«Не можете говорить – пойте!»
РазноеКак можно превратить хмурое утро, неприятное рутинное дело в веселый диалог? Как сотый раз задать риторический вопрос про собаку, посуду, мусор ребенку, который как раз временно оглох? как мотивировать ребенка без ворчания, легко, смеясь? Ответ в мультике «Незнайка»: «Не можете говорить - пойте!»
Сама петь я люблю, хотя и не умею.. Дома мне практически не дают открыть рот, уверяют, что нет слуха и голоса. Стоит мне начать жалостливый романс, причем я слышу страстное сопрано, как муж притворно пугается: «Ой, что это! Кошку мучают на улице или Марте на хвост наступили?»
Я весьма далека от классической музыки, был кружок фортепиано три года и походы в оперу во время учебы в ЛГУ. (Самым сильным впечатлением стал «Риголетто», а так я сходила почти на весь репертуар театра Мусоргского.) Не оставляю надежды приобщиться к ней как-нибудь и при случае покупаю диски. Правда, Брамса и Глюка ставит только муж во время застольев с друзьями, у меня все руки(или уши) не дойдут. Сейчас условности оперы для меня совсем непривлекательны, а исполнение главных партий крупнокорпусными певцами меня и вовсе отталкивает - вживую я туда не хожу. Муж тоже промучился в муз школе несколько лет, после чего вообще не подходил к инструменту. Гриша ходит на хор с первого класса, может затянуть и допеть «Аве Мария».
Наш низкий музыкальный уровень не мешает нам разыгрывать акты оперы в нашей жизни, ведь опера - это не только арии, где нужно вести партию! Из Википедии: « В тех моментах оперы, где действующие лица именно действуют - в живом общении друг с другом, в разговоре, споре, столкновении, - не нужна такая законченность формы, какая вполне уместна в арии. Такие моменты обычно не имеют законченной музыкальной композиции, отдельные фразы героев чередуются с возгласами хора, с оркестровыми эпизодами. Широко используется речитатив, то есть декламационное пение. Драматический, интенсивно развивающийся сюжет требует широкого использования речитатива.»
То, что нам и нужно! Мы действуем, живо общаемся, сюжет драматичен и развивается посекундно, а оркестр нам заменяют вопли младших и лай Марты. Поэтому используем речитатив. Если вы хоть раз слышали оперу, то вам легко будет пропеть-представить все диалоги ниже.
Можно конечно зудеть на одной ноте: «Гриша, выгулял ли ты Марту?», - на что Гриша всегда реагирует внезапным ухудшением слуха .. Но лучше вопросить грудным контральто: «Сын мой, гулял ли ты с собакой?»
На что он тенорком патетично ответит: «Она не хочет..» - заметьте, услышал сразу!
«С чего ты взял? Вот лапками сучит и хвостиком стучит!» - продолжаю с серьезным выражением лица, хмуря брови.
«Ну ладно, я пошел - давайте деньги, куплю я шоколадку», - сразу сдается сын.
«Какие деньги, Гриша! - вступает хорошо поставленным басом папа. - Встань возле магазина и руку протяни, авось положит кто монетку. И песню жалобно запой, зря что ли в хоре обучался?..»
«Отец мой, что ты говоришь, на паперть посылаешь сына!» - драматизм момента нарастает, вступает мама: «Возьми в кармане три рубля.»
«Ты шутишь, мать?!! Ха-ха-ха-ха!» - горький смех на публику человека, разочарованного в близких людях. Мы уже все смеемся, не в силах длить дальше это ансамбль.
Еще пример. Гриша, которого заставляют убрать в комнате (а комната густо засеяна деталями лего, креативными изрисованно-склееными бумажками, игрушками), начинает разыгрывать психологическую игру «Бедный мальчик и злые родители» (по-моему, Эрих Фромм ее не описывал), играет искренне, завывая, чертыхаясь. Тут ему не до пения, он жалуется на тяжелую судьбу старшего брата таких поросят, которые превращают комнату в свинарник («сынарник») и единственного адекватного ребенка в доме. У меня наготове один аргумент: «Гриш, позвони в ювенальную юстицию и скажи, что по этому адресу мальчика обижают. Тебя сразу спасут от злых родителей.» -
«Хм, так тогда у вас всех детей заберут..» - Гриша пытается донести до нас печаль будущего, одинокой старости.. У него просыпается чувство юмора, вместе с ним желание спеть: «Останетесь одни.. Одни.. Совсем одни..» - трагически как сивилла вещает он утробным басиком.
Папа пробует фразу на вкус, повторяя музыкальный рисунок: «Одни, совсем одни..» ( В глазах у мужа я легко читаю его любимую пословицу «испугали ежика голой попой»). Тон слегка меняется, трагизм сменяется легким раздумием, появляется в голосе надежда, оптимизм, и вот уже несется ликующий канкан: «Одни! Одни! Совсем-совсем одни!!», папа даже включает в речитатив энергичные махи ногами. Опять все хохочут, и после этого комедийного акта ворчать уже неэффективно.
Если у вас в семье такой стиль общения- с фарсом - приживется, если вы любите петь и превращать рутину в забаву, попробуйте этот способ обсуждать обыденные рутинные дела. Кстати, он отвечает принципам активного слушания, ведь когда вы пропеваете душевное состояние ребенка, вы тем самым солидаризуетесь с ним, а попытки найти решение в оперной сцене, дуэтом или трио, намного веселее, чем такое же обсуждение прозой.
Ну а я пошла петь с Гришей очередной дуэт : «Как поживает сочинение о Бульбе?»
Лада Евсеева, фото Барбара Морган
Источник: