Как мы боремся с дисграфией и её проявлениями в школьных тетрадях
дисграфия и дислексияДисграфия. КАК мы боремся с ней и ее проявлениями в школьных тетрадях.(личный опыт).
Я — не специалист логопед, просто МАМА, которая столкнулась с грандиозной проблемой (специалисты помощь оказывать не особо «рвались»и толковых конкретных советов от них так и не услышала.) Пришлось во всем самой разбираться. Возможна эта статья поможет разобраться с аналогичными проблемами другим мамам. Такая же статья, с небольшими дополнениями (фразы на укр.языке) есть на сайте
Просмотрев множество тетрадей, альбомов с упражнениями, поняла в чем «изюминка», на ЧТО делается акцент во всех упражнениях. Вспомнила, что-то подобное уже видела в учебном пособии «Полезные каникулы» («Основа» Харьков) ( есть на рус.языке, 1-4 классы).
Особенно ценными упражнениями в моих занятиях стали упражнения на внимание, отмеченные значком «глазик».(во всех учебных пособиях этой серии есть интересные упражнения на внимание).
Аналогичные таблички с буквами (для закрашивания клеточек) можно рисовать самим или найти в учебных пособиях, например,
у О. Холодовой «Умникам и умницам» («Информатика, логика, математика» 1-4 класс и другие из ЭТОЙ серии),
« Звуки и буквы в городе Фонетика: Объяснение трудних тем русского языка в игровой форме» Цветкова ( 2011)
В любом учебном пособии нужно выбирать упражнение на тренировку внимания к БУКВАМ, где заостряется внимание на РАЗНИЦЕ между буквами, слогами, звуками.
Начинать нужно ПЕРЕД 1-м классом (подготовка к школе).
Очень жалею, что я поздно до ЭТОГО додумалась, аж в середине 2-го класса.
Посмотрите в интернете комикс «Дислектик в школе» Похоже на Вашего ученика?
В каждом классе найдется 3-4 ученика, которым очень тяжело дается и ЧТЕНИЕ, и СПИСЫВАНИЕ, и ДИКТАНТЫ.
В-общем, они — кандидаты в «круглые» двоечники. Если ученик постоянно при списывании (30 слов) делает не меньше 50 ошибок, учитель «мысленно» зачисляет его в «двоечники» НАВСЕГДА.
В ИНТЕРНЕТЕ, на форумах, много мам рассказывают о своей многолетней тяжелой (и физически и психологически ) войне с дисграфией, КАК они пытаются «изгнать захватчика» из тетрадей своих школьников.
Чтобы победить дисграфию, нужно применить военную хитрость: «Разделяй и Властвуй!».
1. Все ошибки можно разделить на отдельные отряды (объединенные общим признаком) (задача про крупы для Золушки),
2. Среди этого «отряда» находить отличия, запоминать, отмечать их (цветными карандашами). «Отряд» — ЭТО например, ПАРА «ПРОБЛЕМНЫХ» букв-звуков.
Если ребенок выучил весь отряд букв, запомнил его, не путает в словах (ни письменно, ни на слух), значит, Дисграфия лишилась еще одного своего отряда бойцов, а этот отряд теперь «воюет» на Вашей стороне.
Любой текст нужно воспринимать как набор печатных знаков.
С дисграфией МОЖНО бороться. Да, борьба предстоит долгая и нервная (признаки дисграфии в тетрадях нервируют очень сильно, не только учителей, но и маму тоже, по себе знаю).
Во-первых, ее можно избежать (даже если перед школой ребенок плохо разговаривает, плохо читает, плохо пишет). ЕСЛИ одновременно с изучением букв (слогов) делать нижеперечисленные упражнения (перед 1-м классом и в 1-м классе).
Эти упражнения тренируют внимание ребенка, и зрительное и слуховое (фонематический слух), он запомнит (возможно не сразу) буквы (звуки), разницу между ними, и уже никогда их не перепутает.
Во-вторых, ее можно скорректировать (упражнениями). С оценки «1» за списывание, до оценки «12» и за списывание и за диктант.
Главное условие успеха: «проблемные» буквы придется выучить заново, используя нижеприведенные упражнения.
Главные помощники в борьбе с дисграфией: цветные карандаши (ручки, маркеры), цветные карточки (с буквами, слогами) и ТЕРПЕНИЕ.
Главное условие работы с цветными карточками: одновременно использовать ТОЛЬКО ОДНУ ПАРУ карточек, остальные ребенку даже не показывать, не отвлекать его ВНИМАНИЕ. Можно изготавливать карточки НЕ ВСЕ СРАЗУ, а в порядке надобности ПО ПАРАМ.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ и ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — Ваши главные союзники (и «смертельное оружие» для дисграфии) в борьбе с дисграфией, их нужно тренировать и развивать.
Перед ребенком ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть «цветная » сторона карточки с буквой .
ЭТО нужно для привлечения внимания к букве (если одна буква), а если две, то для привлечение внимания к контрасту между цветами.
Нужно правильно определить проблему (ГДЕ ребенок постоянно делает ошибки), придумать «обходной» маневр, легенду для поиска. Время (количество дней) «отработки и закрепления» букв-звуков для каждого ребенка индивидуальны, зависят от желания выполнять упражнения и памяти (хорошая или не очень).
Примерные сроки выполнения ЭТАПОВ упражнений:
1. Автоматизация буквы №1 из ПАРЫ — дней 7.
2. Автоматизация буквы №2 из ПАРЫ – дней 7.
3. Дифференциация букв №1 и №2 — дней 7.
Карточки использовали в конце каждого этапа, для проверки и тренировки фонематического слуха (ПРАВИЛЬНО ли слышит букву, разницу между буквами и ОТДЕЛЬНО, и В СЛОВЕ, и В ТЕКСТЕ).
На начальном этапе, когда ребенок еще не может правильно на слух различить Буквы (похожие ПРОБЛЕМНЫЕ) и правильно их произнести (еще «не поставили» звук у логопеда), он не замечает разницы или считает ее совершенно неважной, очень
важен оказывается ЦВЕТ карандаша, которым эти буквы закрашиваются, обводятся. Ну хотя бы первые несколько пар согласных.
Почитайте книгу «Диагностика и коррекция внимания» А.А. Осиповой ( Программа для детей 5-9 лет). Поймете, почему ВАЖНО ВЫДЕЛИТЬ «проблемный» объект среди других объектов внимания.
( название цвета — начинается с «проблемной буквы», С- синий, З- зеленый, Ж- желтый, Ч- черный или какая-то стойкая ассоциация, например «цыпленок» — «Ц»)
Название цвета как бы «связывает» РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ в сознании ребенка: буква (отдельная) — буква (в слове) — звук.
Например, буква «С», она у нас оказывалась все время на синем фоне 1) закрашивали квадратики с буквами, ее — синим цветом; 2) обводили буквы в словах текста, ее — синим цветом; 3) тренировали фонематический слух (особенно дифференциацию звуков).
Буква «С» -на синей (или голубой) карточке, а «Ш»- на красной («шашлык»).
На идею с цветными карандашами меня «натолкнули» занятия с очередным логопедом. Она пыталась «ставить» сыну звуки, объясняя, что при произнесении разных звуков воздух выходит изо рта или теплый или холодный.
Я цветом БУКВЫ «подчеркнула» разность температур выдыхаемого воздуха при ее произнесении.
А еще я заметила, случалось часто, что мой киндер звук произносит уже четко (повторяя за логопедом, но не видя БУКВУ). А на вопрос: «Покажи букву на картинке ЗВУК, которой ты назвал?». Он показывал неправильную букву.
Я решила, что так не годиться, что связь понятий «БУКВА» — «ЗВУК», в нашем случае нужно держать под контролем постоянно, чтобы спутать было НЕВОЗМОЖНО.
Составила таблицу «проблемных» букв.
Когда логопед занимается с ребенком, «ставит звук», перед глазами обязательно должна быть «проблемная» буква, а рядом ее «конкурентка» (см. таблицу).
И когда ребенок проговаривает слова, показывает по табличке какая-именно буква есть в слове, сразу видно ошибку, а то четко выговаривает «Ж» и показывает на «З». Такое тоже может быть. Надо быть начеку, я специально следила, логопеду пришлось смириться с чокнутой мамашей. Т.е. я пыталась разъединить «неправильное» соединение понятий, например,
БУКВА «З» — ЗВУК «ЖЭ».
Таблица «проблемных» согласных букв (составляется индивидуально для ребенка) Проблемные пары букв: С –Ш — Щ, Ц — Ч, З –Ж, Л – Р. ( в каждой паре — контраст ЦВЕТОВ).
Таблицу составляла для походов к логопеду ( ходили «ставить» звуки, термины «тёплый» или «холодный» звук немного помогали различать звуки в проблемной паре). Но потом возникла идея улучшить таблицу, сделать её еще лучше, нагляднее, более запоминающуюся. Так я перешла к разноцветным карточкам. Карточки использовала ТОЛЬКО дома, для проверки фонематического слуха с помощью различных диктантов. Помогало. Если цветные карточки объединить в таблицу, то наверное таблица получится слишком пестрая и трудная для понимания. Лучше работать с ПАРОЙ цветных карточек.
С, Ц, З — синие (холодный воздух при выдохе)
Ш, Щ, Ч, Ж — красные (теплый воздух при выдохе)
Л — лиловый цвет,
Р — розовый.
Слово «жовтий» ( и по-русски и по-украински) он упорно писал «золтий», пока не сделала ЖЕЛТУЮ карточку с буквой «Ж» и ЗЕЛЕНУЮ карточку с «З»; «Ч» — на черной (черный Черныш — белая буква на черном фоне), Ц — на оранжевой («цыпленок»)(коричневая на оранжевом фоне).
На одном сайте недавно прочитала, что у детей с дисграфией большие способности к рисованию, может быть, некогда было заняться рисованием всерьез.
Если подчеркивать (обводить кружком) «твердые» и «мягкие» слоги одной и той же согласной, нужно брать всегда пару «противоположных» гласных.
Например, «А» и «Я», «У» и «Ю», «Е» и «Э», «И» и «Ы», «О» и «Ё» всегда отмечать один слог красным, другой синим, чтобы ребенок запоминал разницу (контраст и визуально и на слух).
Я пытаюсь его приучить видеть во всем РАЗНИЦУ, потому что, (мои наблюдения) когда ребенок «не видит разницы» или «лень сравнить эту чепуху (буквы)», тогда для дисграфии и дислексии очень благоприятные условия для роста.
А если с первого взгляда замечает (слышит) РАЗНИЦУ, то эти БЯКИ БУКИ ему не страшны.
В идеальном варианте, чтобы получить максимальный эффект, аналогичные упражнения нужно выполнять для букв всех языков, который ребенок начал изучать. (поиск и закрашивание букв в тексте, в таблице).
Правильно выговаривать звуки эти упражнения не научат, с этой проблемой Вам может помочь только логопед.
Проанализируйте какие-именно ошибки встречаются чаще всего.
1. При списывании.
При ЭТОМ виде работы очень важны зрительная память и зрительное внимание. Натренировать их помогут упражнения с цветными карандашами.
Сперва нужные объекты необходимо обводить ЦВЕТОМ для привлечения внимания ребенка, когда ребенок научился замечать в ТЕКСТЕ эти объекты, тоже упражнение нужно делать «глазами» (без ЦВЕТА), (проверка — списывание или устный ответ).
2. При диктанте.
При ЭТОМ виде работы очень важен фонематический слух (насколько правильно ребенок слышит и различает разницу между звуками, не только отдельными «А-а-а», «С-с-с», «Ш-ш-ш» (и т.п.) но и в словах («Саша», «Жаба», «Железо» и т.п.).
Проверьте, прочитайте ребенку несколько стишков-чистоговорок, пусть карточками покажет какие звуки он слышит (часто путают звуки: з-ж, ш-щ-с, ч-ц, л-р и много других «индивидуальных» вариантов).
Натренировать фонематический слух помогут выборочные (выбрать слово с заданным звуком) и распределительные (слова распределить по 2-м или 3-м столбикам, в зависимости от наличия звука) диктанты из методички (сборника диктантов, чистоговорок, стишки из азбук, логопедические стишки). Диктанты сперва — устные (ответ — карточками), а потом — письменные.
Мое наблюдение: где-то в мозгу ребенка «не срабатывает» что
1) «вид буквы» (в книге),
2) «звук буквы» (на слух),
3) мышечная память губ и языка (произношение)
4) мышечная память руки (написание)
Это ЧАСТИ ОДНОГО ЦЕЛОГО.
Например, пазла из 4-х частей. Ребенок постоянно, 1-2 пазла «подставляет» «неправильных». Нужно отслеживать ТАКИЕ моменты.
Это касается не только отдельно взятых букв, но и букв в составе слова. Причина этому (из интернета) «несогласованная работа полушарий головного мозга». Купила недавно «Прописи для правшей и левшей» И.В, Мальцевой («Ранок»), попытаемся тренировать взаимодействие полушарий (писать-рисовать нужно одновременно двумя руками, одинаковые рисунки).
Но можно попытаться превратить «минусы» в «плюсы». Использовать игровую мотивацию для тренировки зрительного внимания и фонематического слуха. Объектами игр будут не игрушки, а проблемные элементы (постоянные ошибки):
1) наборы букв, цифр, знаков ( точки, запятые, плюсы, минусы и т.д.)
2) специально подобранные тексты с наличием «проблемных» букв.
3) цветные карточки с буквами (цветной картон), слогами, (например: «Ь», «Ъ», «точка», «запятая» и др.)
4) тренировать внимание можно на любом тексте (с подходящим шрифтом), если в нем есть знаки, сочетание знаков, для поиска.
5) а тему ВРЕМЯ изучать по рисункам, календарям, с помощью маркеров и таблицы умножения.
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Школьные будни первоклассника начинаются со списывания букв, слогов, предложений. Т.е. нужно начинать с тренировки зрительного внимания.
Примеры упражнений можно увидеть в «Полезные каникулы» (см. фото страниц). Или других учебных пособий, логопедических тетрадях ( с хорошим крупным шрифтом).
1. Закрашивание букв в табличках .
В тексте задания (перед таблицей) можно обвести заданные буквы необходимым (контрастным) набором цветов, ребенку будет понятнее.
2. Поиск и обведение карандашом в тексте заданной ПАРЫ букв. Буквы отмечаются ОБЯЗАТЕЛЬНО контрастными карандашами.
2.1. Сперва ВСЕ буквы №1, потом ВСЕ буквы №2 (в одном тексте).
2.2. Буквы №1 и №2 отмечаются одновременно, согласно «живой» очереди ( в следующем тексте или наборе слов).
3. В следующем (№3) тексте отмечаются СЛОВА (целиком) с заданными буквами, например, буквы «С» и «Ш» (контрастными цветами).
3.1. Слова с «С»- синим цветом.
3.2. Слова с «Ш» — красным цветом.
3.3. Слова с «С» и «Ш» — фиолетовым цветом.
4. Из текста (набора слов) выписать в 2 (или 3) столбика слова:
С «С», с «Ш», с «С-Ш». (или другую пару проблемных букв).
5. Списать небольшой текст для проверки, насколько запомнил буквы.
Текст должен быть специально подобран (наличие «проблемных» букв или знаков).
6. Более сложное. Отметить в тексте СЛОВО с буквой «С» (например) под №10, №15. ТОЛЬКО под указанными номерами (т.е должны быть «обведены» только 2 лова).
7. Отметить только те слова, где ЗАДАННАЯ буква на ЗАДАННОМ месте (начало слова, середина, конец).
Подготовка к диктантам. Тренировка фонематического слуха.
1. Из методички зачитывается набор слогов (потом слов), ребенок должен «хлопнуть» в ладоши, когда услышит нужный звук. Перед этим вместе с ним этот звук отчетливо несколько раз произнести. ( глядя на картинку «предмет + буква»).
«Предмет»- чтобы ребенок хорошо запомнил и букву и звук нужна какая-то «зрительная» ассоциация (близкая и понятная ребенку).
Например, «Ш-ш-ш» — «гусь шипит», «Щ-щ-щ» -« гусь щипается» (можно слегка ущипнуть). ( картинка гуся). Так мой сын довольно быстро запомнил разницу между этими буквами и звуками (у логопедов есть много таких карточек, только все дети разные,
интересы и игрушки разные, карточки (близкие пониманию) могут быть разные.
)
1.1. сперва «прорабатываем» звук №1
Если ребенок правильно показывает карточку при зачитывании слов с №1 или Без него, можно переходить к следующему этапу.
1.2. потом звук №2. Проверить правильно ли слышит звук (карточка).
2. Теперь «ищем» оба звука одновременно (нужны цветные карточки)
2.1. слова с одним из звуком (или или) ( «сом», «шапка»).
2.2. слова с обоими звуками одновременно («Саша», «суша», «суши» и т.п) (карточками должен показать, какой звук первый, какой следующий).
3. Написать выборочный диктант (выбрать из зачитываемых слов, слово с «нужным» звуком, записать).
4. Написать распределительный диктант (распределить по столбикам: №1, №2 и 1+2)
5. Просто диктант (небольшой текст с «нужными» буквами в словах или знаками).
За одно занятие такой объем, конечно не успеть. В начале каждого занятия нужны упражнения на внимание, чтобы «освежить» в памяти прошлое занятие.
Каждый день мы «проходили» 1-2 страницу (текстов) за 1 занятие, иногда успевали Сделать 2 занятия (утром и после обеда).
Для тренировки фонематического слуха очень важно, чтобы ребенок на слух слышал (мог определить) количество слогов, «твердый» или «мягкий», открытый или закрытый.
Для этого можно вернуться к первым текстам (где отмечали отдельные буквы) И красным отметить «мягкие» слоги (например: МЕ, МИ, МЯ, МЁ, МЮ), синим «твердые» слоги (МЭ, МЫ, МА, МО, МУ) для одной и той же согласной.
Сделать карточки со слогами (синие и красные), проверить, как ребенок слышит разницу между слогами :
1. группа слогов ( и «твердые» и «мягкие»).
2. группа слов (с «нужными» слогами).
Для закрепления можно поискать в тексте слова с этими буквами, Обвести разными цветами, написать распределительный диктант.
Если ребенок читая, «фантазирует» произносит другие буквы, СОВСЕМ другие слова, полезно будет:
1. найти в тексте проблемные элементы, обвести карандашом. (например, «Е- красным — читается „мягко“, „Э“- синим — читается „твердо“).
2. ребенок должен прочитать текст с цветными „подсказками“. После прочтения вслух нескольких текстов с „подсказками“ запомнит.
3. можно проверить запоминание упражнениями „Вставь букву“ или „Исправь ошибку“, «Орфографический тренажер» (учебные пособия „Ранок“ и др.).
4. если ребенок „глотает“ или „не замечает“ окончания тоже самое. В подобранных текстах найти и обвести :
— сперва «нужные» окончания во всех словах;
— потом все слова с «нужными» окончаниями.
Например: ВСЕ слова, с заданной комбинацией последних букв (выбрать нужную):
»-тр", "-та", "-ло", "-ки", "-ий", "-ой" и др.
Прочитать, обязательно. А потом научиться читать правильно без цветных «подсказок».
Тоже самое можно применять к приставкам, корням слов, суффиксам (главное, правильно определить проблему).
ЦВЕТ можно использовать так же, что бы отметить разницу в произношении:
1) громко — тихо
2) быстро — медленно;
Полезно делать упражнения где много разных шрифтов, а прочитать предложения нужно в определенном порядке.
ЦВЕТ помогает увидеть и запомнить проблему, а потом нужно чтобы ребенок НАУЧИЛСЯ (после тренировки зрительного внимания) и СМОГ бы все увидеть, заметить без цветных «подсказок».
После того как «разобрались» с печатными буквами, проверьте Как обстоят дела с прописными. Наверняка, есть «проблемные».
Можно аналогичные упражнения делать на прописных текстах, самим написать ( специально с ошибками), чтобы ученик прочитал, нашел и исправил.
В «правильных» (без ошибок) текстах можно искать заданные " проблемные" элементы.
Очень хорошие тетради для коррекции дисграфии:
О.В. Чистякова «20 занятий по рус.языку для предупреждения дисграфии» (для 1 класса, 2-ого, 3-4 классов); Крутецкая В.А. «90 эффективных упражнений по коррекции дисграфии» (Все -ИД «Литера», Россия ).
Проблемы возникают по всем предметам, к сожалению. Особенно, если задание дается НА СЛУХ, а перед учеником ТОЛЬКО чистый лист тетради. Нет ни каких зрительных ориентиров: ЧТО? ГДЕ? КАК? писать.
К таким моментам нужно дома ребенка «подготовить», специальными упражнениями, например математическими диктантами (сборник диктантов).
Нужно учить стихи (если уговорите) тренировать память. Мы учили стихи и правила по несколько раз списывая строчки из учебника в тетрадь-черновик.
Из интернета — «у ТАКИХ детей преобладает зрительная память».
ОБЯЗАТЕЛЬНО делать «Работу над ошибками», обращать внимание ребенка на каждую ошибку или группу аналогичных ошибок (но не ругать). Чтобы он точно знал где «Правильно», а где «Неправильно», ЦВЕТОМ ОБВЕСТИ (подчеркнуть разницу, ошибку). Чтобы он увидел и запомнил. В первом классе «Работа над ошибками» — написать несколько раз правильно слово, в котором была допущена ошибка (1-2 строчки).
Постепенно, улучшать почерк. Определить 2 самых крупных недостатка почерка, подчеркнуть красной ручкой (чтобы ребенок увидел, понял недостаток, запомнил КАК правильно). Добиваться, чтобы именно-эти недостатки исчезли. Когда ребенок привыкнет
писать «по-новому» (БЕЗ этих дефектов), можно найти другую пару дефектов почерка, «воевать» с ними. Проблем еще много. Надеюсь, постепенно со всеми справимся.
P.S.
Если какие-то моменты в статье были не совсем понятны посмотрите статью
(здесь немного подробнее изложено).
Список литературы
1. С.Г. Зотов «Повышение скорости чтения»
2. Е.Н. Спивак «Исправляем произношение» (речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков)
3. И.Е. Токарь «Сборник упражнений по предупреждению и коррекции письменных нарушений речи» (очень много полезных упражнений, со «шрифтом» тоже).
4. Р.И. Лалаева «Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников»
5. Г.Г. Мисаренко «Учимся определять части речи», «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»
6. О.В. Елецкая, И.Ю. Горбачевская «Коррекция дизорфографии» (5-6 класс) (методические рекомендации и упражнения).
7. З.И. Бекшиева «Коррекция письменной речи у школьников»
8. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи у первоклассников»
9. Л.Н. Лисенкова «Развитие и коррекция навыков чтения»
10. И.В. Прищепова «Дизорфография младших школьников»
11. Н.А. Кочеткова «Я различаю буквы о-а, сходные по написанию: альбом ученика (и другие), издательство „ГНОМ и Д“, 2005.
12. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева „ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.Обучение, развитие и исправление недостатков“.
13. Н.Г. Алтухова „Научитесь слышать звук“.
14. А.А. Осипова „Диагностика и коррекция внимания“ (программа для детей 5-9 лет).
15. З. В. Короткевич « Текстовые упражнения для развития орфографической зоркости младших школьников. 2-4 классы. Издательство: Мозырь: Содействие. Год: 2010
16. А. Е. Соболева, Е. Н. Емельянова « Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом» Издательство: Питер Год: 2008