УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ.
Всем доброго времени суток! я очень рада, что вы все у меня такие умнички! Так всё быстро схватываете и уже предпринимаете первые шаги! Это замечательно!
Главный пост здесь.
Сегодня подробно поговорим о расходах.
Хотела бы немного сказать по поводу прошлых занятий, каков план действий.
1. Получили зарплату или иной источник дохода.
2. Отдали долги, заплатили за кредиты.
3. Формируем резерв, 10% от денежных поступлений откладываем во вклад.(можно и больше 10%, кто как может). Повторяю: Резерв должен составлять 6-ти кратный размер ваших денежных поступлений в мес, то есть 6 ваших зарплат и прочих доходов.
4. Совершаем покупки и прочие расходы.
5. Оставшиеся деньги - в резерв.
Тем, у кого нет кредитов и долгов получится побыстрее сформировать резерв.
Тем у кого уже есть "подушка безопасности"(резерв), я предлагаю действовать по такой схеме:
1. Написать 10 причин, почему вы хотите стать богатой.
2. Выбрать из этого списка 3 самые важные.
3. Открыть 3 вклада: точно рассчитать сумму пополнения в месяц и срок, когда вы накопите. Копить, откладывать сбережения я вам советую всё-таки в банк (до 700 тыс вклады все застрахованы), так как там ваши деньги избегут инфляции.
Вот такие нехитрые схемы для привлечения денежек в вашу жизнь.
Кому что ещё всё-таки непонятно, спрашивайте не стесняйтесь. Думаю, больше мы к этому не вернемся.
Давайте разберем по порядку. Для начала я хочу вам дать небольшой урок вообще по разделам этого самого планирования семейного бюджета. У нас марафон по управлению личными финансами, но так как почти у всех нас семьи - я решила дать вам это занятие.
Итак, наши разделы в планировании семейного бюджета:
1. Доходы. Делятся на: доходы мужа, доходы жены, доходы семьи (например, проценты по вкладу).
2. Расходы. Делятся на: расходы мужа, расходы жены, расходы семьи, расходы на детей. также они бывают обязательными и необязательными, постоянными и переменными.
И в итоге мы получаем такую таблицу, можете составить её на бумаге, можете в электронном виде, можете преобразовать на себя, но для того чтобы всё устаканить, вам следует заполнить её, хотя бы на 1 месяц. Как анализ месяца.
План |
Факт |
Отклонение |
|||||
Доходы мужа |
Основная зарплата |
35000 |
35000 |
0 |
|||
Подработки |
15000 |
18000 |
+3000 |
||||
Доходы жены |
Социальное пособие |
9000 |
9000 |
0 |
|||
Заработок в Интернете |
6000 |
8000 |
+2000 |
||||
Доходы семьи |
Проценты по вкладу |
5000 |
5000 |
0 |
|||
Итого доходы: |
70000 |
75000 |
+5000 |
||||
Обязательные расходы |
Погашение кредита |
10000 |
13000 |
+3000 |
|||
Сбережения |
8000 |
10000 |
+2000 |
||||
Итого обязательные расходы: |
18000 |
23000 |
+5000 |
||||
Расходы на семью |
Постоянные расходы |
Коммунальные платежи |
8000 |
7500 |
-500 |
||
Кабельное ТВ |
500 |
500 |
0 |
||||
Интернет |
500 |
500 |
0 |
||||
Переменные расходы |
Продукты питания |
20000 |
21000 |
+1000 |
|||
Одежда |
2000 |
5000 |
+3000 |
||||
Бытовая химия |
500 |
0 |
-500 |
||||
Отдых |
5000 |
2000 |
-3000 |
||||
Развлечения |
2000 |
0 |
-2000 |
||||
Расходы на детей |
Оплата за садик |
1500 |
1500 |
0 |
|||
Игрушки |
1000 |
1500 |
+500 |
||||
Развлечения |
500 |
500 |
0 |
||||
Итого расходы на детей: |
3000 |
3500 |
+500 |
||||
Личные расходы мужа |
Сигареты |
1000 |
1000 |
0 |
|||
Рыболовные снасти |
1000 |
1500 |
+500 |
||||
Итого личные расходы мужа: |
2000 |
2500 |
+500 |
||||
Личные расходы жены: |
Косметика |
1000 |
500 |
-500 |
|||
Парикмахерская |
500 |
500 |
0 |
||||
Итого личные расходы жены: |
1500 |
1000 |
-500 |
||||
Непредвиденные расходы: |
7000 |
2000 |
-5000 |
||||
Итого расходы: |
70000 |
66500 |
-3500 |
||||
Экономия семейного бюджета: |
0 |
3500 |
+3500 |
К вопросам семейного бюджета мы в рамках этого марафона возвращаться не будем, марафон по семейному бюджету будет проходить в моём другом сообществе, начнётся 15 мая. Если интересно - я вас запишу! А здесь у нас марафон по Управлению ЛИЧНЫМИ финансами и путь к финансовой свободе.
В связи с тем, что скоро приближается зарплатный день - хочу вам рассказать про оптимизацию расходов.
Сразу сделаю оговорку - речь пойдет именно об оптимизации расходов, а не об экономии. В чем разница?
Экономия - это просто сокращение расходов.
Оптимизация бюджета - это рациональное распределение расходов по статьям бюджета с минимальными потерями в уровне и образе жизни.
Первое правило оптимизации: все ваши статьи расходов являются необходимыми.Ни от одной статьи расходов не стоит полностью отказываться, поскольку полный отказ вызывает слишком большой внутренний дискомфорт. Если у вас 10 одинаковых по сумме статей расходов, то лучше сократить каждую на 10%, чем полностью отказаться от одной, сохранив остальные девять в полном объеме.
Второе правило оптимизации: сокращать расходные статьи от бОльших к меньшим.Поскольку все статьи для нас одинаково важны, и мы не можем сократить сначала самые «неважные», придется выбрать другой критерий порядка экономии. Этот критерий - сумма расходов. Сокращая «неважные расходы» мы часто не добиваемся нужной экономии при сильном ощущении самоограничения. Смотрите сами: сокращая расходы на перекусы и на прессу, я мог сэкономить максимум 315 рублей при полном отказе от этих расходов. Такого же результата можно добиться, сократив расходы на еду всего на 7%.
Поэтому берем самые большие статьи расходов и рассматриваем их более подробно, подыскивая возможности экономии.
Третье правило оптимизации: нельзя экономить, покупая больше. Покупая оптом вы экономите на единице товара, но зачастую проигрываете в общей сумме расходов. Дело в том, что увеличенная покупка способствует увеличенному потреблению, которое затем становится привычкой.
Схема оптимизации расходов:
Оптимизация расходов ЛБ заключается в том, чтобы определить порядок очередности оплаты этих расходов и разделить расходы на те, которые должны быть оплачены в первую очередь, то есть с оплатой которых нельзя повременить, и те, которые следует оплачивать в последнюю очередь, а при нехватке средств - можно и не оплачивать вообще.
Я предлагаю разделить все расходы ЛБ по двум критериям:
1. По степени важности.
2. По степени срочности.
В каждом из этих критериев для простоты классификации выделите три группы расходов, отдельно по уровню важности и срочности: высокая, средняя и низкая. Очередность оплаты расходов каждой группы обозначена в предложенной мной таблице.
Цифрой 1 обозначены расходы, которые следует оплачивать незамедлительно, в первую очередь: важные и срочные расходы.
Цифрой 2 - расходы второй очереди: Важные и не очень срочные либо срочные и не очень важные. Затем уже не очень срочные и не очень важные.
Цифрой 3 - расходы последней очереди, многие из которых в принципе можно вообще избежать. В первую очередь в эту группу входят важные, но совсем не срочные или срочные, но совсем не важные расходы, в последнюю - совсем не важные и совсем не срочные. Именно от этих расходов, обозначенных в правом нижнем углу таблицы, можно смело отказываться, либо же на них может не хватить средств, и это ни на что не повлияет.
Общий принцип использования предложенной схемы оптимизации личных расходов таков: чем ваши расходы ближе к левому верхнему углу, тем они важнее, а чем ближе к правому нижнему - тем несущественнее. Распределение расходов личного бюджета по степени очередности оплаты должно осуществляться от левого верхнего угла к правому нижнему.
Теперь остаётся только правильно определить, какие же расходы являются важными и срочными, а какие нет.
К важным и срочным расходам я предлагаю отнести исключительно следующие виды расходов:
1. Погашение долгов, срок оплаты по которым наступил.
2. Создание обязательных запланированных резервов.
3. Создание обязательных запланированных сбережений.
4. Создание капитала, если это необходимо.
5. Погашение затрат ,связанных с угрозами жизни или здоровью человека, срочных затрат, возникших при наступлении форс-мажорных обстоятельств.
Объясню почему именно эти виды расходов. Потому что, как я уже говорила, если вы не будете погашать долги и откладывать резервы и сбережения в первую очередь, то вам гораздо сложнее будет избавиться от долгов, создать резервы и сбережения, а следовательно - сложнее улучшить своё финансовое состояние и достигнуть поставленных финансовых целей. А учёт личных финансов призван решить именно эту основную задачу.
К важным и не очень срочным расходам можно отнести, к примеру, расходы на досрочное погашение кредитов и долгов, оплату коммунальных и других обязательных платежей, срок погашения которых ещё не наступил.
К срочным и не очень важным - затраты на приобретение продуктов питания, оплату постоянных платежей, срок погашения которых уже наступил.
Высокую срочность и низкую важность могут иметь, к примеру, затраты на приобретение подарка коллеге ко дню рождения, а высокую важность и низкую срочность - приобретение теплой одежды к предстоящей зиме.
Расходы на посещение кафе, увеселительных заведений, приобретение предметов развлекательного предназначения, участие в лотереях, от есть любые затраты, без которых можно обойтись, относятся к затратам низкой срочности и низкой важности.
Я привела только некоторые примеры, чтобы был понятен принцип оптимизации личных расходов.
У вас может быть своя степень важности и срочности тех или иных затрат, однако я настоятельно рекомендую придерживаться общих принципов отнесения расходов в ту или иную категорию и особенно не вносить никаких изменений в группу 1- важные и срочные расходы, поскольку именно эта группа в первую очередь отвечает за ваше финансовое состояние!!!
Теперь вы знаете, как оптимизировать расходы ЛБ. Остается только сесть, выписать все необходимые расходы и распределить их по степени важности и срочности, а затем уже внедрять этот личный финансовый пан в действие. Если вы будете четко следовать предложенным инструкциям, я уверен, что ваше финансовое состояние с каждым месяцем начнет улучшаться, и вы быстрее будете достигать намеченных финансовых целей.
Завтра я вам дам тему Доходов и их виды. Отчёты по этим 2 темам я буду ждать до понедельника, 11 апреля! То есть у вас есть время подумать, почитать, определиться. Что-то будет непонятно, я на связи, пишите.
Задания:
1. Запланировать свои доходы на апрель.
2. Запланировать расходы.
3. Расписать расходы по таблице оптимизации, представленной выше.
4. Отказаться от затрат низкой важности и низкой срочности - оставьте их на время и пополните свой резерв.
Всем желаю успехов и большого финансового благополучия, ваша Евгения Дюпина!!!
P.S. Материалы данного урока частично взяты с сайта ФинГений Константина Белого.