Раевский Б. "Поединок с самим собой"
средним школьникамПовесть отличается крепко выстроенным сюжетом, сквозь который просвистывают ветра прежних времен. Война закончилась, остались шрамы.
Вернувшиеся с войны мужчины изранены, погружаться в обычную жизни им приходится через боль и постоянное преодоление себя. Дома тоже покалечены - иссечены осколками или погибли безвозвратно. У многих детей из дворовой компании нет отцов, на ком-то сказываются последствия дистрофии - это Ленинград. Один из дистрофиков - Юлий, по-дворовому Юла - и есть герой этой повести. Все в ней о нем и тех, кто ему встретился, пока он взрослел, - да, это небольшой, на 240 страниц крупным шрифтом, роман взросления.
Послевоенных детей в книге вроде бы никто не опекает и не донимает. Наоборот, к ним обращаются за помощью - например, одинокая бабка Настя просит Юлу сходить для нее в магазин.
Взрослые все заняты делом, и разговоры у них только о работе, при этом какие-то внутренние радары постоянно настроены на детей. То учитель даст неожиданно хорошую и точную характеристику, то этот учитель съездит в пригород, чтобы ободрить своего уже бывшего ученика, подарить ему ценные для них обоих коллекционные значки.
То новый сосед настолько плотно возьмется за ГГ, что целый год будет поддерживать его занятия здоровьем, сходит - и не раз - с Юлой на зачисление в спортивную школу, заручится поддержкой жены и с ее помощью преодолеет все препоны, а также преодолеет предубеждения против спорта у матери Юлы... Пусть взрослые неласковы, даже суровы, но и Юлу, и его друга Веньку лечат, лечат, лечат - медизолятор в Вологодском детдоме, интернат для туберкулезников в Пушкине, санаторий в Ялте...
Конечно, есть и те, у кого такие неравнодушные, особенно бывшие фронтовики, вызывают страшное раздражение: "Христосик! Мне и в книгах надоели эти назидательные истории для дошколят! Двадцатый век - это знаешь какой век? Жестокий век!" И говорит это сытый человек из обеспеченной семьи.
Война сильно подкосила людей, а про достаток и говорить не приходится. Вот уже один из антагонистов не работает, не учится, спекулирует билетами, хвастается этим и никто не обращает на него внимания. У другого автор подробно описывает обновки, что его отец, "крупный деятель", привозит из-за границы. Получается, что и для ГГ эта одежда крайне важна? А ведь Юлий попал в секцию, потому что спортом занимались не те, кто мог оплатить занятия, а те, кто на них выкладывался полностью. Занятия борьбой были бесплатны, обувь - борцовки - выдала секция, только трусы у Юлы нашлись свои.
Неуютные приметы времени то описаны подробно: врач, не допускавший Юлу в секцию, требовал, чтобы ответственность за того взяло другое мед.учреждение, для чего бы выдало справку непременно с 2 подписями врачей и официальной печатью, а после успехов Юлия тиснул в журнале статью, как он разглядел дарование, на свой страх и риск допустил его к занятиям - ни слова о том, как для перестраховки требовал справку! Или как замдиректора тоже пытался не допустить Юлия в секцию, поскольку тот явно не тянул на будущего перворазрядника, ссылался на то, что школе надо отчитываться за успехи.
То вдруг те моменты, что зацепили бы нас в жизни, упомянуты вскользь. Например, из всей квартиры взрослого друга описана только комната. Понятно, что это комната в коммунальной квартире. Или мама Юлы приносит сковороду с завтраком в комнату - кто не сталкивался с коммуналками, не поймет, о чем это. Один-единственный раз мы убеждаемся, что речь и правда о коммуналке: на фразу Юлы, случайно произнесенную в ванной вслух, вдруг ответит сосед - и все, ни до, ни после никакие соседи по коммуналке не появятся в повести. То ли автор решил не заморачиваться лишними персонажами, то ли ГГ глубоко неинтересны те, с кем он живет рядом изо дня в день несколько лет подряд.
Помните бабку Настю? Страшно, если вдуматься - одинокая после войны старуха сидит целый день у приоткрытой двери, чтобы не упустить пробегающего мимо мальчишку, попросить его купить ей еды, сама она с 4-го этажа не может ни спуститься, ни подняться. Почему у автора такой ГГ, который и сам не заглянет по-соседски, дескать, в магазин иду, вам не надо ли чего, и мама ему не подскажет, непонятно.
Да и мама для него "старуха, ей уже 38". Нравящуюся ему девочку, которая к тому же вступается за него, он одергивает: "Не лезь, не бабское это дело!"
В общем, с эмпатией у героя так себе. Но упорство, с которым Юла идет к цели, описано правдиво, точно и способно вызвать подражание. Упорство в достижении цели, стремление сделать себя крепче, при этом старание не отстать в знании книг и фильмов - не самый плохой пример, не так ли?
P.S., т.е. дальнейшее можно не читать)
Юлу вывезли из Ленинграда по Ледовой дороге (Дороге жизни) в 6 лет, пусть не в 1941, а в 1943, потом блокада была снята и ездить по Ледовой дороге со страшным риском для жизни было уже не нужно. По этим расчетам ГГ родился в 1937. В 12 лет Юлий пытается поступить в Суворовское училище. Суворовское в Ленинграде открылось в 1955. Значит, год рождения ГГ - 1943.
Зато его друг и одноклассник, отправленный в Детский туберкулезный интернат в городе Пушкине, вполне мог вполне мог попасть в туберкулезный санаторий, тот открылся в мае 1946 года.
Об авторе в сети совсем немного информации. Борис Раевский родился в Минске, он всего на 3 месяца старше того поколения, что ушло на фронт в августе 1941, он не ушел. О проблемах со здоровьем в статье в Вики не упомянуто. Закончил филфак ЛГУ, работал учителем, был литсотрудником в газете "Советская Балтика" - все это после 1945. Узнать, не проводя спец. исследований, почему он не был на фронте, не получилось.
Повесть "Поединок с самим собой" явно выросла из рассказа "15 утром, 15 вечером" (совпадают ситуация противостояния тщедушного паренька, его имя, отложенный поединок, появление взрослого, вдохновившего на изменение себя через преодоление, сам рецепт для преодоления, способ наказания проигравшего). Рассказ вышел в 1966 в сборнике "В нашу пользу", а диафильм по этому рассказу почему-то от 1962 года, раньше рассказа.
P.P.S. Случалось, что вы трижды перечитали отзыв в "Лабиринте", потому что первые 2 раза не поверили своим глазам? А если отзыв всего из одной строчки? На третий раз я поняла, что проверочное слово - "стимул".