Монтессори и Любовь
Клубы, детские сады, школыКогда мы, родители, начинаем задумываться о том, чтобы погрузить наших детей в систему Монтессори, обычно мы говорим о двух составляющих - свободе и развитии нашего ребенка. Собственно, эти же ценности рассматриваются и подаются как самые важные, основополагающие, я бы сказала. Но сегодня, опираясь на свой личный опыт и наблюдения, я бы хотела попробовать доказать, что не эти ценности являются основополагающими. Более того, без кое-чего еще они вообще не работают, не воплощаются или воплощаются частично или однобоко, что обычно и является причиной для критики этой системы. А проблема, как обычно, не в системе, а в ее исполнителях.
Немного о моем опыте. Я узнала о системе Монтессори, когда моему ребенку исполнился годик. Информация обрушилась на меня, кажется, сама по себе и сразу горной лавиной. Кое-как разобравшись с бесплатными статьями и книгами по теме , я отправилась к г-же Климановой на обучение, чтобы, так сказать, из первых уст услышать «правильное» мнение. Отучилась. Основала свой детский центр, где среди прочих услуг были и Монтессори-группы и для малышей и для 3-6. Имела возможность наблюдать и анализировать работу педагогов. Естественно, мой сын самый что ни на есть монтессори-ребенок, вынужденный с 1,5 лет посещать различные монтессори-студии, а позже те, что организовала уже я сама . К его трем годам мне посчастливилось найти замечательный Монтессори-садик полного дня, куда он благополучно ходил до 7 лет. А после - пошел в Монтессори-школу, которую, отучившись два с половиной года, благополучно бросил , предпочтя ей обычную районную школу. Итого мой опыт в Монтессори - 8 лет.
Я не профессионал (если вообще это слово возможно применить в педагогике и психологии), я просто мама, у которой есть что сказать другим мамам по этому поводу.
А сказать я хочу вот что. Дорогие друзья! В основе системы должна лежать просто Любовь к детям!
Методики, теоретические знания о периодах развития и прочие, специальные материалы и презентации, наличие курсов, сертификатов и т. д. - все это замечательно, но очень плохо работает, если во главу угла ставится что педагог - приложение к материалам, что он лишь «наблюдает и следует за ребенком», холодно улыбаясь иногда совсем не невинным проделкам. Я называю этот подход «Методическое Монтессори».
Если же педагог играет «главную скрипку», он активен и зажигателен, он «ощущает» потребности каждого ребенка и умеет ненавязчиво помочь реализоваться этим потребностям, если педагог не бесплатное приложение к материалу и не механическая кукла для рутинного повторения заученных презентаций, а основная движущая, горящая энтузиазмом и творчеством сила, - тогда Монтессори-система не только начинает работать по полной, она начинает блистать невиданными красками и результатами! Причем для абсолютно всех детей, которые погружены в данный процесс. И, подозреваю, дает огромную энергию самим педагогам! Когда основа отошений педагог-воспитанник - это не желание научить и даже не желание «следовать и дать свободу», а полное принятие и любовь, - тогда это совсем «другая система Монтессори» - я называю ее «Истинная Монтессори».
Мне очень повезло - наряду с Методической Монтессори (а ее полно везде и даже я сама ею грешила) я встретила и «Истинную Монтессори» в своем любимом садике, о котором писала уже тут и совсем свежее вот тут. Все для себя осознав, поблагодарив Бога за помощь в этом вопросе, а также выяснив, почему сын ушел из платной и с таким трудом найденной школы, я успокоилась на лаврах своего опыта.
И лишь совсем недавно выяснилось, что со мной полностью согласен аж целый Гордон Ньюфелд!!!! Тут лежит его статья об этом, если кому-то нужен первоисточник. А в целом он говорит о том же самом - о том, что большинство последователей Марии Монтессори сосредоточились на методах и совсем упустили из виду, что она была Мастером Привязанности, она была Большой Мамой для всех своих воспитанников, она давала такую теплоту и заботу, что дети моментально попадали в поле ее Любви и дальнейшее их становление происходило именно с помощью этой Силы. Она не стеснялась вовсю пользоваться своей уникальной способностью определять, что мешает ребенку и как это устранить. Эта способность и ее активное использование педагогом - вот показатель истинной вовлеченности в процесс, вот показатель Любви, а не сухое «наблюдение и предоставление свободы». Г.Ньюфелд говорит о том (буквально вторя вот этомумоему посту!), что форма важна и нужна, но без ДУХА не будет ничего работать, по крайней мере так эффективно, как могло быть.
А что для вас, мамы, является действительным эффектом? Задумайтесь! Для меня - не столько и не только приобретенные ребенком навыки, знания и умения. Для меня - это радость, умиротворение и спокойствие, с которыми ребенок живет каждый день своей жизни и с которыми подходит к решению любой задачи - от заданной педагогом до тех задач, которые задает Сама Жизнь.
Желаю вам встречать на своем Пути только тех педагогов, в душе которых действительно живет Любовь.