Самодельный Эль Базар или блоки Дьенеша в новой роли
самодельные игрыНесколько лет назад я узнала о существовании игры El bazar. Захотелось очень, но маленькое дитё - некогда, отложила покупку настольной игры, да так и забыла. Потом был Leg los. И примерно та же история, второй ребёнок, не до игр. И они обе плавно растворились в табличках "Нет в наличии" на почти всех ресурсах, а злостная жаба поквакивала, что ей жаль этих тысяч на ерунду.
А ещё лет 6 назад меня как-то соблазнили на совместную покупку блоков Дьенеша (всё время путаю место мягкого знака..). А на альбом денег было жалко, да ребёнок мелкий, вот подрастёт, думала я...
И тут натыкаюсь на игру Сл-овечки! Суть примерно та же. Есть карточки с заданиями и штучки для абстрактного изображения задания. И тааак мне набор "штучек" показался знакомым... Математический набор фигурок для первого класса!!! Точно!!! Плюс шнурочек. И тут меня осенило. Я сгребла в охапку мелких индивидов (3 и 7 лет) и соорудила игру. Сама с упоением играла!!!
Что нужно:
А) карточки с изображением предметов, животных и т.д. Чем больше, тем лучше.
Откуда взять? 1) распечатать (найти понятные и чёткие изображения доступных малышам вещей) 2) взять карточки из наборов типа "Мои первые слова" 3) у нас были книжки Школы семи гномов: Дома, На даче (маркировка 1+) - там есть мини-лото, на каждой страничке надо найти карточки. Книжка потерялась, хотя её очень любили, до дыр затёрли, а карточки чудом уцелели! И мы с них и начали. Для тех, кто старше, можно заменить распечаткой слов, без визуального образца. Но тоже понятное надо, а не "импрессионизм", "интеллегентность", "энтузиаст" :)))
То есть у нас набор довольно разномастный вышел: домик, черепаха, крокодил, заяц, ваза, подушка, пылесос, книжная полка, раковина, унитаз, тюбик пасты, пена, мольберт, паровозик, мишка, горы, елка, солнышко, бабочка, машина, часы, тетрадь, ножницы, цветок, кастрюля, разделочная доска, подушка, картина, пижама...
Б) блоки Дьенеша либо математический набор (кружочки, квадраты, треугольники, палочки) либо россыпь мелочи: монетки, деревянные огурцы, фантики, солдатики, киндерсюрпризная ерунда, карандаши, резинки, ластики...
С малышами лучше ограничивать формат, потому что им сложно употребить фигурку бегемота в качестве "абстрактной линии"; для трёхлеток блоки - отличное решение!
В) свободное время, позитив, фантазия.
Как мы играли:
Перемешиваем карточки. Кладём лицом вверх три штуки (старшим можно и больше). Первый игрок _молча_ (про себя и не показывая!) выбирает себе изображение и конструирует его из подручного материала. На фото выше: на карточках шарф, пижама и медведь. Ребенок собрал нечто красно-желтое:
Второй игрок пытается угадать, какую из трёх карт визуализирует первый игрок. Угадал - это пижама - берёшь карточку себе. Не угадал - сдаёшь обратно в колоду.
После первого хода на место разыгранной добавляется новая карта из колоды, и игроки меняются ролями.
При количестве больше двух все по очереди строят, а догадываются - кто быстрее. И либо пока не иссякнет колода, либо пока не закончится веселье (надоест). Подсчитали отгаданные карты - кто больше, тот победил. Идеально, когда с малышом играешь один на один и счёт равный, никаких обид/слёз/воплей. Ничья - победила дружба :) но тут важнее процесс, чем результат.
Для тех, кто постарше, можно вводить более широкий ассортимент предметов, либо вообще все убрать, и заменить стройку из блоков рисунком на бумаге с завязанными глазами! У моей семилетки был восторг :) Но это немного иная история.
При построении фигур важно обратить внимание на расчленение предметов по основным элементам, а так же показать, что возможен не единственный и не плоский вариант. Например, можно часы изобразить: взять кружок и положить на него стрелочки-палочки, а можно торцами выложить циферблатище и фигурками - стрелки.
Взрослый должен продемонстрировать возможности, очень хорошо будит пространственное воображение. Как мы из блоков Дьенеша с младшей трехмерный унитаз конструировали!!! А какой она потом сама мольберт воздвигла!..
Короче, think outside the box! Всем весёлых игр!