"Космобаза": "на пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы"
семейные игрыПосмотрим вместе, справедлива ли отметка 14+ на игре и решим, правда ли, что это "Мачи Коро здорового человека".
Итак, "Космобаза"-семейная игра, рассчитанная на 2-5 игроков. В двух словах, игроки кидают кубики и получают награды в зависимости от выпавших значений.
Каждый игрок получает персональный планшет, разделённый на 12 секторов-ангаров и набор стартовых кораблей, которые встают в указанный сектор (сектор корабля подписан в правом верхнем углу).
Кроме того, раскладывается рынок, с которого будут совершаться покупки более ценных карт и отдельно выкладываются карты колоний (о них чуть позже).
В свой ход игрок бросает два кубика и может самостоятельно решать, будет ли он использовать значения кубиков по отдельности или как сумму. Например, выбросив на кубиках значения 3 и 2, игрок может получить награду с третьего и второго секторов, либо с пятого.
Типов "наград" в игре три. Приобретённые награды отмечаются на соответствующих треках.
Первый трек с жёлтым кубиком-это трек монет. Сейчас у игрока 5 монет, он может купить любой корабль с рынка в пределах этой суммы. Одно но: неважно, сколько стоил корабль, 2,3 или 5 монет. При покупке все монеты сгорают до нуля. Как же оставаться на плаву и не копить каждый раз заново?
Для этого есть трек дохода (с зелёным кубиком). Повышая значения на этом треке, вы гарантируете себе некую "несгораемую" сумму. После каждой покупки и обнуления монет, игрок выравнивает кубик монет с кубиком дохода.
Пример: игрок имел 8 монет.
Он решил купить корабль стоимостью 5 монет. Несмотря на то, что денег у него предостаточно, он всё равно должен поставить кубик монет на отметку ноль (напоминаю, мы тратим всё, что имеем).
Однако, на треке дохода его кубик стоит на отметке "2". Игрок передвигает свой жёлтый кубик монет также до отметки "2", выравнивая значения на треках монет и дохода.
Теперь он может копить деньги уже не с нуля, две монетки у него есть гарантированно. Доход нужен именно для этого.
Самый ценный трек-трек с синим кубиком. Это ПО. Собственно, за ними и идёт вся охота. Игрок, набравший 40 и более очков, побеждает в игре.
Стартовые карты у игроков достаточно слабенькие, дают немного монет или иногда несколько очков дохода. Свой флот надо развивать путём покупки карт с рынка. После того, как игрок кинул кубики и получил награду с секторов, соответствующих значениям кубиков, он может купить корабль на рынке.
Посмотрим, какие бывают корабли.
Три корабля для примера. Первый корабль стоит 7 монет, ставится в 10 сектор. Если владелец этого корабля выбросит на кубиках десятку, он сможет получить 3 очка на шкале дохода.
Второй корабль стоит 2 монеты, ставится в 9 сектор. При выбрасывании девятки на кубиках приносит 6 монет своему хозяину.
Третий корабль стоит 14 монет, уходит в 8 сектор. При выбрасывании 8 очков на кубиках принесёт своему владельцу аж 6 ПО.
Обратите внимание, что эти награды нарисованы на синем фоне. Это означает, что данные награды можно получить только в свой ход. Т.е. это вы лично должны выбросить десятку, девятку или восьмёрку.
Награды можно получать и в ход другого игрока. Происходит это следуюшим образом. Допустим, мы решили купить карту в 10 сектор. Но ведь в нашем 10 ангаре уже есть корабль, двоим там будет тесно. Новый корабль мы размещаем в ангар, а старый переворачиваем вверх ногами и подкладываем сверху под планшет. Таким образом, мы обозначаем, что карта отправилась "в патруль".
Теперь эта карта в патруле будет приносить нам награду в чужой ход (это видно по красному фону). Каждый раз, когда наши соперники будут выбрасывать десятку, мы будем получать 3 монетки. В патруле может быть сколько угодно кораблей. Если мы захотим купить для 10 сектора ещё какой-то корабль, то и этот корабль за 7 монет тоже отправится в патруль. И тогда мы будем получать помимо 3 монет ещё 2 очка на шкале дохода каждый раз, когда соперники выбрасывают десятку.
По ходу игры планшет обрастает картами, которые работают в свой или в чужой ход.
Помимо таких вот простых кораблей есть особые корабли со спецсвойствами. Описывать их все не имеет смысла, покажу парочку.
Спецсвойства сами по себе не активируются, их нужно сначала "зарядить". Предположим, в 12 секторе у нас появилась вот такая карта со свойством:
Спецствойство позволит нам взять 3 карты из колоды самых простых кораблей (кстати да, корабли условно поделены на 3 колоды по уровням, на рынке представлены карты из всех трёх колод). Например, ничего нам не нравится из того, что есть на рынке, мы хотим попытать удачу и открыть карты из колоды. Для того, чтобы воспользоваться этим свойством, его нужно "зарядить", т.е. выбросить на кубиках номер соответствующего сектора.
Когда мы выбрасываем на кубиках 12, говорим, что мы заряжаем карту. Для этого на неё кладётся особый прозрачный кубик заряда.
В любой свой ход мы можем теперь воспользоваться этим свойством, уже необязательно выбрасывать 12. Однако, свойство это одноразовое. Как только мы им воспользовались, кубик заряда убирается, и карту потом придётся заряжать снова, если возникнет желание попользоваться её спецсвойством.
Есть карты, которые заряжаются не с одного броска. Например, чтобы зарядить эту карту при игре вдвоём надо выбросить шестёрку аж 4 раза.
Есть ещё в игре особые карты колоний, которые имеют мгновенный эффект в виде большого количества ПО.
Приобретя такую карту, вы получите ПО, но при этом закроете сектор до конца игры. Больше покупать карты в этот сектор и, соотвественно, получать от них доход в свой ход вы не сможете. Колонии выгодно приобретать к концу игры.
Собственно, это практически все правила без нюансов по картам со спецствойствами. В свой ход вы получаете награды на синем фоне с соответствующих секторов, в чужой ход-на красном фоне (если они есть).
Рулбук при этом занимает аж 31 страницу. Пугаться не стоит. Там одни картинки. В начале вообще некая предыстория.
На полях истории о кораблях.
В конце список всех кораблей (что никак на процесс игры не влияет). Все корабли названы в честь людей, имеющих какое-либо отношение к космосу: космонавтов, писателей-фантастов и т.д.
Оформление комментировать не буду. Цветовое решение на любителя, не скажу, что мне очень нравится, но и отвращения нет. Планшеты ровные и толстенькие, карты хорошей плотности под лён, но нестандартно узкие, не знаю, есть ли такие протекторы в природе.
А теперь немного сравнения с "Мачи Коро":
1. В "Космобазе" не бывает своих "холостых" ходов. На каждое значение кубика есть карта, которая принесёт некую награду.
2. Если в "Мачи Коро" вы кидали два кубика, то обязаны были использовать только их сумму. Здесь можно выбирать, рассматривать ли кубики по отдельности или как сумму, в зависимости от того, где награда будет больше. Причем в ваш ход соперники тоже могут выбирать, как они трактуют значения ваших кубиков, независимо от того, что вы выбрали.
3. В целом, в "Космобазе" меньше взаимодействия с соперниками. Практически единственный способ им навредить-купить нужную им карту. Есть, правда, карта со спецствойством, активация которого позволяет убирать ПО соперника, но она должна сначала появиться в игре (не факт, что выйдет на рынок, колоды кораблей не такие уж маленькие), а потом её ещё нужно купить и зарядить соответствующим броском кубика. Иногда гнаться за этой картой попусту невыгодно. Впрочем, это касается и многих карт со спецсвойствами. В этом смысле "Мачи Коро" злее и рандомнее. Иногда там от тебя ничего не зависит, соперник просто заберёт твои деньги благодаря своему удачному броску. Как расценивать эти отличия игры, судите сами. Тут уж что кому нравится. Это не плохо и не хорошо, это данность.
4. Кстати, про деньги. "Мачи Коро" устроена попроще. Копишь деньги, строишь на них достопримечательности. Кто первый выстроил, тот и победил. в "Космобазе" несколько треков. Приходится соблюдать баланс как заработать деньги и вовремя перейти на набирание ПО, чтобы соперники тебя не обогнали. А руку на пульсе надо держать постоянно. По причине того, что соперникам практически никак не насолить, лидера, если он значительно вырвался вперёд, никак не остановишь. Мой сын иногда увлекается зарабатыванием денег, чтобы купить "интересные" ему карты, забывая следить за мной, как я покупаю карты попроще, но приносящие ПО.
Да, игра сложнее "Мачи Коро", моему сыну труднее строить тут работающий движок, но, конечно, никакие там не 14+ (а это уровень сложнейших евро игр вообще-то). Я бы маркировала как 9+, 10+. В картинках тоже нет ничего шокирующего.
Сыну, как поклоннику "Звёздных империй" и "Мачи Коро" "Космобаза" очень понравилась.
Надеюсь, помогла кому-то определиться с выбором.