Как сказать
Речь, важные словаРодители всегда с трепетом относятся к том, как развивается малыш. Особенно родительское сердце небезразлично к тому, как и когда малыш заговорит. Насколько ему будут удаваться звуки и слова.
И это не удивительно: все мы живем в обществе, которое предполагает тесный контакт. И если ты не можешь активно высказать свое мнение, не научился общаться, не наладил контакт с окружающим миром, то в дальнейшем судьба будет нелегка. Более того: задержка речевого развития очень часто окружающими воспринимается и как задержка психического развития. И хотя медики утверждают, что у каждого свой путь к "болтливости", родители, тем не менее, беспокоятся.
Сравнивая своего малыша с его сверстниками, многие родители часто оказываются недовольны темпами его психического или речевого развития. Одним кажется, что их кроха мало и плохо говорит, другим — что ребенок мог бы быть более любознательным (послушным, самостоятельным, внимательным и проч.)
Такое воспитание с оглядкой на друзей и соседей не вполне корректно, потому что каждый ребенок имеет право быть самим собой и развиваться в свойственном ему темпе. Тем более, что все дети изначально не равны: у всех был разный жизненный старт (имеется в виду перинатальный период), персональная и неповторимая наследственность, индивидуальные показатели здоровья, исключительно личные условия проживания. Все это обязательно накладывает свой отпечаток на особенности развития маленького человечка, поэтому даже дети одной семьи и те не похожи друг на друга. А это значит, что ребенка надо сравнивать не столько с другими детьми, сколько с ним самим.
Каким малыш был месяц, два или полгода назад? Если динамика его развития кажется недостаточной, имеет смысл сначала проанализировать описанные выше «исходные данные», а затем заняться стимуляцией психических процессов. На обоих этих этапах необходимо воспользоваться диагностико — консультативной и коррекционной помощью специалистов. Логопед, дефектолог и психолог помогут правильно организовать для ребенка речевую и игровую среду, в которой он находится. И тогда, изначально заложенные самой природой, потребность в речевом общении и познавательная активность смогут быть реализованы ребенком в полной мере.
Рекомендации логопеда, дефектолога:
• Cнизить зашумлённость среды: выключить ТВ, видео, радио и т.д. Включать их ребёнку только на время активного прослушивания или просмотра (от 3 до 15 минут за один раз).
• Подражать звукам, интонированиям ребёнка. Пропевать их, повторять несколько раз с разными эмоциями и интонациями.
• Не поправлять ребёнка (в произношении, в построении фразы), а говорить «да» (знак того, что сообщение понято) и давать правильный вариант произнесения. Например: «Да. Федя хочет сок».
• Откликаться на любое проявление общения малыша: развернуться в его сторону, посмотреть в глаза, улыбнуться и т. д.
• Петь для ребёнка, читать стихи во время режимных моментов (одевание, умывание, засыпание и т. д.)
• Проводить игры-потешки на коленях: «ладушки», «по кочкам» и т. д.
Это важно для соединения телесного и речевого контакта, создания доверительной атмосферы.
• Использовать в общении простые жесты, простые фразы, добившись сначала зрительного контакта с ребёнком.
• Развивать артикуляционный аппарат с целью улучшения звукопроизношения:
o есть, грызть жёсткую еду;
o облизываться;
o пить и дуть через соломинку;
o строить рожицы, мимикой показывать разные эмоции.
• Игра «повторялки» — повторять действия ребёнка.
• Использовать игрушки, включающиеся от громких звуков.
• Оречевлять действия свои и ребёнка (речевое сопровождение взрослого). Говорить, спрашивать, отвечать за ребёнка, «думать вслух» над игровыми заданиями и др.
• Смотреть семейные фотографии, рассказывать о них.
• Давать право выбора (сначала из 2, потом из 3 вариантов): «Куда пойдём: направо или налево? Наденем синие или красные колготки?» Т. о. можно отрабатывать знание направлений, цветов, форм, чисел и т. д.
• Притворяться, что забыли название (можно дать описание), что где лежит и д.т. А ребёнок «помогает».
• Играть в прятки (для развития самосознания, эмоционального общения, отработки предлогов). Искать вслух: «За шторой нет, под столом нет, возле окна нет…»
• Для мальчиков. Купить куклу-мальчика — соответственно возрасту: с волосами, с разной одеждой, от 30 см до 50–60 см ростом. Вводить её в режимные моменты и проигрывать их: приготовили, покормили, оделись, погуляли, разделись, легли спать, позанимались и проч. Обязательно использовать сопровождающую речь взрослого.
• Проигрывать с куклами проблемные ситуации и их разрешение (кукла не умеет ходить на горшок, плохо засыпает, не хочет делиться и т. д.)
• Для безречевых (неговорящих) детей. Учить точнее выражать свои потребности и состояния мимикой и жестами: качать головой, показывать пальцем, кряхтеть (хочу в туалет), изображать «я хороший», «я наелся» и мн. др.
• Развивать мелкую моторику: массировать пальчики, давать работать с мелким материалом: бусинки, крупа, мозаика и т. д. (только под присмотром взрослого!), есть руками.
• Обогащать запас впечатления ребёнка: поездки, гости, зоопарк, театры и т. д.
Вспоминать разные пережитые ребенком события, планировать будущее.
• Создавать условия для общения и совместных игр с другими детьми разных возрастов.
Автор: Лина Фандорина