Если ребенку уже..., а он еще не говорит
ГоворилкиРодителям, не знающим проблем с речью детей дальше можно не читать) И уж тем более не надо тут рассказывать, что ваши-то в год все это говорили, в 1,5 читали стихи со стула, а в два уже даже читать умеют. Верю! Сама таких детей видела и очень рада, что такие дети есть)))
А дальше для тех, чьему ребенку уже..., а он еще не говорит.
"Уже" я специально написала с многоточием, потому что по поводу отсутствие речи родители начинают волноваться чуть ли не с 10 месяцев, бьют тревогу и всех вокруг спрашивают, нормально ли это? И ответы делятся на две категории "да все у вас хорошо, до 3х лет ребенок вообще может не говорить", и "бегите срочно к врачу".
Существует огромное количество мыслимых и немыслимых вещей, которые, как нам обещают, простимулируют развитие речи и примеры Маш и Петь, которые после них отлично заговорили. Есть дети, с которыми занимаются, и они рано начали говорить, а есть с которыми совсем не занимаются и они тоже уже заговорили. В то время как некоторые дети, с которыми занимаются, вообще не говорят, не смотря на все усилия родителей. В чем же тут дело и что нам делать?
Я не специалист, поэтому буду рада здравым комментариям профессиональных логопедов. Я лишь просто расскажу свое мнение, основанное на прочитанной литературе, общении с профессионалами и собственном опыте.
Итак, неговорение может быть во-первых либо здоровым, либо вызванным определенными проблемами со здоровьем. Как отличить одно от другого, я думаю, знают все - насколько ваш ребенок понимает речь в соответствии с его возрастом. Понимает? Все отлично, ждем и пока не переживаем. А вот если не понимает, или не очень хорошо понимает, то сходите к неврологу. Лучше перебдеть, чем недобдеть.
А теперь среди здоровых неговорящих детей, опять же есть три группы: 1) которым не хватает толчка для развития речи, а в остальном у них все в норме; 2) у которых проблемы с артикуляцией, т.е. им лень разрабатывать артикуляционный аппарат и произносить звуки (не путать с проблемами со здоровьем); 3) дети, у которых процесс говорения еще просто недозрел в голове (опять же при полном здоровье это является не отклонением, а именно той особенностью развития, которую имеют в виду, говоря, что дети до 3х могут вообще не разговаривать). Это информацию я почерпнула общаясь с нашим логопедом. А нам повезло и логопед у нас отличный!
Для стимуляции речи первой группы детей, которые просто не хотят говорить, как раз наилучшим образом подойдут простые стихи, где они могут вставлять окончания строчек сами, совместное пение песенок, игры в театр, игры на стимуляцию пальчиков (сенсорика и мелкая моторика), яркие впечатления типа посещения новых мест и путешествий. Вот именно с этой группой детей, если вы ничем не занимались ранее (даже не относящимся напрямую к развитию именно речи) и надо начать заниматься. И тогда у них речь начнет развиваться очень стремительно!
Для второй группы детей те же самые игры и занятия не столь эффективны. К этой же группе часто относятся дети, с которыми занимались, старались, а вот в речи успехов никаких. Потому что все упирается в артикуляцию, т.е. в то, что у них не получается говорить, а не в то, что они не хотят или не знают как. Тут наилучшим выходом будут дыхательные упражнения (дуть на все подряд, мыльные пузыри, вертушки, одуванчики, кораблики в тарелке с водой, дудочки), пропевания гласных (лучше в форме игры), артикуляционная гимнастика и различные корчиния рожиц (тоже обязательно весело и в форме игры), игра в попугаев с передразниванием и повторением друг за другом звуков. Ребенок должен расслабиться, развеселиться и понять, что он тоже может произносить звуки и не стоит бояться того, что у него не получается сразу сказать как взрослый.
И третья группа детей, которая все понимает, но не еще не догадалась как же им начать говорить. Бывает так, что это еще и объединяется со второй группой, когда накладываются проблемы с артикуляцией. В этом случае отлично подойдут разные альбомы по развитию речи, когда надо медленно и четко проговаривать отдельные слова и начинать с самых простых типа мяу и топ-топ. Примитивно? Да. Ну а что поделаешь. Лучше, начать с простого, чем ждать когда ребенок сам все освоит и сразу выдаст вам что-то типа "квадроцикл". Но это совершенно не означает, что в обычной жизни вы тоже должны начать говорить примитивным языком в стиле "Ляля хочет ням-ням" или "Гав-гав делает топ-топ". Тогда вы сильно обедните пассивный словарный запас ребенка. Цель звукоподражаний помочь ребенку заговорить, двигаясь от простого к сложному и со временем уходя от гав-гав в сторону собаки. Но вам самим надо общаться на богатом, разностороннем языке, читать ребенку (в любом случае) художественные книги, стихи, рассказывать значение незнакомых слов, показывать новые предметы и объяснять их назначение.
Заниматься целенаправленно речью мы стали с Вариных 1.10. Что лично на нас не подействовало никак: сенсорика, упражнения на моторику, рисование, игры по переливанию, пересыпанию, разговоры, чтения книг и поездки в новые места. Я не имею в виду, что это все было бесполезно. Разумеется любое развитие это развитие, и оно полезно. Ребенок из любой игры извлекает новый опыт и новые впечатления. Я сейчас говорю только о том, что эти занятия не оказали на активную речь никакого влияния. Т.е. то, что все пишут, что после поездки у ребенка наблюдается скачок в развитии, я ни разу не наблюдала.
А теперь про то, как я разговорила ребенка) Хотя опять же сложно сказать, есть ли в этом моя заслуга, или просто возраст подходящий пришел, но думаю, что причиной и то, и другое, потому что результат как-то резко был и сразу.
Я купила вот такие книжечки. Альбом по развитию речи ( My-shop, Kniga.ru) несмотря на довольно страшненькие картинки, по содержанию выше всяких похвал! Тут есть все, что касается развития речи: простые истории с картинками, просто картинки с подписями, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, двигательные упражнения, пальчиковая гимнастика, звукоподражания... В общем полностью программа по развитию речи. Мы начали разумеется с самого начала и Варя просто обожает этот альбом. Именно благодаря ему мы наконец-то стали мяукать, гавкать и блеять. Причем всей семьей)) А пальчиковой гимнастике Варя обучила не только всех родственников, но и даже гостей и курьеров))) Очень продумано, что программа идет от простого к сложному и можно по успехам ребенка переходить к все более и более сложным словам и учиться строить фразы и предложения. Горячо рекомендую всем!
В альбоме пальчиковых упражнений не так много, они даны просто как один из разделов. Поэтому я докупила еще отдельную книгу Юлии Соколовой "Игры с пальчиками" (в Лабиринте, My-shop, Kniga.ru), посвященную играм с пальчиками и она нам очень нравится) Сначала я делаю сама и показываю, потом делаю медленно под стишок Вариными руками. Сейчас она многие стихи уже знает и движения делает сама, или мы с ней обе сидим и каждая со своими пальчиками играем.
А вот когда ребенок начал уже хоть что-то говорить, то можно подключать окончания строк стихотворений или прозы. А если произведения еще и любимые и зачитанные до дыр, то ребенок с удовольствием будет подключаться к такой игре. Книга Усачева "Веселый звукарь" (в Лабиринте, My-shop), хорошо именно тем, что тут все эти ме, бе, мяу и гав, уже выученные по альбому, можно еще и во время вставлять в стихотворения, что гораздо интереснее, чем просто так в 10й раз озвучивать картинку с коровой. А после этого мы перешли к озвучиванию отдельных слов из Винни-Пуха, Знаменитого утенка Тима и Кротика. Сейчас я практически любую нашу книжку читаю и делаю паузы для Вари. Да, конечно не все слова получаются прямо четко, но я вижу, что она старается и можно уловить сходство, тем более, что каждый раз я предлагаю произнести совершенно новое, с точки зрения говорения, для нее слово.
Такие занятия нам дали то, что с ребенком можно построить простой диалог, она может вспомнить дневное происшествие и рассказать его отдельными словами вечером. У нас наконец-то больше нет требовательного мычания, а есть четкое объяснение, чего ей хочется. Недавно мы были в Парке Птиц, и конечно я называла ей каждое животное или птицу, и Варя повторяла их! Благодаря нашим занятиям и чтению, у нее отличный пассивный словарный запас, и я верю, что очень скоро он перейдет в активный! Мне помогли именно такие вот занятия. Все дети разумеется разные, поэтому не факт, что то, что помогло мне, поможет и другим, но на всякий случай делюсь, попытка - не пытка! =)