Прогулка "по Монтессори"
Идем на прогулкуМногие спрашивают, как занять ребенка на прогулке, что делать зимой и т.д.
Я некоторое время назад открыла для себя подход Монтессори, он мне очень близок, хотя у нас нет даже розовой башни;))
Одна из основных идей: взрослый занимает по отношению к ребенку позицию наблюдателя и не вмешивается в его деятельность без необходимости. Расскажу, как это у нас получается во время прогулки, может, вам тоже захочется попробовать. Кому интересно, прошу под кат.
1. Я выбираю такое место для прогулки, где мне не нужно постоянно ловить и отдергивать дочь "не ходи туда, не лезь туда". Лучше всего подходят большой парк или школьный двор или большие площадки, рядом с которыми нет оживленного движения.
2. Я не предлагаю дочери какое-то занятие, не говорю, например, "Ну пойдем качаться на качелях, что ты стоишь?". Если она просто стоит и смотрит куда-то, я ее не дергаю. Монтессори писала, что такие моменты детской сосредоточенности нужно очень ценить. А мне не сложно, мы же все равно гуляем, дышим воздухом. Одеваю я ее по погоде, не боюсь, что замерзнет. Она постоит, подумает и придумает, чем хочет заняться. Зато я лично убедилась в том, кто написано в книгах "То, что ребенок выбирает сам, он делает с увлечением и удовольствием". Я предлагаю ей что-то, только если нужно отвлечь (например, от чужой игрушки, которую хозяин не дает) или если мама совсем замерзла и сама хочет побегать в догонялки;)
3. Я очень стараюсь сдерживаться и не предлагать ей поиграть с теми игрушками, которые мы взяли из дома. Конечно, мне не очень нравится тащить коляску, полную всяких ужасно нужных вещей (особенно больших), с которые она, возможно, даже не достанет, но что делать?;)
4. Я не вмешиваюсь в ее занятие, если она не просит помощи. Я могу один раз показать, например, как делать куличик, просто чтобы напомнить ей. Но я не буду поминутно комментировать "Ты не правильно делаешь, надо брать сырой песочек, а ты взяла сухой, а ты забыла постучать, так у тебя ничего не получится, дай я тебе покажу.." Честно слово, иногда смотришь на некоторых родителей в песочнице и кажется, что они хотят получить приз за лучший куличик в городе. Или еще почему-то многих родителей раздражает, что их дети неправильно кормят уток: "Ты слишком большие куски кидаешь, ну куда ты бросаешь, там голуби все съедят, а мы пришли уток кормить". Это мне очень странно, они же все равно принесли этот хлеб, чтобы покормить птиц, птицы все равно его съедят, зачем так переживать?
5. Я не говорю "У тебя не получится" (или "ты упадешь", "ты не залезешь" и т.д.) Уверена, что такие фразы только способствуют занижению самооценки. Ну и что, что она хочет залезть на сугроб, который ей по шею? Пусть попробует, ничего страшного с ней не случится, если свалится. Если ситуация опасная (например, лезет на высокий городок), то страхую или лезу вместе с ней (т.е. лазила, когда она помладше была, сейчас уже нет необходимости). Когда совсем не выдерживаю, говорю "ты МОЖЕШЬ упасть", мне кажется, это лучше, чем безапелляционное "ты упадешь".
Вот такие основные принципы: побольше наблюдать, поменьше запрещать и поучать. И они дают результаты: дочка самостоятельная, может долго и сосредоточенно заниматься одним делом. И истерик у нее практически не бывает, я всегда могу с ней договориться, что сначала мы пойдем по маминым делам (в магазин, в банк и т.д.), а потом будем гулять. Она спокойно ходит по моим делам, потому, что знает, как мне кажется, что потом будет гулять как хочет.
В другой раз расскажу, как мы используем этот подход дома.