Учим малыша самостоятельно есть
Кушаем сами:)Интерес к столовым приборам у младенцев просыпается очень рано - как только они замечают эти любопытные предметы в руках у взрослых членов семьи. Однако с этого момента и до того времени, когда ребенок сможет мастерски орудовать
Когда начинать обучение?
Как и в ситуации с приучением к горшку, родители расходятся во мнениях о сроках, когда малышу лучше всего начинать осваивать ложку. Одни исходят из мысли о том, что в современном обществе редко можно встретить человека, который бы не умел пользоваться столовыми приборами, и задаются вопросом: а так ли уж важно торопиться с привитием этого навыка? Ведь подросший ребенок освоит столовый этикет быстрее и легче, а до тех пор его можно и с ложечки покормить, тем более что этот процесс нравится не только деткам, но и многим мамам и бабушкам.
Такой подход имеет право на существование: и правда, к школе у большинства ребят умение орудовать столовыми приборами доведено до автоматизма. Однако некуда спешить только тем родителям, кто не планирует водить малышей в детский сад, а вот в группе сверстников умение принимать пищу самостоятельно пригодится: воспитатели просто не будут успевать кормить всех «галчат» с ложечки. К тому же в коллективе, где каждый будет брать пример с соседа по столу, у малыша, не наученного есть ложкой, больше шансов обзавестись привычкой неправильно ее держать. А переучивать, разумеется, гораздо труднее, чем учить «с нуля».
Поэтому большинство родителей все-таки не ждут возраста, когда ребенок будет способен воспринять объяснения того, как нужно вести себя за столом, и идут по пути выработки рефлексов у совсем еще малышей. С этой точки зрения оптимальным сроком освоения «столового этикета» является период от 10-11 месяцев до года - года с небольшим. Именно к этому времени координация ребенка уже достаточно хорошо развита, и донести ложку до рта ему не составит труда. С другой стороны, как раз в этом возрасте интерес к новому умению будет подстегиваться познавательной потребностью малыша, и обучение будет для него увлекательным и эффективным.
Но если вы почему-то пропустили этот благодатный период, и теперь малыш категорически отказывается использовать посуду по прямому назначению, воспринимая ее только как предмет для игр, не переживайте. В ближайшем будущем наступит еще один этап в развитии ребенка, который очень удобно использовать для формирования у него необходимых бытовых навыков, - этот период часто обозначается характерными словечками «Я сам!». Потребность малыша в это время делать что-то самостоятельно в подражание взрослым настолько велика, что научить его одеваться, чистить зубы и, в том числе, пользоваться столовыми приборами обычно не составляет труда - ребенок сам стремится побыстрее стать как мама с папой.
Что потребуется для «уроков» столового этикета
1. Стульчик для кормления
Если вы еще не обзавелись специальным стульчиком для кормления малыша, то начало приучения к самостоятельному приему пищи - повод для такого приобретения. Во-первых, стульчик для кормления обеспечит ребенку правильное и комфортное положение: ничто не будет отвлекать ребенка от обеда, к тому же его возможности крутиться и вертеться будут ограничены ремнями безопасности и столешницей, что снизит риски подавиться или лишний раз испачкаться.
Во-вторых, легкий, мобильный и зачастую снабженный колесиками стульчик можно запросто отодвигать на время обеда подальше от стен, оберегая их тем самым от загрязнения.
В-третьих, многие модели стульчиков для кормления не теряют своей актуальности и позже, когда ребенок подрастает. Без столешницы они превращаются в высокий стульчик, на котором малышу будет удобно сидеть за общим столом с родными во время семейных трапез. Это не только облегчит его переход к «взрослой» пище, но и будет способствовать повышению подражательной активности ребенка, а также поможет быстрее его обучить культуре поведения.
2. Посуда
Конечно, учиться есть приятнее всего из собственной тарелочки собственными ложечками и вилочками: даже малыши понимают, что это их личные приборы, которые к тому же выгодно отличаются от «взрослой» посуды - яркими цветами или забавными изображениями. Но не только этим: специальная детская посуда производится из экологически чистых материалов, имеет удобные для малышей размеры и приятное покрытие ручек, предотвращающее их выскальзывание из неловких пальчиков. Есть и другие секреты, например, ложечки и вилочки для малышей часто замысловато изогнуты - так ими удобнее «ловить» уплывающую с них еду. А многие детские тарелочки снабжены присосками, что предотвращает их случайное опрокидывание.
3. Защита для одежды
Поскольку обучение такому навыку, как принятие пищи, невозможно без загрязнений, следует позаботиться о сохранности одежды малыша и приготовить для него несколько нагрудничков. С точки зрения удобства для мамы, привлекательны пластмассовые нагрудники с карманом для падающей еды - их легко мыть. Но из-за своей жесткости они могут не понравиться малышу, и тогда компромиссным вариантом станет клеенчатый фартук.
4. Время
Обучение ребенка самостоятельно есть - процесс небыстрый. Одно дело, когда мама привычным движением руки ложечка за ложечкой скармливает ребенку порцию, ловко смахивая случайные капельки и крошки с его подбородка, и совсем другое - вдумчивые пищевые эксперименты любознательного карапуза. Ведь за обеденный перерыв ему надо не только насытиться, но и художественно размазать кашу по столу, раскрошить и скинуть на пол печенье, постараться добросить до окна ложку, полную еды - да мало ли еще интересных действий можно придумать и осуществить на кухне! Поэтому маме стоит не рассчитывать на быстрый перекус, а приготовиться стоически переждать продолжительный обед и к тому же запланировать время на последующую за ним обязательную уборку.
5. Терпение
Да-да, терпение, терпение и еще раз терпение. Оно понадобится любой маме, чтобы раз за разом правильно вкладывать в детскую ручку выпадающую из нее ложечку, чтобы невозмутимо стирать следы от трапезы не только с себя и малыша, но и со стен, пола и даже потолка кухни и чтобы готовить очередную порцию еды, так как предыдущая целиком ушла на игры и эксперименты.
Обучение в игре
К слову об играх: для маленького ребенка именно игра - путь к постижению мира, поэтому несмотря на усвоенный всеми нами постулат о том, что с едой играть нельзя, не стоит требовать его строжайшего соблюдения от годовалого карапуза. Пусть он хотя бы поначалу имеет возможность и вдоволь поразмазывать пищу по столу и даже по себе, покрутить-повертеть ложку, попереворачивать вверх дном тарелку. Только так он в полной мере удовлетворит свой познавательный интерес к новым для него предметам, поймет их основные свойства, научится координировать необходимые для взаимодействия с ними движения.
Не бойтесь, что при этом малыш останется голодным: поначалу вы все равно будете помогать ему второй ложкой. Постепенно познавательный интерес к посуде и еде угаснет - останется только пищевой, тем более что ребенок быстро усвоит взаимосвязь между числом благополучно донесенных до рта ложек и приятным чувством сытости. И вот, вдоволь наигравшись, ваш карапуз наконец-то «возьмется за ум» и сосредоточится на тренировке целенаправленных движений с ложкой и вилкой.
Меры предосторожности
Однако какой бы веселой забавой ни казалась еда для карапуза, его родители-то знают, что на самом деле прием пищи - это очень серьезный процесс, способный запросто обрасти «неправильными» привычками, которые смогут в будущем навредить здоровью ребенка. Поэтому не нужно включать малышу мультфильмы, пока он ест, чтобы не сформировать у него с детства вредную привычку, помимо всего прочего способствующую перееданию. Не стоит также излишне торопить карапуза: по мнению гастроэнтерологов, в процессе поедания пищи спешка - явление лишнее. Ведь нужно успеть тщательно пережевать еду, чтобы она усвоилась должным образом. К тому же, как известно, чувство насыщения запаздывает, и, торопясь, человек съедает гораздо больше, чем ему требуется на самом деле.
Ну и, разумеется, ни в коем случае нельзя оставлять малыша одного во время еды: риск того, что не умеющий толком есть кроха поперхнется, слишком велик, и мама всегда должна быть готова быстро среагировать и прийти на помощь.
Умение есть самостоятельно - это важный этап развития любого малыша: процесс самостоятельного поедания пищи развивает моторику ребенка, формирует у него первые социальные навыки да и просто является элементом правильного воспитания крохи. Но и для родителей самостоятельность карапуза - ощутимый плюс. Когда этап игр с едой и испачканной кухни уйдет в прошлое и ребенок научится опрятно есть, родители вздохнут с облегчением. А уж сколько радости принесут им совместные ужины, когда за столом, на равных с ними, будет сидеть их малыш и ловко орудовать ложкой!