Мария Монтессори "Дети-другие"
Методики развитияНаконец-то я добралась до того светлого времени, когда читаю быстрее, чем пишу отзывы И наконец добралась до трудов Марии Монтессори. Сегодня расскажу о первом, но явно не последнем из них, прочитанном мной.
Вообще про систему Монтессори хотя бы что-то, наверное, знает сейчас любая мамочка. Но мне как всегда недостаточно знать "что-то", я предпочитаю владеть достоверной информацией из первых уст. Поэтому, прочитав ранее вот эту книгу о наиболее распростроенных методиках раннего развития и поняв, что методика Монтессори мне в целом по душе, решила ознакомиться с книгами самого автора этой школы.
Первой выбор пал на
Вообще до этого я читала, что её книги тяжелы к восприятию и именно поэтому многие предпочитают ознакомиться с адаптированными вариантами иных авторов. Но мне хотелось начать именно с первоисточника. По итогу могу сказать, что не всё так сложно и тяжело читается. Правда, у меня на этот счет неоднозначное отношение к разным частям книги. Местами - прям захватывает, читаешь и перечитываешь каждую строчку (особенно там, где рассказывается о практическом опыте, о том как вели себя конкретные дети в ее школе). Местами - текст уходит в такие пространные рассуждения религиозного и философского характера, что нить повествования немного теряется и хочется пролистнуть дальше (но кто ж нам запретить это сделать))). В целом явно достойно того, чтобы почитать.
О чём книга? Заглавная идея, которая следует из заголовка: дети - полноценные личности, а не личинки человека, и задача взрослого помочь развить, но не задавить своим авторитетом то, что заложено изначально. Помимо развития этой основной идеи здесь рассказывается довольно подробно о тех составных частях теории Марии Монтессори, которые можно видеть и встречать у последователей этой теории: о сензитивных периодах, о том, чем плоха традиционная детская кроватка и изобилие игрушек, о том, каким должен быть настоящий обучающий материал, какие 3 основы (учитель-среда-материал) действительно способствуют развитию внутренних способностей ребенка и проч. Очень интересно повествуется о первой школе Монтессори для здоровых детей: кто они были, какие были цели и к чему в итоге удивительный разум детей привел самих учителей. Ведь в итоге, именно сами дети привели Монтессори к ее пониманию того, какой должна быть "монтессорианская" учебная среда, учитель и система занятий. Вот этот путь наблюдения и формирования самой методики мне показался наиболее интересен. Ну и, конечно, книга помогает по-новому взглянуть на внутренний мир ребенка, темперамент, основу и движущие силы поведения и поступков. С ее помощью можно попытаться посмотреть на мир глазами ребенка, увидеть его немного с другого ракурса.
В общем, советую всем, кто действительно заинтересован этой методикой. И вообще всем, кто интересуется гармоничным развитием детей. Здесь Вы не найдете информации о супер-раннем развитии каких-то сверх-способностей, чтению и письму с пеленок. Здесь совсем о другом. О том, как разглядеть в своем ребенке самостоятельную личность, научиться ее уважать и помогать ей развиваться. О том, как смотреть на ребенке никак на пустой сосуд, который нам предстоит наполнить, но как на маленькое растение, которому мы можем помочь вырасти в крепкое дерево.
О всех книгах для родителей, которые я читаю традиционно пишу в дневнике здесь.