Цивилизация от начала времен, или Guns&steel;
карточные игрыДовольно странная игра.
Откровенно не для всех.
Хорошая игра.
Большая игра-стратегия в одной колоде карт.
На любом языке - очень дешевая игра.
Но итальянскую версию на амазоне я нашла уже после того, как раздобыла русскую. Амазон ни разу не показал мне ее в рекомендациях!
Обычно указана механика декбилдинга, но на практике из набранной методом декбилдинга колоды вы сами выбираете нужную карту (облегчение и радость, но и повод для паралича анализа). Некоторые карты чудес поощряют владельцев раздувшейся колоды, так что есть возможность для разнообразного подхода к стратегии.
В обзорах жалуются на преимущество/доминирование и прочее военных действий. Ну да, девочковым девочкам в платьицах и с куклами вряд ли понравится. Дворцов нет, хлеб сеять надо. Остальным - вполне, просто надо следить, чтобы армия была, границы защищала, все как в жизни. Кто агрессивнее, тот на коне и в танке.
(суб'ективно, в 7чудесах.дуэли чужие военные действия мешают и отвлекают больше, здесь скорее похожи на комариные укусы. Но без сильной армии не выиграть, в отличие от 7 чудес).
Красные (военные) и синие (оборона) карты нередко полезны и в мирной жизни, хотя бы ресурсами. Купить их без развитого производства ресурсов тоже не получится.
Историческая модель понравилась: сначала (первый ряд пирамиды) мы умеем только хлеб выращивать, железо обрабатывать да на конях скакать, затем изобрели порох, потом поняли, чем полезна нефть, и вот уже бех информации никуда и... Космос! Карточки каждого ряда сильнее, чем предыдущего. (по опыту: оказывается достаточно бессмысленной и проигрышной стратегией развиваться традиционалистски и не стремиться к прогрессу).
Суть:. Каждый игрок получает по 5 одинаковых карточек. Каждая карточка в игре имеет две рабочие стороны. На одной изображены ресурсы, которыми можно расплачиваться. На другой - технологии. Ресурсы "хлеб" и "железо" встречаются только на первых пяти карточках, хотя в первой половине игры они весьма полезны. Все стороны технологий разные, повторов (кроме начальных) нет. Чтобы взять карточку из пирамиды в свое постоянное владение, надо расплатиться ресурсами (чаще двумя-тремя). Перевернув ресурс, остался без него. Вечный экономический кризис... Некоторые карточки технологии позволяют перевернуть карточку на сторону ресурса, или активировать имеющиеся технологии еще раз. Когда карточки на руке почти закончатся, надо забрать все карточки, смотрящие технологией вверх, на руку и начинать выкладку сначала. Карточки, лежащие ресурсами вверх, можно оставить.
Рядом с пирамидой лежат карточки чудес света, на них написаны условия их получения.
Но эти карточки у вас могут быть отобраны соперником в результате военных действий! (справедливости ради надо заметить, что не так уж много красных карт позволяют это сделать).
В коробке лежит и дополнение. Правильно лежит. Мы сначала играли без, как и рекомендуется: мило, но беззубо и долго (так как конец - на вершине пирамиды..).
С дополнением: игра длится до 15 очков на карточке победных очков (можно варьировать и количество, и условия.). Добавлено много красных "военных" карточек, которые дают очки только за нападение, даже без выигрыша, поэтому важность войны увеличилась.
В этой ситуации 15 очков совсем немного. Остальные карты тоже предлагают более заковыристые, сложные условия комбинаций. Появился правый столбец, в который сложены все неиспользованные в пирамиде карточки: хотя при чтении правил и кажется, что дорого, на самом деле - соблазнительный путь для традиционалиста, так как не требуются новые ресурсы. К середине игры у нас лидер резко поменялся... Новые карточки чудес света: мы все же смешали. В первой версии сложные оригинальные условия, кто первый выполнил - тот и молодец. В дополнении часто условия простые, карточку заберет тот, кто трижды первым их выполнит и поставит жетон для контроля. Но у нас выпало условие: кто первым нападет. Понятно, что проблема первого игрока сразу вырисовывается. Изменились существенно правила. Без дополнения в правилах была явная странность ("глюк" все еще говорят!?) : предлагалось проверять соответствие условию на карточке чуда света только если на руках осталась одна или ни одной карточки, в дополнении забрать карточку чуда можно после каждого хода. А это ПО!
Игра не дуэльная. Для игры вдвоем не используются 10 специально отмеченных карточек.
Образцы карточек чудес света. Слева - из базы, справа, с кубиками, - из дополнения. Очевидно, что базовые требуют большей фокусировки на стратегии.
Пример игры.
Второй игрок атакует. Для защиты нужно (можно) сыграть с руки карточку со знаком "защита" (кружок со стрелочками), но нельзя ее активировать (в первых английских правилах это прописано и выделено красным) и выполнить ее условие. После этого сравниваем военную мощь (перекрещенные топорик с пикой). Для ничьи можно было бы ничего не делать (уже лежала разыгранная карточка атаки, если я нападала первой в прошлом раунде) или было достаточно перевернуть "железо" стороной технологии-атака (если атака лежала в засаде), но нападавший помог прокрутить колоду жертве... Такая ситуация может сложиться, если на руке осталась последняя карточка: играть надо, а нечем. Нередко выложить военные карты выгодно для выполнения условий на карточках чудес.
Продолжаем: на следующий ход в фазу ресурсов добавлен хлеб, в фазу технологии разыгрываю карточку добычи и восстанавливаю ресурс "железо" (переворачиваю карточку атаки стороной вверх). Теперь я могу купить что-нибудь за железо и/или хлеб. Я богата!
Покупаю философию и добавляю ее на стол. Купленная карточка будет лежать мертвым грузом до тех пор, пока я не смогу забрать все карты на руку и разыграть их еще раз, или пока я не смогу активировать ее с помощью все еще имеющейся на руке карты.
Даже в эпоху пороха и нефти первобытные ресурсы все еще полезны. Хотя все меньше и меньше, появляется ощущение, что они засоряют руку. Все больше появляется карточек (в дополнении), которые дают победные очки (значок свитка с циферкой).
Фаза ресурсов не так проста. Можно выложить карту атаки и при атаке противника ее перевернуть, активировав значок военной мощи. Напоминает рыбу-удильщика в засаде из зеленой эволюции.
Ресурсы можно менять по сложной схеме. Не так часто приходится это делать, потому что ресурсов никогда не бывает в избытке. Ресурс "информация" автоматически равен любому ресурсу (джокер), ресурс "космос" - двум любым ресурсам. Но я видела информацию в своих руках толькo в базовой игре...
Впечатление. 10+? Я в душе, вероятно, не больше 8+... Игра с полностью открытой информацией, поэтому предполагается, что вы помните, что у соперника на руках, и учитываете, что он может взять из пирамиды. Четких комбинаций я не вижу, они могут быть разными даже в каждый "раунд" выкладки колоды с руки. Помешать вы сопернику не можете, но можете помочь во вред себе, если разыграете карту "ваш соперник получает парочку ресурсов", даже если вы при этом получаете парочку ПО, атака тоже может помочь сопернику, например, получить карточку чуда за большое количество выложенных карт на стол. Поэтому взаимодействия много, хотя оно как будто косвенное. Построить прекрасное неолитическое государство приятно, но прогресс не ждет и что бы вы не изобрели, ПО при неспешной игре вы недополучите (напоминает "Князей Катана" с дополнениями, и противник тот же, и стиль игры у него тот же, и ПО требуется мало, а перспектив построения рая так много...) Играть расслабленно можно, но желательно, чтобы и соперник играл так же. При этом неочевидно, когда все же закончится игра.
Очень удобная походная коробочка. В нее много чего влезает.