О чтении за усопших
ПсалтирьЧтение Псалтири за усопших.
Чтение Псалтири в память о усопших приносит им велее утешение, т.к. это чтение приемлется самим Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых. «Псалтирь... за весь мир Бога молит», — пишет святитель Василий Великий. Существует обычай просить священнослужителей в монастыре или лиц, которые этим занимаются с благословения, почитать Псалтирь в память усопших (такая просьба сопровождается подачей жертвы за поминаемых). Но более утешительно для поминаемых, если мы сами будем читать Псалтирь ,тем самым как бы показывая, что сами,лично хотим понести труд в память усопших, а не заменяя себя в этом тяжелом труде другими. Такой подвиг чтения Псалтири будет не только жертвой самому Господу за поминаемых, но и жертвой за самих читающих. И, конечно, сами чтец получает от слова Божия и велее утешение и велее назидание, чего можно лишиться, если поручить другим это доброе и богоугодное дело. В книгах для богослужения нет точных указаний о порядке келейного чтения Псалтири по усопшим. Если же Псалтирь читают только для поминовения, необходимо после каждой «Славы...» и после каждой кафизмы возносить к Господу поминальную молитву.Для этого подходят различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика Древней Руси освятила употребление в таком случае заупокойного тропаря «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего» или «Помяни, Господи, душу усопшей рабы Твоей (усопших раб Твоих)», причем во время чтения тропаря полагают поклоны, а сам тропарь читается три раза. А так же чтение Псалтири за упокой начинается чтением канона за умерших многих или за единоумершего, после прочтения которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов снова читается заупокойный канон, далее начинается чтение первой кафисмы. Данный порядок продолжается во все время чтения Псалтири за упокой. Существует практика чтения одной 17-й кафизмы, данную практику используют при недостатке времени. Чтение Псалтири это молитва к Господу. Подвижники Церкви рекомендуют верующему читать Псалтирь по одной кафизме ежедневно, обращая внимание на то, что непременным условием чтения является благочестие и чистота сердца.
Чтении Евангелия в память усопших.
В поминовение живых и усопших может совершаться и чтение Святого Евангелия. «Чтение Псалтири, — пишет преподобный Парфений Киево-Печерский, — укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне душе и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле — грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, — Слово Божие, тобой за нее чтомое» . Известны и многие другие случаи плодотворного действия прочтения Святого Евангелия для тех, за кого оно было читаемо. Чтение за усопших основывается на обычае, твердо установившемся у нас: читать Святое Евангелие у гроба архиереев и священников, а в некоторых местах — и у гроба мирян, особенно на Пасхальной Седмице.