Этой библиотеке нужна наша помощь, или акция "Подари ребёнку книгу"
Мир вокруг Букландии
Мало кто знает о замечательной акцией, организованной РГДБ - главной детской библиотекой страны. Признаться, и я о ней не знала, хотя каждый месяц до своего переезда исправно с дочкой посещала абонементы и мероприятия библиотеки. Большие информационные щиты видела, но читать не читала. Так получилось.
И тут получаю я как-то рассылку от писателя Андрея Жвалевского, и вижу один из заголовков - "Лёд тронулся". Дай, думаю, посмотрю, что за лёд и куда он тронулся. Это оказался короткий рассказ об акции. Перехожу по ссылке, читаю - и хочется плакать. Сотни российских библиотек просят помощи. Фонды обветшали настолько, что нет не то что современных книг, а и классики в достойном исполнении. На что приобретать классику, если вот уже несколько лет финансирование равно нулю?
В общем, связалась я с одной библиотекой и первую посылку уже отправила, скоро уйдет бандероль. Ну и распространяю информацию об акции, ибо почему-то даже в книжных группа о ней ни гу-гу, а надо бы. Особенно ввиду приближающегося Нового Года и Рождества. Мы же все любим читать о чудесах и волшебстве?! Вот и для нас шанс стать такими волшебниками.
Ниже - интервью с библиотекой, над которой я взяла небольшое шефство. Мои финансы поют романсы, но время от времени буду высылать пару книжек. Просто хочется помочь. Если у вас возникнет такое желание, контакты библиотеки и описание потребностей ниже. Или пишите мне - дам номер своей карты в личку, в следующий заказ в Лабиринте закажу несколько книг для библиотеки. Было бы здорово подарить ребятам тех же "Котофеев" или книги Ракитиной про новогодние игрушки. Сама сейчас буду посылать им "Рождество в доме Петсона и Финдуса" плюс пару тонких книг.
Зачем я все это делаю? Потому что читала книги о хорошем в детстве. И чтобы было чудо и вера в него сохранилась у детей. Я эту веру несколько подрастеряла за этот год, если честно, поэтому приходится своими руками чудеса творить.
Друзья, представляю вашему вниманию интервью с Ольгой Чернышевой, сотрудником библиотеки №4 г. Рубцовска, принимающей участие в акции «Подари ребёнку книгу» (подробно об акции здесь: ).
РК: Ольга, прежде всего, скажите несколько слов о вашей библиотеке.
ОЧ: В прошлом Рубцовск - крупный машиностроительный центр Западной Сибири. Сейчас все заводы разрушены, действуют какие-то отдельные цеха и есть один большой завод -АлтайВагонзавод (как филиал уральского завода). Город наш приграничный, в 40 км от нас уже начинается Казахстан. От Барнаула - административного центра края -удалён на 300 км. Население около 146 тысяч человек.
Детских библиотек в городе три, есть детские абонементы еще в 3 филиалах. Мы обслуживаем детей от 0 до 15 лет, т.е. по 9 класс, но если читатели живут рядом, продолжают учиться в этих же школах и приходят за книгой, конечно, мы продолжаем их обслуживать. Есть и взрослые читатели, в основном это руководители детского чтения - учителя, воспитатели.
В нашей библиотеке пять сотрудников: заведующая, три библиотекаря и уборщица.
РК: Скажите, а как вы выжили в «лихие 90-е», когда многие детские библиотеки просто закрывались?
ОЧ:В 90-е годы выжили, и с меньшими потерями, чем сейчас. Наверное, благодаря авторитету, огромной любви и веры в своё дело директора библиотечной системы города Фоминых Н.В., которая сумела в жестких условиях того времени сохранить все библиотеки и даже построить одну новую. Люди в управлении городом были также другие, они понимали, что без культуры мы никуда не придём.
Сейчас все намного сложнее. Несколько лет назад одну детскую библиотеку закрыли. В прошлом году закрыли еще одну библиотеку, сейчас еще одна под вопросом. Но мы оптимисты, как бы тяжело не было, мы знаем, что мы востребованы, поэтому стараемся ради наших юных читателей.
РК: А как люди вообще становятся библиотекарями? Детская мечта или?
ОЧ: Библиотекарями становятся по-разному. Кто-то целенаправленно поступает в институт культуры на библиотечное дело, кто-то приходит из других сфер деятельности ( в основном это люди с педагогическим образованием). В любом случае, случайных людей среди библиотекарей нет. Бытует мнение, что «чего там работать-то? Сиди книжки читай да принимай-выдавай», но это совершенно не так. Современный библиотекарь должен знать весь библиотечный фонд (а это несколько тысяч экземпляров книг, журналов и газет), знать правила расстановки книг в фондах, уметь работать с каталогами, знать литературу, быть в курсе новинок, уметь проводить книжные обзоры, мероприятия самых разных тематик и еще много всего.
Сейчас, к сожалению, эта профессия непопулярна, забыта, рейтинг ее очень низок. Здесь сказывается и низкая зарплата, и утраченное внимание среди молодёжи к книгам и чтению, и отсутствие во многих населенных пунктах библиотек.
РК: Сколько у вас читателей? Сколько ребят приходит к вам каждый день?
ОЧ: У нас около трёх с половиной тысяч читателей. Мы расположены в густонаселенном районе города, по соседству с нами - три общеобразовательные школы, две специальные коррекционные, четыре детских сада и, конечно, дети микрорайона, которые учатся в других школах города, и детки-дошкольники, которые не посещают сады.
Посещают нас по-разному, по будням до пятидесяти детей в день, в воскресенье (суббота - наш выходной) поменьше. Это и дети, которые приходят на абонемент за книгами, и посетители читальных залов, кто-то просто заглянул на огонек - журналы полистать, в игры настольные поиграть - а кто-то пришел группой или классом на массовое мероприятие.
Летом бывает и больше.
РК: Как происходит знакомство ребят с библиотекой?
ОЧ: Знакомство детей с библиотекой происходит, в основном, посредством первой экскурсии, когда ребятишки переходят в старшую группу сада, и воспитатели приводят их к нам на знакомство, а потом водят уже на мероприятия в определенные дни. Если дети неорганизованные, то приходят с родителями, бабушками и дедушками. После первой экскурсии «садовцы» часто приводят родителей, чтобы те их записали в библиотеку. Дети постарше приходят сами.
РК: Какой, на ваш взгляд, должна быть современная библиотека, чтобы детям и подросткам хотелось туда приходить?
Во-первых, с книгами. С книгами!!! Новыми, интересными, красивыми, для всех возрастов. Во-вторых, желательно с ремонтом, потому что как бы ни старались библиотекари украсить, облагородить, озеленить и пр., если нет ремонта, трудно сделать залы красивыми. В-третьих, в библиотеке должна быть периодика на разные возраста, так как в читальных залах нужно что-то полистать, тут же прочитать и обсудить. Периодика - это отдельная больная проблема: раньше выписывали огромное количество газет и журналов, а сейчас можем позволить себе только 3-4 наименования.
Далее, для подростков интересны были бы компьютеры wi-fi, у нас этого нет. Личность библиотекаря тоже имеет большое значения, очень часто дети идут «на человека» - поговорить, посоветоваться, пообниматься J и вместе что-нибудь сделать.
Должны быть клубы и занятия по интересам. У нас их несколько, в учебный год по воскресеньям, а летом каждый день. Это пользуется огромной популярностью, особенно летом и особенно среди детей шести-десяти лет.
Но! В библиотеке может быть много всего, однако библиотека - это, в первую очередь, КНИГИ.
РК: Многое из того, что Вы перечислили, невозможно без финансовых вложений. Расскажите, пожалуйста, в чьем ведении находятся российские библиотеки вообще и ваша - в частности, как они должны финансироваться по закону и что происходит на самом деле?
ОЧ: В разных регионах по разному, есть библиотеки краевые, областные и т. д. - они на федеральном или краевом бюджете, библиотеки маленьких городков и нашего города в том числе относятся к местному муниципалитету.
В городе бюджет с большим дефицитом, т. е. денег вообще нет ни на что, не то что на книги, на зарплату порой нет. С 2009 года нам не выделялось на книги ни копейки. Бывает, перепадают книги из федерального бюджета, но что такое пять-шесть книг в год для городской библиотеки? Это очень мало. Капля в море. К тому же чаще всего это книги краевого издательства.
На подписку периодических изданий тоже не выделяются средства. Мы выживаем, как можем. Иногда находятся спонсоры, но это очень редко и очень мало, например, могут дать денег на подписку какого-нибудь одного издания.
Иногда на призы или подарки ребятам к празднику пытаемся заработать сами, к счастью, коллектив подобрался «с руками»: шьем и вяжем игрушки, потом продаем их на местных ярмарках, и потом на вырученные деньги сразу идем заказывать книги. Чтобы поддержать интерес к чтению, нужны новые книги, ведь есть уже подросшие детки, которые читают с детского сада и регулярно к нам приходят к нам, и они читают не только по программе, но и для себя, конечно, им хочется новинок, а их нет. Спасибо, кстати, группам ВКонтакте, -мы несколько книг выиграли здесь для своей библиотеки.
Если заглянуть в фонды, то иногда становится страшно, можно списывать целыми полками. Отраслевые книги - это вообще беда. Книги, которые читают дети по летним спискам, быстро приходят в изношенное состояние. Мы, конечно, ремонтируем их, как можем, но порой это бесполезно. Книги Э.Успенского, Н.Носова, М.Твена, А.Волкова, В.Драгунского, В.Голявкина и многих других зачитаны до дыр, а именно за ними чаще всего приходят малыши, и порой предлагать ребенку такую латаную-перелатаную книгу просто стыдно. А дети идут, потому что их родители «благодаря» непростой ситуации в городе не могут себе позволить покупать для них книги.
Группы детских садов, приходя на массовые мероприятия, потом берут книги. Это тоненькие книги, так называемая «лапша». С ней тоже беда.
Вот так и живем. Стараемся, любовь к чтению прививаем, но без материальной поддержки справиться с этим очень трудно.
РК: Расскажите подробнее, в каких книгах особенно нуждается ваша библиотека. Начнем с дошкольников. С «лапшой» всё понятно, а что с книгами в твёрдом переплёте? Какие книги особенно нужны вашим детям в более-менее приличном издании?
ОЧ: Сказки и стихи есть, а вот познавательной литературы для дошколят вроде «Почемучкиных книжек» от «Аванты» очень мало. Очень любят книжечки серии «Настя и Никита», просят ещё, но у нас их нет. Нужны книги Чарушина, Носова, сказки Б.Заходера, Конечно, хотелось бы книги про слона Элмера, про Груффало и т.п.
РК: Переходим к школьникам: младшие, средние классы и подростки?
ОЧ: Очень нужна классика: рассказы для детей - Л. Толстой «Кавказский пленник», «Прыжок», «Акула», «Лев и собачка» и др. Сказки и рассказы Ушинского, «Тёма и Жучка» Гарина-Михайловского, «Каштанка» и «Белолобый» Чехова, «Белый пудель», «Ю-Ю», «Чудесный доктор» Куприна, «Муму» Тургенева и др.
Из зарубежных авторов: - «Приключения барона Мюнхаузена» Распе, сказки Киплинга, «Том Сойер» Марка Твена, «Рассказы о животных» Сетона-Томпсона. Все эти книги зачитаны, то есть вроде они и есть, а давать стыдно.
РК: Сразу вопрос. Вам желательно получить для своей библиотеки, скажем, одну книгу в толстом переплёте с рассказами Толстого, или эти же рассказы в нескольких тонких книжках?
ОЧ: По-разному. Если это для младших школьников, то лучше бы это были тонкие книги, а старшеклассники просят именно «всё в одной книге», например, рассказы того же Чехова.
РК: Понятно. Средние классы?
ОЧ: Средние классы - это программное чтение: Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» , Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Руслан и Людмила». Из современных авторов - Ольга Громова «Сахарный ребенок», М. Мартиросова «Фотография на память», М. Аромштам «Когда ангелы отдыхают», Т. Маруки «Хиросима». Книги Крапивина. Книги о ВОВ. Приключения любые: книги Жюля Верна, Лондона, Купера, Майна Рида, Сабатини и т. д.
Современное фэнтези -тоже надо, любят, спрашивают. Есть зачитанный почти до дыр «Гарри Поттер», и спрос на него не падает. Спрашивают книги про Перси Джексона, «Северное сияние» Пулмана, «Зерцалию» Гаглоева.
РК: Вопрос по оформлению и изданиям: подойдут ли средним и старшим классам старые издания в хорошем состоянии? Младшим школьникам, понятное дело, лучше с картинками, но средние и старшие по идее уже все должны читать.
ОЧ: Совершенно верно: младшим - красочные книги, школьники средних и старших классов читают и так, старые издания им подойдут.
РК: Последний вопрос: часто можно слышать, что современные дети книги не читают. Что Вы как библиотекарь можете сказать по этому поводу?
ОЧ: Удивительно, но дети и сейчас читают! Одни хотят читать, жить без книги не могут, других приводят родители в надежде на то, что их любимое чадо полюбит читать, третьи приходят, потому что им это надо, т. е. особой любви к чтению они не испытывают, но надо учиться, то есть нужда приводит )).
В 80-е и 90-е библиотеку посещало, конечно, больше детей. Интернета не было, компьютера не было... Однако то, что современные дети, имея сейчас все это под рукой, всё равно стремятся взять в руки книгу, очень радует.
РК: Ольга, большое спасибо за беседу. Желаем Вам много хороших книг и самых лучших читателей!
Друзья, если у вас есть желание и возможность помочь библиотеке, просмотрите ещё раз последнюю часть беседы и - вот адресок:
658218 Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Алтайская, д.112 а. Детская библиотека №4 (для Чернышевой Ольги Александровны)