О вопросе социализации. Ещё раз)
Семейные школыСемейным мамам часто приходится слышать охи и ахи окружающих по поводу социализации.
Полегче, конечно, с этим справляться мамам, которые обучают ребенка в семье по причине своих личных глубоких убеждений. Но вот некоторые из мам, которые перевели ребенка на семейное обучение ввиду каких-либо поверхностных причин, ответить и правильно отреагировать на эти "охи ахи" гораздо сложнее. Иногда даже наступает момент, когда они и сами начинают верить, что именно такая (школьная) социализация нужна их детям.
Я наткнулась на просторах интернета на очень интересную статью по этому поводу и предлагаю и вам ее к прочтению.
"Важный вопрос, который возникает у родителей при рассмотрении формы семейного обучения как альтернативы традиционному, - страх перед проблемами с социализацией детей. Хоумскулеры парируют, что в действительности в обычной школе социализации либо нет, либо она имеет негативный характер. С последним можно согласиться, но как понимать, что в классе из 20-30 человек ребенок, посещающий занятия 5-6 раз в неделю, не получает необходимые навыки жизни в обществе? Наверное, дело в очередной подмене понятий.
Школа не может быть источником социализации так, как это было бы полезно для ребенка. Основой в школе является коллектив, а коллектив - это не общество, а группа лиц с установленным порядком, с определенными правилами. Общество дифференцировано по полу, возрасту, мировоззрению, системе ценностей, по культурным и профессиональным чертам. У ребенка нет возможности наблюдать этого в школе. Все люди здесь подчинены единому распорядку, единому механизму организации работы. Свободная и творческая деятельность регламентирована, подконтрольна и должна быть признана уместной. Все это не социализирует ребенка, а вынуждает приспосабливаться к определенным искусственным условиям. Ученики подобраны чаще всего не по единству духа, а по географии проживания. Школа - испытание для ребенка. И научиться плохому, «попасть в историю» и стать жертвой вот такого случайного стечения обстоятельств, увы, вполне реально. Совсем не обязательно, что кто-то будет постоянно обижать чадо и доставлять ему дискомфорт, может, наоборот (не дай Бог), инициатором травли, хулиганом-заводилой окажется ваш ребенок, и в этом большой минус среды, отличающейся тотальной разнородностью, в общеобразовательных учреждениях. Формирование негативных убеждений, привычек, комплексов, в том числе - есть результат пребывания в определенной среде. «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15, 30).
Социализация гораздо удачней происходит в благоприятной среде: родной дом, друзья во дворе (которых, кстати, легче отсеять, чем в школе), в секциях и кружках (единомышленники по интересам), в воскресных школах (духовное родство, конечно, выше всего). Кроме того, семьи школьников-надомников, как правило, очень быстро находят друг друга. Это возможность общаться как родителям, так и детям. В то же время известно много случаев, когда ребенок в обычной школе, даже общаясь со сверстниками, остается одиноким или вовсе становится изгоем, благодаря посеянным семенам отрицательных убеждений и стараниям одноклассников."