И снова об этике.
Размышления о фотографииМы часто и много пишем и говорим о том, что такое этика фотографа. Что можно, чего нельзя делать в профессиональной практике - да и в повседневных съемках - человеку с камерой. Необходимый разговор, важный. Это ведь основа, база поведения - во избежание конфликтных ситуаций и неприятностей. Многие, кто учится в нашей фотошколе писали "задание номер ноль" - этика фотографа.
Позвольте мне сегодня затронуть несколько другую сторону фотопроцесса - как общаться с фотографом будущим или уже состоявшимся героям съемки. Настроение у меня сегодня довольно лирическое и стиль статьи выходит несколько витиеватый*) Сейчас буду пробовать выразиться проще...
Всё чаще и чаще я слышу рассказы о том, что потенциальные герои "забывают" о назначенной съемке... Что недовольны её результатами или её стоимостью. Иной раз удивляешься тому, что общение строится по типу - "Я начальник - ты дурак". А бывает так, что съемка уже началась, но оказывается, что особого желания фотографироваться у людей и нет - "Фотограф, ты снимай шедевры, но чтобы я тебя не видел"....
Давайте вместе напишем этику заказчика фотосессии?
Порядок пунктов произвольный оставим - потом разберемся. Мне вот хочется дискуссии, а не игры в одни ворота с моей стороны :)
Итак - что же такое - "правильный" герой съемки? *)
1. Правильный герой съемки ищет фотографа заранее, а не обзванивает в панике всех подряд - "У нас завтра ДР у ребенка, можете приехать???" Несложно предположить, что человеку вряд ли повезет с хорошим специалистом (хотя шанс на это, конечно, всегда остается)
2. Правильный герой съемки знает, что стоимость сессии - это примерно то же самое, что стоимость картины - есть работы студентов первого курса Строгановки, а есть работы, достойные Третьяковки, к примеру. Бесмысленно возмущаться тем, что Армани, например, так дорого стоит, хотя вот наши российские кутюрье ничем не хуже и гораздо дешевле бывают! И вот правильный герой съемки понимает, что есть фотографы, которые с удовольствием приедут за 2000 рублей, а есть такие, которые продают свой пакет за 100 тысяч и ничуть этим не смущаются. А поэтому Правильный Герой Съемки просто определяет для себя - кто ему нравится и сколько он сам готов заплатить за то, что ему нравится. У каждого же свои приоритеты, правильно? Для кого-то важнее стульчик для кормления за 15 тысяч, а кому-то важнее семейная съемка за те же деньги. И это нормально.
Лирическое отступление
Тут вот как-то хочется немного поговорить о том, из чего складывается стоимость съемки.
Основная иллюзия в том, что обычному человеку, не связанному с фотографией, кажется, что работа фотографа - это два-три часа съемки.
На самом деле - работа фотографа - это покупка и поддержание в рабочем состоянии своего "фотопарка", стоимость которого довольно серьезна и требует постоянных - и снова немаленьких вложений - на чистку матрицы, на юстировку, на апгрейд... Дальше работа фотографа - это реклама. Да-да, реклама, которая тоже требует и времени и сил и материальных вложений. А иначе откуда бы Вы узнали о своем фотографе? Дальше хороший фотограф обязательно уделяет время своему обучению - либо это семинары, курсы, либо веб-серфинг по сайтам высококлассных фотографов, любо общение с коллегами и обмен опытом. Это и время и, зачастую, снова вложение денег. Конечно, хороший фотограф довольно много снимает. А вот дальше хороший фотограф тратит довольно много времени на обработку полученного материала - отбор фотографий, которые будут отданы, проявка в конвертере, обработка, дизайн книги или просто предпечатная подготовка, печать фотографий и книг - на это уходят недели. Это львиная доля рабочего времени фотографа. А еще есть время, которое нужно оставить для встреч и общения с клиентами. Вроде ничего не забыла....
Ах да - а еще у многих семейных фотографов тоже есть дети и семья! Представляете?!?!?
Думаю, в комментах еще не раз поднимется тема о том, насколько "с потолка" берется нами, фотографами, стоимость съемки. Оставлю эту тему для кипения страстей в комментариях :) Продолжим...
3. Правильный герой съемки, выбрав фотографа, знает, что общение "свысока", как с обслуживающим персоналом или как с прислугой к хорошему результату не приведет. Общение "на равных" гораздо более благотворным образом скажется на результатах сессии, я вас уверяю :)
Тут тоже есть обо что почесать язык - оставлю и эту занозу для дальнейшего обсуждения :)
4. Правильный герой съемки к фотосессии готовится и в ней участвует. Не ПОЗВОЛЯЕТ СЕБЯ ФОТОГРАФИРОВАТЬ, а участвует - разницу чувствуете?
5. Правильный герой съемки всегда предупреждает фотографа об изменении своих планов на съемочный день и, тем более - об её отмене.
6. Правильный герой съемки заранее узнает - сколько будет обрабатываться сессия, когда она будет готова и с пониманием ждет этой даты, изо всех сил стараясь не звонить ежедневно с упреками - "а чё так долго-то, я не понял???"
7. Правильный герой съемки уверен в своем правильном выборе и не обсуждает выбранного фотографа за его спиной. А если какие-то проблемы и возникают - общается со своим фотографом без задействования третьих лиц.
8. Правильный герой съемки не требует исходные материалы у фотографа, потому что знает, что это - объекты авторского права и принадлежат фотографу.
9.Правильный герой съемки....
На самом деле, правильный герой съемки просто с уважением относится к человеку, которого выбрал для создания истории о собственной семье. Если есть это уважение - все эти предыдущие пункты просто можно не читать - эти проблемы не возникнут никогда.
А теперь я готова к гнилым помидорам и букетам цветов :)
ЖИРНЫЙ P.S.
Я счастлива, что за время моей практики мне "неправильный" герой съемки достался всего лишь однажды. Остальные "неправильности" я слышала от своих коллег, но от этого не веселее, а только грустнее, потому что понимаешь, что от таких ситуаций не застрахован никто. Может быть, поэтому я и написала этот пост. Спасибо большое. Всё вышесказанное - исключительно моё личное скромное мнение. IMHO.
P.P.S. Интересно, много попкорна понадобится?*) Или надо было пожестче написать? *)