Про самоконтроль и агрессию в 3 года
ВоспитаниеВесной заметила у Дины, в ее 2,9, какую-то странную эмоцию: в состоянии на грани слез у нее кривились и подрагивали губы, глаза наливались слезами, но в рев не переходило. Это выглядело ооочень трогательно и обращало мое внимание, но я не сразу поняла, чем именно, а потом осенило - она стала сдерживаться! Это произошло на фоне скочка роста, видимо лобные доли ещё добрали массы))
Вместе с тем она перешла на этап вербальной агрессии и стала ругаться, например, после уколов "Я порежу медсестру на кусочки, приготовлю и съем!!!"👹 Или нам с мужем угрозы в порыве гнева "Я тебя выкину!" И даже "Я тебе голову оторву!!!". Приятно знать, что это важный этап развития, а не ребенок с наклонностями 😂 но конечно социальные рамки обсуждаем очень активно сейчас.
Следующий этап - появилась конкуренция, можно теперь развести на "Я первая руки помыть, суп съесть". Правда, иногда она начинает кричать "Нет, не ешь, я буду сама первая!". Этим моментом я успешно воспользовалась на площадке) Дина со своими обостренными границами, очень болезненно реагирует, когда кто то чужой смотрит и, не дай бог, берет ее игрушки. Она начинала кричать, плакать, проситься домой, собирала свои монатки и уходила. А тут я как-то сказала 'Нет, ты же первая пришла, и хочешь ещё играть, это общая песочница, ты можешь остаться". И вот! Недели две как она перестала сбегать в уличных конфликтах!)) Видно, что нервничает, но держится. Даже не всегда кричит, иногда говорит относительно спокойно "Отдай мои игрушки", а в большинстве случаев ведь дети отдают. Но срывы, конечно, бывают. Вчера на площадке - 5 конфликтов! Я особо не вмешиваюсь, когда вторая сторона - ровестник, хвалю за победу тихонько, но делаю замечание, когда она сама неадекватит: кричит, если ребенок просто посмотрел в ее сторону или на малышей. Радует,что физически она и у мальчиков сверстников может вырвать, в случае перетягивания, свое добро. Лицо при этом, конечно, зверское👹
Когда сильно кричит, напоминаю, что нужно говорить, что можно строгим голосом, если ребенок тащит у нее что-то. Так вот, вчера после такого внушения к ней по второму кругу стала подходить девочка, уже пытавшаяся забрать машинки, Дина была на более высоком уровне песочницы, подошла к ней, выставила вперёд руку с указательным пальцем, наклонилась и глядя сверху- вниз "Я сказала, не трогай мои игрушки!", Повернулась ко мне и радостно на всю площадку "Видела, как я ей строгим голосом сказала?!😁" Толпа родителей покосилась на меня😎
Очень рада, что навык сдерживания и отстаивания границ у нее к садику появился, работать с ним ещё, и работать, но ей это адаптацию сильно смягчит.
В саду в первый же день ее схватил мальчик за волосы, от него вроде и другим девочкам досталось. Воспитательница сказала, что она стала кричать "отойди от меня, не трогай меня!" и вроде не плакала. Алгоритм поведения, который ей проговариваем "Сначала сказать "стоп, остановись", вытянуть вперёд руку, если не отпускает или продолжает драться, отодвинуть руками, если продолжает - начать громко визжать, чтобы уши заболели у хулигана (в Дининой версии "чтобы уши покраснели от страха 🙉) она себя повела нормально, единственное, меня напрягает, что она напрямую отказывается отвечать на вопросы про садик, даже на "что кушала?" - "я не хочу отвечать". Кое-как скупые пдробности вытягиваем🤔 неожиданно для меня, мы всегда все проговариваем, разговариваем.
Очень хороший совет дала знакомая детский психолог: проигрывать ситуации с куколками, фигурками животных. Мы так ситуации на площадке, в саду заранее проигрывали, терапевтические с сказки тоже в такой форме делаем. Гораздо лучше работает, чем просто книжки читать, хотя и по ним (про садик, про эмоции) она многое проговаривает и спрашивает, но с игрушками - от нее на 100 процентов реальные реакции идут, которые легко прорабатываются.
Конечно, многих испытаний жду от сада, но я в Дину верю 💪☺️
Когда мама попросила улыбнуться😏