создания маленького олененка. Вырезанная из картона фигурка животного у нас появилась еще в новогодние праздники, но как-то не очень заинтересовала. А вот после посещения Медвежьей фермы (Medveotthon, Veresegyház), где видели живого олененка, идея раскрасить бумажного очень понравилась.
естественно, Грета раскрашивала фигурку в несколько этапов и не за один день
вот такой красавчик у нас получился
А эта работа называется "Наша семья - папа, мама, Грета". Видим голубую горизонтальную линию неба, желтый круг солнца, зеленую горизонтальную полоску травы и три фигуры. Папа - в центре рисунка, мама справа, Грета слева. Себя Грета изобразила типичным для ее возраста головоногом с глазами в виде точек и носом. Рот отсутствует и рук пока тоже не наблюдаем, без волос. А вот у папы рот есть, и руки, но нет волос. У мамы длинное платье с пуговицами и ног не видно, но есть волосы на голове. Очень подробно об изображении человека в детских рисунках и о примерной периодизации изменений можно почитать в книге Марины Озеровой: О детском рисовании. Конечно, это не первая попытка Греты нарисовать человека и наблюдается явный прогресс в детализации изображения. Работа ценна для меня тем, что дочка сама выбрала тему рисунка и композицию
В этом году нам удалось увидеть невероятное по красоте поле цветущих диких маков
А потом решили нарисовать свои, используя не совсем обычные инструмены. Траву мы рисовали с помощью рулона от бумажного полотенца, на котором закрепили бечевку
маки рисовали с помощью поролоновой кисти
получилось почти в стиле импрессионистов
Благодаря двум замечательным книгам Джеймс Мейхью: Кати и импрессионисты и Анна Обиолс: Моне. Филипп и Клод - друзья мы продолжили приоткрывать для себя мир искусства и познакомились с Клодом Моне и одной из его известных картин «Маки» или «Поле маков у Аржантёя»
А эту работу Грета сначала назвала "Тауэр-бридж", а потом Карлов мост. Так впечатлена она была детскими путеводителями Мирослав Шашек: Это Лондон и Хлебина, Ручкина: Прага. Путеводитель для детей и их родителей
Пробовали мы делать и веселые отпечатки, как в альбоме Эд Эмберли: Веселые отпечатки. Рисуем по шагам. Остановились на этапе разноцветных отпечатков... Вернемся к этой идее чуть позже и тогда, думаю, отпечатки пальцев превратятся в забавных человечков, животных, насекомых и растения
Кроме рисования Грета с удовольствием "творит" картинки из мозаики. У нас был вот такой набор для творчества от Djeco Мозаика с наклейками по номерам "Птица и божья коровка". Несмотря на заявленный производителем возраст от 4-х лет, Грета в свои 3 с небольшим прекрасно справилась с мозаикой, заодно и некоторые цифры повторили
такие красочные картинки получились
Была у нас и типично весенняя работа. Клеили вот такую веточку мимозы из гофробумаги
Усовершенствовать мелкую моторику можно и с помощью фигурок забавных животных. Мы делали вот таких овечек. Идею увидела на Pinterest.com
Черную овечку сделала мама,
белую - Грета
Очень старалась, правда, иногда просила помочь, если нитка ложилась не так, как ей хотелось и это абсолютно естественно. Переделывала до тех пор, пока не добилась желаемого результата.
Получилась у нас вот такая сладкая парочка
Клеили мы и пышную юбку из тишью для бумажной куколки из вот такого творческого набора
Идея показать дочке, что и как можно сделать с цветными перьями давно не давала мне покоя, но я все никак не могла придумать, как ее реализовать. И в очередной раз убедилась, что все необычное рядом, просто, нужно уметь его замечать. Иногда мы с дочкой заходим в зоомагазин, где хозяин разрешает покормить кроликов и морских свинок, можно посмотреть птиц и послушать их пение, понаблюдать за рыбками. Так вот, в этом магазине живет большой крикливый попугай ара. Одним словом, это он натолкнул меня на эту красочную идею чуда в перьях. Все, что нам понадобилось - это цветная бумага и перья.
вот такой попугай у нас получился
надо бы подыскать ему какую-то подходящую ветку и тогда образ будет закончен. Кому понравилась идея, шаблон попугая можно найти здесь.
Не могу сказать, что сейчас пластилин или цветное тесто у нас в фаворитах. Раньше как-то было больше энтузиазма. Сейчас приходится придумывать, как привлечь внимание. Иногда Грета любит просто скатать колбаску и резать ее на мелкие кусочки (еда для животных), в другой раз с удовольствием катает шарики и что-то украшает, например вот такую коробку с подарком.
Вариантов может быть много, например, украшаем чашку, платье, вазу, торт, катаем разноцветные витаминки для зайчика, зерна для курицы или точки для мухомора, делаем точки божьей коровке, "кладем" ягодки в корзинку или лепим косточки для арбуза и т.д. Есть у нас распечатанные и заламинированные листы с изображением вазочек для мороженого, тарелки, куда можно класть пластилиновую еду, и куколка, которую можно одевать в пластилиновую дизайнерскую одежду. Кто-то скажет что это уже было для детей младшего возраста. Да, мы тоже это проходили. И Пластилиновые бусинки (многоразовая тетрадь) и Учимся лепить, но там мама катала шарики, а тут Грета все делает сама.
Делали мы и такой пластилиновый аквариум. Использовали пластилин и цветное тесто Play Dough. Водоросли сделали из теста с помощью пресса. Камешки-шарики Грета сделала из коричневого пластилина, рыбок и морскую звезду - из теста и пластилина с помощью формочек для печенья
Иногда удается заинтересовать Грету, когда что-то начинаю лепить сама. Я скульптор, впрочем как и художник, еще тот. Никогда ничего до этого не лепила или в детстве, может, и лепила, но уже не помню, ярких воспоминаний об этом не осталось. В этом плане Марине Озеровой О детском рисовании повезло больше, у ее птицы только лапы выглядели ненатурально, у меня все было ненатурально. Мне помогает книга Рони Орен: Секреты пластилина или нахожу интересные идеи в Интернете. Всегда нужно с чего-то начать. Вот мы, вернее я, и начала с мышки
Грета оценила мое творение и на седующий день предложила сделать вторую
в результате у нас получились мышки - симпатичные малышки
Да, конечно, в таком возрасте ребенок еще не может сделать такую работу сам от начала до конца. Не хватает ни терпения, ни моторных навыков, не развито еще чувство пропорции, но это неважно. Если ребенок сам хочет это делать, почему бы и нет? Создавая что-то вместе с мамой, он тоже учится. Главное - пробудить интерес. А будете Вы катать колобки, лепить угощения для кукол или гусениц - это на ваше усмотрение. Если все время говорить: "Сначала научись катать колобки и колбаски", то интерес ребенка может надолго пропасть. Конечно, самостоятельность маленького скульптора важна и ее всячески нужно поддерживать, но я выбираю разумный подход и золотую середину.