Развитие речи. Нужны советы.
Здравствуй школа (начальная 1-4 классы)Сын 9 лет. Учится хорошо, пишет в принципе грамотно для своего возраста. Написать сочинение или сформулировать свою мысль на основе прочитанного сложно. Очень простые предложения получаются, без прилагательных. Небольшое косноязычие что ли. Что с этим делать, какие специалисты? Или какие пособия?
Светлана логопед-дефектолог
Везде где можно, играйте в игру " Я гляжу и нахожу!" вы взглядом выбираете для себя любой предмет(сугроб , облако, по дороге домой, лестницу в подъезде, холодильник. люстру или цветочный горшок во время обеда, вообщем , что угодно, говорите фразу "я гляжу и нахожу" и нанинаете перечислять признак этого предмета (по цвету по форме, по размеру , вкусу, на ощупь и т.п)Например: это прозрачное, может быть холодным и горячим, это жидкое , но может быть твердым, если мороз, может вообще улетучится , нужно всем людям и животным и растениям( облегчайте подсказки , если не может отгадать, пока не придет отгадка: это вода!) Поменяйтесь, теперь ОН загадывает и начинает"я гляже и нахожу- вы отгадываете. Так речь наполняется описанием , набирает прилагательных и становится объемной.
Для написания сочинений , или для пересказа: напишите яркими фломастерами схему в столбик: Когда? Кто? что делал? чем дело кончилось? Пусть эта схемка будет "перед носом" , позже она запомнится( при вашем участливой фразе:" вспоминай свою схемку"
Это может оказаться признаком мнестической дислексии ( у Е Мазановой есть неплохие пособия по ее коррекции)
27.02.2018
Ответить
МАЛИНКА
Всё зависит от того на каком уровне сложности ребенок завис так сказать.Начинать надо с простого.Много картинок нужно,к каждой картинке подобрать признаки.Затем дается словосочетание ,тоже с опорой на картинки,где сущ.и глагол.И нужно вставить прилагательное либо к сущ. либо к глаголу.Затем дается схема к предложению .Т.е. должна быть карточка обозначающая сущ.,глагол и ещё одна признак.Дается картинка с сюжетом и схема выложенная вами ,ребенок сочиняет предложение по вашей схеме и записывает .Когда это хорошо получается,переходите к тому,что вы читаете преложение,а он выкладывает схему.Затем даете серию сюжетных картинок ,и даете задание ,написать по каждой картинке предложение,которое включало бы в себя сущ.глагол,прилагательное.Затем увеличивайте схему так как вам надо и действуйте в том же порядке .Потом переходите на работу без опоры схем и картинок.Еще пишите в столбик название любых предметов.А ребенок прочитывая слова ,должен подчеркнуть слово таким цветом ,каким является в действительности этот предмет.Это задание позволяет соотносить образ предмета и понимание его.Хорошо помогает ,если ребенок не вникает в прочитанное
27.02.2018
Ответить
Татьяна
Спасибо. Но у нас доходит до смешного, была у них работа с текстом, текст про рыбку. Написано рыбка была размером с мизинец. Потом идут вопросы и один из них, какого размера была рыбка. Он пишет 5 см. Спрашиваю, откуда ты это взял? Ответ : в тексте написано, что рыбка с мизинец, я измерил свой мизинец и записал ответ.
28.02.2018
Ответить
МАЛИНКА
Только мужик может соглашаться и делать по своему и только мужик всё воспринимает буквально.
28.02.2018
Ответить
Татьяна
Наверное, да. ))) Пишет грамотно, но хочется чтоб и сочинение мог написать.
28.02.2018
Ответить
Elenа22
Мои-гуманитарии,пока задачу по математике читали,два пешехода идут...ну,и дальше зачем,куда,птички поют,ветерок колоски колышет..про задачку забывали все))))Пробуйте картины описывать,и в быту синонимы к словам искать,как игра
28.02.2018
Ответить
Рина Морина
Читать интересные книги. Одна мама никак не могла приучить сына читать,а потом ее осенила отличная мысль. Она выбрала очень интересный фентези роман, ну к примеру Инкарцерон (я читала это фэнтези, есть и спать не могла, пока не дочитала) и стала читать сыну перед сном,доходя до самого интересного момента. На самом захватывающем моменте мама останавливаламь, делала закладку, оставляла книгу на видном месте, желала сыну спокойной ночи и шла спать. Сын ныл целый день - Мама почитай,но мама читала только перед сном, снова прерываясь на самом адском и интересном месте. Через пару недель у ребенка сдали нервы, он схватил книжку и прочитал,что стало с гл.героями. После этого, его мама регулярно находила ему интересное чтиво. Чем больше человек читает, тем больше его словарный запас, тем богаче его внутренний мир. И очень хорошо работает метод бредо-генератор,особенно с малышами,которые еще читать не умеют. Мы с сыном постоянно сочиняем вслух истории из серии, что вижу то и пою. Вот одна из его последних:"Однажды темной-темной ночью супермен захотел пить и полетел в магазин, чтобы купить воды. А в магазине черный человек паук взял в заложники Чудо-женщину и покупателей. Черный паук был злым и чтобы его не посадили в тюрьму поджог магазин. Но мимо летел добрый супермен и увидел пламя. Он схватил пожарную машину и вылил из нее всю воду на пожар. Супер мен освободил всех заложников и даже Чудо-женщину,а черному пауку он дал по жопе и посадил его в тюрьму!" Ребенку моему 4,7 лет, но как видите прилагательные на месте. По началу я сама сочиняла такие истории про мышку, собачку, кошечку, но сын поклонник супергероев. Он уловил концепцию сочинения истории и выдал свое, авторское. Когда ему будет 7-8 лет, я начну читать ему что-нибудь потрясающее, чтобы его трусило от желания узнать, а что же там дальше будет.
27.02.2018
Ответить
Татьяна
Спасибо. Рассказы сочинять попробуем. Книг очень много интересных читаем. Я ему читаю. Он читает книги Майнкрафт и Гравити Фолз.
27.02.2018
Ответить
Рина Морина
Еще вспомнила прием - Слово дня. За ужином вся семья собирается за столом. На столе стоит табличка с новым словом, скажем - ГОРДОСТЬ. Мама объясняет что оно означает и до конца ужина необходимо произнести фразу, в которой будет логично увязано слово дня, например : Я горжусь своей физической формой, я очень стройная и хожу на фитнесс. Тот человек, который не сможет применить слово дня, должен помогать маме с уборкой посуды в конце ужина.
27.02.2018
Ответить
Lyulyok
Вот точно! Я так в 6 лет уже бегло читала. А всё из-за книги "Пеппи Длинныйчулок", которую мама начала читать нам с сестрой на ночь. Но мне этого было мало.
Сочинения всегда писала хорошо. А вот в разговоре... Предложения, конечно, правильно составляю. Но не многословна. В детстве заикалась. Может от сюда всё и пошло. А заикание - по наследству по папиной линии. А у вас и мужа вашего (это уже к автору поста) как с речью? Много ли между собой общаетесь и с ребёнком?
28.02.2018
Ответить
homa
может, изложения писать? текстов классиков, наподобие "А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом... ".
27.02.2018
Ответить
Татьяна
Он просто заучит, тут какая то система нужна, чтобы они в речь вошли и тогда он смог и записывать их.
27.02.2018
Ответить
homa
Так вот заучит - и хорошо. Слова уже в памяти будут. И модель построения красивых предложений. Чтоб не просто "Было темно. Было видно деревню". Я замечаю, что когда дети что-то заучивают на память (стихи), то потом вдруг они в какие-то моменты начинают эти редкие слова из стихов в речь вставлять. Если у него в голове будет крутиться много хороших текстов и обрывков, то, может, он захочет подражать...
27.02.2018
Ответить
Татьяна
Спасибо. Я часто в книгах обращаю его внимание на описание природы, Паустовский например любимый в этом плане, но это все мимо. Ищу какую нибудь систему или пособия для занятий. Стихи учатся , но ничего в речь не приходит. Поясню, информации из которой он мог бы почерпнуть знания вокруг него много, но в речи этого нет и соответственно в письменных ответах в различных школьных работах нет.
27.02.2018
Ответить
homa
Я в детстве эти все описания природы перелистывала, т.к. это невыносимо скучно и уныло. Другое дело - какие-нибудь приключенческие сюжеты, с описаниями оружия, героев, батальных сцен... И читать - это одно, а использовать - другое. Может, так задачу и ставить: написать мини-рассказ, чтобы в каждом предложении было по два прилагательных?
27.02.2018
Ответить