Взлет 132 День 10. Размусоривание
Задания по взлётамДевочки, всем доброго дня! я снова на связи: интернет восстановлен, новый режим вроде заработал, так что продолжаем с новыми силами! Отчеты все прочитала, в ближайшее время обязательно отвечу всем, кому еще не успела. Мне очень приятно видеть, что вы так осознанно подходите к заданиям и не боитесь нововведений. На прошлой неделе у нас было факультативное разхламление, с этой же недели предлагаю всем ежедневно расхламляться по 15 минут, если устали или много дел, то вспоминаем правило двух минут, говорим себе, что я всего две минутки повыкидываю лишнее и спать. Даже две ежедневные минутки принесут больше пользы, чем отложенное на месяцы большое дело, к которому и не знаешь, как подступиться.
Как же расхламляться и что расхламлять?
Конечно, у одних хлама меньше, у других больше, но хлам есть у всех, с этой мыслью надо просто свыкнуться и принять как данность, что в любой квартире всегда найдутся вещи на выброс. Я не исключение, на разобранных полках к моему удивлению во время нашего взлета нашелся хлам аж в двух местах (великая сила фотографий выхватила на полке желатин, купленный аж 4 года назад, детский халат, лежащий уже минимум год, аккуратненько сложенным, даже не стала примерять его на сына - за год он прибавил минимум 12 см и халат точно мал).
Сейчас мы не берем вещи детей, мужа и других домочадцев, хотя легче всего начать разбираться именно с них - там всегда в глаза бросается куча ненужностей и хлама, который почему-то наши близкие не видят, но мы смотрим исключительно на свои вещи с позиции "здравого минимализма".
В системе Флайледи есть одно высказывание, спорить с которым довольно трудно: Хлам нельзя упорядочить, от него можно только избавиться. Как бы мы ни терли, мыли и скребли, если дом завален хламом, он будет выглядеть неопрятным, неуютным и в какой-то степени грязным. Поэтому, прежде чем перейти к уборке в зонах, мы для начала начнем выбрасывать ненужный и отягощающий не только дом, но и вашу жизнь, хлам. Расхламление - это целый процесс, после которого в доме становится легче дышать.
Я советую начинать расхламление с кухни. Во-первых, это в основном ваша территория, где по минимуму вещей других членов семьи, во-вторых, именно на кухнях хранится много незаметного и якобы полезного хлама.
Что нам понадобится:
- мешок для мусора,
- мешок для вещей, которые нужно отдать (гараж, дача, мама, свекровь, авито или "отдам даром"),
- коробка для вещей, которые нужно вернуть.
Например, во время первого своего глобального расхламления, у меня очень много вещей летело в пакет "отдам даром" или выставлялось у подъезда. Я осознанно даже не предлагала маме или мужу вещи, которые для них будут потенциальным хламом, в каком бы состоянии они не были, зачем увеличивать их хлам?
Как будем работать:
1) выбираем цель. В данном случае помещение у нас выбрано - это кухня. Если кто-то считает, что на кухне у вас нет ничего лишнего и все идеально, предлагаю назвать вашу работу квартальной инвентаризацией и тратить 15-минутки на проверку актуальности порядка и наличия скрытого хлама. Я подобного рода инвентаризации стараюсь проводить 1-2 раза в год в рамках работы в зонах. Если кто-то на прошлой неделе работал на кухне и завершил расхламление, выбирайте тогда другую цель на ваш выбор, но чтобы это было помещение (или шкаф), где большинство вещей принадлежит именно вам.
2) помним, что слона всегда надо есть по частям. Так что таймер на 15 минут (или 2-5 минут, если устали или поздно пришли) и через 15 минут доносим находящуюся в руках вещь до ее логического места и заканчиваем. Настоятельно не рекомендую доставать сразу много вещей. Ставьте себе обозримые и выполнимые задачи. Можно начать, например, с самого захламленного шкафчика или ящика и рассчитывать, что в день вы будете разбирать по одной полке или одному ящику.
3) Двигаться лучше всего сверху вниз и по часовой стрелке. Так вам будет удобнее, а пыль с верхних полок не осядет на уже чистых нижних.
4) Задача - найти ненужные вещи и отсортировать их (алгоритм будет ниже). Не бойтесь выкидывать новые вещи. Если вы уже долго живете без этого распрекрасного венчика и спокойно взбиваете омлет миксером или вилкой, а про этот качественный и такой красивый венчик все время забываете - значит, его нужно отдать, сколько бы он не стоил.
5) Откровенный мусор сразу выкидывайте на помойку, а то что нужно отдать/увезти, не нужно откладывать на потом - уберите его в пакет и договоритесь о передаче тоже как можно скорее. Не стоит убирать коробку "На дачу" на антресоли или балкон - там она рискует пролежать еще 10 лет. Оставьте недалеко у двери, она будет вам мешать и напоминать о себе - тем быстрее вы от нее избавитесь. Если вам не нравится общаться с людьми, на Авито и в Отдай даром вам везет на странных личностей, просто выставляйте коробку с данными вещами около контейнеров с мусором, ее быстро рассортируют те, кому она нужна.
Как обнаружить хлам и скрытый хлам:
1) если вещь поломанная, треснутая, плохо работает и уже года полтора ждет, когда муж сможет ее починить или посмотреть, что там с ней случилось - это хлам, который надо просто выкидывать и не жалеть. Сейчас в магазинах полно посуды в любой ценовой категории, не держитесь за старые треснутые тарелки и кружки, они невольно снижают вашу самооценку (вспомните, что мы говорили про красивую домашнюю одежду, с посудой аналогично).
2) все вещи, которыми вы уже год собираетесь начать пользоваться, но так и не собрались. Мне одно время много дарили всякой кухонной утвари (что подарить коллеге-женщине на 8 Марта, День Рождения или Новый год? Правильно, силиконовую кисточку, форму для пирога, контейнеры для хранения. Я все это добросовестно хранила, пока у нас не начался ремонт в кухне и при выгрузке всего из шкафов я не обнаружила, что у меня столько всего запечатанного - нового и кому-то полезного, что в трехкомнатной квартире просто нет места, куда бы это временно пристроить. Тогда на выход у меня оказалось две коробки с верхом, наполненных новыми вещами (формы для пирогов, специальные щипчики, сотейники и т.д) Я оставила только те вещи, которыми регулярно пользовалась (например, зачем мне 4 разных формы для выпечки, если всю жизнь я все пеку в одной форме, которую еще маме подарил кто-то из родственников лет за 10 до моего рождения и она мне очень нравится). Сложнее всего было расставаться с кастрюлями, которыми я просто не пользовалась годами (или же брала их исключительно, чтобы положить размораживаться мясо). Кастрюли отправились на дачу.
3) на маленьких кухнях, где дорог каждый сантиметр, большое расточительство иметь задваивающиеся предметы. Например, дуршлаги (у меня их было целых три, а я даже и не замечала, пользовалась-то одним), скалки, горшочки для запекания, которые просто стоят и занимают место, т.к запекаю все в форме или фольге. Сюда же надо отнести предметы узкой специализации: вилочки для накалывания помидор.
4) вопросы, которые вам могут помочь сделать выбор:
- Я люблю эту вещь?
- За прошедший год мне приходилось её использовать?
- Не является ли она просто мусором?
- Нет ли у меня другой аналогичной, но более удобной или более новой или более любимой вещи? - Хочу ли я действительно оставить их обе?
5) насколько эргономична эта вещь в моей кухне. Например, большой контейнер для хранения спагетти нужен только тем, кто часто готовит спагетти, если ж вы их варите 3-6 раз в год и контейнер у вас стоит полупустым, то лучше хранить начатую пачку прямо в пачке, т.к она занимает в разы меньше места. У меня в активном ходу только два вида круп, их и храню в контейнерах, все остальное - в заводских упаковках, перемотанных резинкой для экономии места.
5) Ваша цель - сделать пространство удобным. Поэтому у каждой оставленной вещи должно быть свое место. На верхние полки или в глубину отправляются те вещи, которыми вы пользуетесь редко. Вниз и на передний план спускается то, что должно быть под рукой.
Я за разумное расхламление и не предлагаю просто взять и выбросить все. У меня на отдельной полке под потолком стоят чашки, оставшиеся от моей бабушки, т.к с ними связаны приятные воспоминания и я просто их люблю, хоть и редко достаю. Под красивую посуду для гостей я выделила целую тумбу на кухне, хотя гостей мы не собираем, и застолья я вряд ли буду устраивать когда-либо. Часть этой посуды мы достаем, когда на Новый год приходят родители, но мне просто нравятся эти сервизы, я ими любуюсь, поэтому сложила их максимально компактно и выделила им место, где они не мешают (одно время это была полка в гостиной). Такие вещи имеют право на существование на вашей кухне, но вторая терка или третья пластиковая лопатка на семью из трех человек к ним не относятся.
Еще немного из личного. Мне стоило больших моральных сил отказаться от большого количества подаренных контейнеров только из-за того, что они были все разноперые и их совершенно невозможно было компактно хранить. Оставила только 3 нужных мне формы, которые складываются один в другой и хранятся компактно, остальные овальные, круглые, нескладывающиеся один в другой, с неудобными крышками - отдала маме.
А теперь, чтобы ваши усилия не пропали даром, маленькая хитрость, как не пускать хлам в свой дом:
1. если вам что-то подарили или вы хотите спонтанно что-то купить, задайте себе вопросы: что я буду делать с этой вещью? Нет ли у меня похожей, аналогичной?
2. если подарок или покупка приведут к задвоению, выберите одну из двух вещей, а ненужную сразу выбросите или отдайте.
3. не покупайте потенциальный хлам в подарок своим друзьям и близким, так вы научите их дарить хорошие подарки. Если не знаете, что подарить, дарите чай, подарочные карты, елочные игрушки (на Новый год и Рождество), полотенца и другой "расходный материал".
Девочки, если у вас другие хитрости "как не пускать хлам в свой дом"?