По Бронсон, Эшли Мерримен. Мифы воспитания: наука против интуиции
Книги о воспитании и развитии детейЭта книга привлекла меня после прочтения Петрановской «Тайная опора», там я отметила для себя фразу о том, что в воспитании ребёнка нужно опираться на интуицию, даже если книги говорят о другом. «Да!» - решила я, но позднее подумалось мне, что интуиция - это всего лишь подсказка нашего подсознания, опирающаяся на предыдущий опыт и полученные знания, а не какое-то мифическое супер-чувство, дающее правильные ответы из ниоткуда. Ну и как на неё можно полностью положиться? И тут на глаза попалась книга «Мифы воспитания: наука против интуиции». С первых строк я поняла - в моих руках крайне нужная книга. Здесь нет бесконечных предположений автора, здесь множество фактов, результаты исследований! Для меня это очень показательно.
По Бронсон и Эшли Мерримен - журналисты именитых изданий, также на их счёту несколько выдающихся книг. Факт, что книга о детях написана журналистами, а не именитыми психологами, не должен вас смущать, так как в книге они приводят не свои умозаключения о воспитании, авторы дают свод результатов исследований ученых по многим вопросам развития детей. Теперь подробнее о моих открытиях из книги и множество цитат, как обычно.
Первая глава посвящена похвале. Думаю, тот, кто читает книги о воспитании, давно знает - хвалить нужно правильно, а не просто за любое действие. Однако мало в каких книгах есть фактические данные о вреде излишней похвалы. Наглядный пример одного из исследований:
Вторая глава о недосыпе. Вот здесь я серьёзно задумалась, авторы приводят результаты исследований, согласно которым недосып напрямую влияет на детское ожирение! Никогда бы не подумала! Более того, уменьшение сна всего на 1-2 часа серьёзно влияет на когнитивные способности ребёнка. В общем, если Вы уверены, что лучше лишний час позаниматься с ребенком , чем отправить его спать, то срочно читайте эту книгу.
Третья глава рассматривает вопросы расовых взаимоотношений. Я просто пропустила её, мне показалось это пока неактуальным для нашей семьи.
Четвертая глава - вранье. Из этой главы я узнала, что дети учатся врать уже в три(!) года. Думала, что это начинается к 5 годам. И тут же рассмотрен феномен ябедничества, когда ребёнка по сути ругают за то, что он сказал правду(!).
Глава 5. Таланты в дет.саду. И за рубежом, и у нас на детках клеймо - одарен/не одарен начинается почти с пелёнок (особенно подогревается это утверждениями типа «после трех уже поздно») и к школьному периоду достигает пика. Однако исследования опровергают все результаты тестов для дошкольников.
все эти тесты лишь выявляют опережающее развитие -
и, самое интересное, талантливые дети развиваются скачками!
Глава 6 Братья и сёстры. Результаты исследований и здесь меня удивили. Я искренне верила в оптимальную разницу в возрасте для хороших отношений братьев-сестер. Однако ни возраст, ни пол не влияют на будущие отношения между братьями и сестрами!
Глава 7 о подростковом бунте. Эту главу хочется распечатать, повесить на стенку и перечитывать ежемесячно в пубертатный период чада. Мамам подростков обязательна к прочтению. Интересные мысли и исследования -
Глава 8. Самоконтроль. Качество, которое необходимо воспитывать в ребенке. Из этой главы я узнала о программе tools of the mind (Инструменты мышления), основанной на концепциях Выготского. Эта программа делает упор на сюжетно-ролевых играх, в которые ребенок полностью вовлечен
Планирую более подробно узнать об этой программе, концепция ее мне нравится.
Глава 9 Ладить с другими людьми. Глава о детской агрессии и влиянии обучающих интерактивных программ. Удивлялась на каждой странице.
Глава 10. Речевое развитие. Очень много открытий, конспектировать хотелось практически всё -
Я провела на своем ребенке эксперимент Голдштейна: каждый раз, когда дочь начинала лепетать «баб», «ма», «няня», «дя», я ее поглаживала и сама произносила более сложные звуки. И прогресс начался тут же! Я не преувеличиваю, уже через минут 10-15 она начала стараться лепетать с удвоенной силой. Это заметил даже муж и тоже на следующий день поэкпериментировал - результат так же положительный!
Но речевое развитие лишь одна из сторон развития -
Книгу очень рекомендую, я привела здесь лишь небольшую часть интересных моментов, каждый для себя откроет их еще множество. Однако учтите, что если мозг ваш сильно гуманитерен, то читать множество фактических данных будет тяжеловато, но всё равно интересно! Теперь я точно знаю, мало полагаться на интуицию, нужно читать о развитии и воспитании детей как можно больше.