Лето перед школой. Дневник слушателя и читателя, 7.3-7.5 Лиде
младшим школьникамВспомним далёкое лето, пока окончательно зима не накрыла нас
Мы все из Бюлербю - главная книга июня, если не всего лета, если судить по силе впечатления, и объëму произведения тоже) Произведение это настолько известное, что мне даже нечего от себя добавить, кроме того что всё, что я ожидала по отзывам - сбылось. И само собой, по завершении чтения у дочки осталась лёгкая грусть, что все истории про детей закончились, и более сильное огорчение - оттого что мы не в такой славной деревушке живём.
Приключения доисторического мальчика. Эта целиком и полностью "папина" книга, я ни строчки нет прочитала вслух, не разрешили) Муж хранит тёплые воспоминания о том, как ему читали про первобытного мальчика родители, и потому хотел читать непременно сам. Есть ещё несколько книг в этой категории. Про себя я прочитала пару глав: правильно, что по советам ранее мы отложили чтение на год: имеются натуралистичные описания охоты, например. Но теперь дочка "окрепла" и погрузилась в приключения маленького кроманьонца с головой. А год назад мы с ней читали чем-то похожую книгу Эй становится взрослым, издательство Пешком в историю, тоже отличную.
Волшебный берег. Эту книгу прямо-таки бросились читать после случайно увиденной ремарки о том, что повесть эта скорей на 6 лет. А я-то думала, позже. Читала сразу обеим дочкам (3 и 7 лет) - в принципе, обеим подошло и понравилось. В отличие от многих других известных нам произведений Л. Воронковой, эта повесть отчасти сказочная, но написана так легко, что говорящая выдра воспринимается как само собой разумеющееся ))
В связи с тем, что Лидочка пошла в этом году в первый класс, много читали про школу.
Светлик Тучкин. Начинаем приобщаться к творчеству В. Ледерман. Не знаю, насколько правильным было перед школой читать про мальчика, которому в общем и целом вся эта школа крайне надоела) Но понравилось безоговорочно, продолжение уже собираемся читать.
А небольшой сборник весёлых рассказов про школу (так и называется), который мы взяли с собой в мини-отпуск, оказался не слишком удачным. Самые лучшие рассказы в нём - Каминский, да триста раз прочитанный Драгунский. Ю. Коваль неплох, но не смешной, вопреки заявленному на обложке. Т. Крюкова не по возрасту (сленг и прочие словечки, интрижки там..) , хотя Лиде понравилось в подцензуренном мной варианте...
Кстати, я совсем забыла в весеннем чтении упомянуть про другой аналогичный сборник. Его Лиде подарил кто-то из подружек на день рождения. Вот он понравился гораздо больше, и рассказов и авторов собрано больше, но найти его сейчас я не могу..
Как раз после сборников выше нашли мы и книгу Урок смеха Каминского. В ней есть уже прочитанная нами отдельно изданная Петя и папа, однако много других весёлых школьных рассказов на разный возраст.
Сотник Ю. - Как меня спасали. И ещё одна порция весёлых рассказов про детей. Особенно понравился дочери рассказ Как я был самостоятельным - про мальчика, которому так хотелось произвести впечатление на знакомую, что он и сам не заметил как попал в глупую ситуацию. А мне запомнился рассказ про ночь на кладбище.
Взяли в библиотеке сразу две "кошачьи" книги.
Первая - Кошкология и котоведение Тима Усатого. - логичное итог прочтения книг про Светлика Тучкина и Питомца Гешку (слушали в аудиоформате) - предсказуемо понравилась, лёгкая и интересная.
Вторая - Мурр - мне ничего такого не обещала, но Лидочке понравился котик на обложке) Под обложкой же оказалось немало рассказов, основанных на реальных событиях, и потому особенно захватывающих. Так что на одном дыхании книгу прочли.
Асино лето - начинали читать бумажную книгу, но потом в отпуске переключились на аудио. Отличная летняя книга, правда, скорей на возраст чуть старше, хотя где-то я встречала рекомендацию 7+.
Животные на войне. Уже после прочтения узнали, что автор книги действительно долгие годы собирал информацию о мохнатых и пернатых военных и рассказывал всё это своей дочери, то есть, подача материала - не вымышленная, даже фотография отца (В. Кокосова) с дочерью нашлась в сети, такая же, как на иллюстрации в книге. И ещё, книга кажется давно написанной, хотя она современная. Очень понравилась.
Домовёнок Кузька. Как-то обошли мы стороной эту книгу в своё время, а тут в библиотеке она попросилась в руки. Начали читать сразу двум девочкам - хохотали все вместе. Правда, так и бросили книгу на половине, не знаю, почему, и вернёмся ли.
На север! Книга сбывшейся мечты) В том смысле что путешествие на край Мурманской области долгое время казалось неосуществимым, и только после покупки книги, мы начали задумываться о воплощении давних туманных планов. И наше большое северное путешествие (объективно говоря, весьма скромное, но это не важно) случилось! Книгу, само собой, взяли в дорогу, читали, отмечали совпадения в маршруте, во впечатлениях. И нестыковки бурно обсуждали. А закончили читать ровно там, где и герои книги - в пос. Териберка на берегу Баренцева моря.
Полярный круг также взяли с собой, хотя здесь путешествие, описываемое автором, имеет место быть в куда более суровых условиях и краях.Тем не менее, нашлись зацепки, позволяющие почувствовать себя немного на крайнем севере.
Тео - театральный капитан - книга на любой возраст о дружбе, взаимовыручке, музыке, театре и мечте. Она очаровала всех читателей и слушателей от 3 до 37 лет, я даже всплакнула в конце слегка. Хочется теперь и другие книги Н. Дашевской на околомузыкальную тему прочесть, тем более что дочка начала ходить и в музыкальную школу тоже.
Напишу про дедушку - единственный новый сборник стихов этим летом (знакомые стихи перечитывали то и дело, но случаю). Приятная книга, местами очень порадовала, но в коллекцию взять не захотелось. Зато про бабулечек у нас есть из этой серии, про детей и любимейшая - про мышек, мишек, мушек.
С художественной литературой вроде всё.
_______________
Где Волли часто мелькала эта книга в обзорах, дневниках, да и в моей корзине так же, однако до покупки дело не дошло: смутила "одноразовость" поиском, хотя сопутствующие сюжеты можно и нужно пересматривать и находить новое. И всё же... Но тут я увидела книгу на полке новинок в одной из "наших" библиотек. Хорошие всё-таки они у нас (библиотеки), с учётом размеров городка.
Серия Физмат для дошколят и постарше ребят. Тонкие недорогие книги, освещающие ряд "сложных" тем, интересных 5-8-летним детям. Сперва мы взяли книгу Жидкое твердое газ плазма и порадовались тому, как ёмко и просто объясняется разница между агрегатными состояниями веществ. Занятной показалась и книга про периметр, площадь и объем, треугольники содержат информацию даже немного на вырост, а вот числа-великаны не порадовали тем, что почти всё объясняется на примере денег, как будто нет более наглядных предметов для осознания масштабов чисел. Ну и художественное оформление у серии, мягко говоря, на любителя.
Книга издательства Пешком в историю Представь себе. Новый взгляд на необъятные величины - гораздо лучше. В ней рассматриваются не сухие числа (хотя именно они живо интересовали дочку в последнее время), а разные величины, которые сложно представить и разделить на составляющие: жизнь планеты, состав населения Земли, космические масштабы, вехи мировой истории и т.д.
Ноль отходов на дне банки. Библиотечная книга, давно примеченная. Актуальная тема, разговоры об этом в последние годы очень часты, но по сути, книга на одно прочтение, так что библиотека выручила. Прочитали, закрепили знания, полученные в ходе "домашних" и "кружковых" бесед и пошатнувшихся чуть, быть может, во время долгих каникул в гостях у бабушки, активной противницы всех моих эко-инциатив))
Меня зовут жизнь и Меня зовут смерть - необычные книги, поэтично и философски раскрывающие ребенку столь сложные темы. Вновь спасибо библиотеке за возможность посвятить этому вопросу вечер, пережить и прочувствовать это совместно с ребенком.
Добрались летом и до книги про бабочек. Очень красивая, для Лиды она показалась, тем не менее, суховатой и сложной. Так что читали мы энциклопедию выборочно, а после подкрепили эмоции совсем уж малышовой книгой Детки-бабочки Сибилл фон Олферс.
Балет энциклопедия. Увлеклись темой балета ненадолго. Зимой, а потом в конце мая Лида первые два раза в жизни ходила смотреть балет, это и послужило отправной точкой. Энциклопедия эта у нас давно живёт, просто сейчас её изучение было гораздо более осмысленным и глубоким. И потому не хватило нам этой книги! Всё-таки она подходит больше для первого знакомства с темой, а дочке было интересно больше и о па, и о костюмах, и о знаменитых балетах.. А главное, что зацепило в книге - балетные рекорды, как то: сто с лишним фуэте подряд. На Лебедином озере классическая партия Одилии включает 29 поворотов, и уже это ох как впечатляет.
Стоп угроза, Что делать если - продолжаем читать новые томики и главы в этих сериях. И ещё долго будем: одна из самых актуальных в начальной школе тем.
_____________________________________
Самостоятельное чтение
Если ничего не путаю, именно летом Лидочка открыла для себя чтение про себя, молча. И это сразу дало рывок в скорости и возвысило читательский уровень. Так что прочитала дочка больше, чем весной.
Мистер Прыг-скок - 2 книги про семейство игрушечных кроликов, которое втайне от людей оказывается очень даже живым. Начали читать ещё весной. Текста ну совсем немного, иллюстрации милейшие. Каждую книгу читали примерно в три приёма.
Отель Фламинго. Прочитала об этой серии хвалебные отзывы и спустя месяц увидела в библиотеке. Сразу схватила, хоть книга была только первая в серии. Но история про то, как девочка (девушка?) приводила в порядок доставшийся её в наследство отель, выглядит вполне законченной. Фото из сети
Доктор кот. Очень я ждала, когда Лида дорастет до того возраста и техники чтения, когда будет легко читать эту книгу сама. И не зря: впечатления самые лучшие у неё. Тут и медицина, и животные, и необычный стиль иллюстраций, и довольно серьёзный подход по части описания медицинских терминов, схемы лечения. В общем, отличная серия, и в самое время.
Гиппопотамистер - прочитала за один раз, очень быстро. Наверное, раньше надо было предлагать).
Даня и динозавр - тоже на разок, прочли и забыли
Дори фантазёрка - серия из 4 книг про девочку-выдумщицу. По объему и сюжету - ровно в точку!
Продолжаем читать Комиксы про кота Кешку - идут у нас не спеша, интересуют, но не захватывают. Половину книги осилила, наверное.
Энжел. Котёнок обретает дом. Эту книгу Лида взяла в библиотеке сама - первая книга специально для собственного чтения. Причем она обратила внимание на знакомого автора (Джейн Кларк - серия книг Доктор кот) - это и послужило поводом для выбора книги, а я автора и вовсе не обратила внимания.
----------------------------------------------------------------
Аудиокниги, коих летом традиционно много из-за частых поездок
*** Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Волшебника изумрудного города мы с Лидочкой прочитали ещё в её четыре года, и долгое время это было её любимым произведением (перечитывания целиком и по главам, мультфильмы, спектакли, аудиокнига.. ). А до продолжения вот только добрались, месяц назад. Будем и дальше слушать, но позже и, скорее всего, именно в таком формате. Я решила всю серию книг не покупать, ограничившись любимицей - первой.
*** Чарли и Шоколадная фабрика. Книг Роальда Даля у нас дома нет: я так и не определилась с нужностью их в своё время по итогам совершенно разнополярных отзывов. Мне жду тем книги есть в наших библиотеках, и аудиоверсии имеются - значит познакомимся с автором. Идея чудо-фабрики невиданных сластей - стопроцентное попадание, но сама сказка на любителя. Впрочем, Лиде понравилось.
*** В стране невыученных уроков Л. Гераскиной и Сказка о потерянном времени Шварца. Авторы разные, но книги как-то сами собой сплелись в единую серию о том, в какие истории могут попасть нерадивые ученики, если их затянет в водоворот сказки)
*** Чипполино аудиоспектакль. Не знаю, почему точно не лежит у меня душа к полной версии главного произведения Джанни Родари. Объëм ли, или "взрослый" и слишком социальный не по текущей ситуации контекст. Но вот часовая версия в виде аудиоспектакля нас обеих порадовала, в том числе и отличной музыкой.
*** Питомец Гешка, Уроков не будет (первые два рассказа) - на волне увлечения творчеством В. Ледерман. Потом ну школьную тему прослушали рассказы Ю. Сотника, В. Голявкина, Первоклассницу Шварца..
*** Приключения пешки - прослушана тысячу раз, главным образом, благодаря младшей сестре. Наша малышка неожиданно распробовала в дороге музыкальные аудиокниги. Но поскольку мы этого не предугадали, специально для неё никто аудиозаписей не закачал, а в дороге мы были больше двух недель. В итоге прослушаны раз по 30-50 Пешка, Маша и Витя в стране диких гитар, За скрипичным ключом. ещё Поросенок Хитрюжка и Отшельник и Роза))
*** Недопëсок, Ю. Коваль - актёры и композитор постарались: смеялись все!
*** Детская площадка. Стихи Усачёва в музыкальном оформлении. Вот это самое музыкальное оформление - весьма порадовало. А стихи очень разные: некоторые были знакомыми, некоторые новые вызвали восторг, некоторые "не зашли"
____
Готово, ура!