#ЧитайФест - 2023 - без скрипки, но немножко нервно
мероприятияОбычно я не писала об этом фестивале, гуляла, смотрела, не хваталась за фотик - релаксация.
В этом году напишу, т.к. тенденции других ярмарок стали заметнее в противопоставлении мощному течению библиотечной культуры - всё-таки РГДБ это гигантская оранжерея для взращивания умных воспитанных детей, с огромным запасом книжных "семян". Вот так в многочисленных библиотечных кабинетах.
А на ярмарке на столах издательств книги с совсем другими иллюстрациями, чем работы художников на стенах библиотеки - там, в библиотеке, приживается то, что притягивает детей.
И когда идёшь вдоль стен, то оказывается, что много интересных работ можно собрать на выставку, если не ставить задачу отвратить читателя от книги.
Сугубое имхо, конечно, но уже приелись до отвращения словно согнутые из проволоки человечки с наброшенным на них, как тряпка для просушки, бесформенным пятном одежды.
Не самый яркий образчик, есть много хуже.
Пусть и научпоп, но чтобы ребёнок много лет обращался к книге, работа художника должна стремиться к "Тайнам анатомии". А это суррогаты знаний, эстетики и даже этики - ребенок понимает, что художник отнёсся к нему, читателю, без интереса и уважения, на "отвяжись".
Очень хотела купить Дёгтеву "Весёлая книга героев русских сказок". Текст внятно структурирован, написано легко.
Задумалась: зачем я хочу дать её детям? Как всегда с такими книгами - для знания, уважения русской культуры и истории. Чтобы параллельно с этими знаниями росло самоуважение маленького читателя, его укоренённость в своей культуре - проще говоря, чтобы читатель был уверен, что он себя не на помойке нашёл.
А то в последний год из-за роста отъезжантов стал заметен сбой в массовом мышлении, который раньше проявлялся только у очень некоторых уехавших:
- О, я добрался до своих, до светлых эльфов!
- А ты откуда?
- Я из мерзкого Мордора! Как я настрадался - там же все орки!
- Ты из Мордора?
- Да!
- И там все орки?
- Да!!
- А ты светлый эльф?
- Да!!!
А потом единственным способом починить самоуважение понауехавшего эльфа становится регулярное объяснение понаоставшимся, какие они все-таки орки.
Пусть не люди, но все эти домовые, лешие, Баба-Яга - важные архетипы русского самосознания. Да, не самые добренькие. А кто без литературной обработки добренький? Много чего можно вспомнить, сейчас вот на ум пришёл эльф, что выткнул служанке глаз ножиком за то, что она намазала этот глаз волшебной мазью и смогла различать людей и эльфов.
Разве вот это - хлопотливый, заботливый домовой, которого уважительно кличут "хозяин"?
Отношение к другим, даже к опасным чужим, должно закладываться в сказках отстранённо-уважительное - ты живёшь, как считаешь нужным. Я тебя за это не унижаю и не уничтожаю, но только до тех пор, пока ты не уничтожаешь и не унижаешь меня. А уж в моём доме точно мои правила.
Для нас это уважение и знание собственной истории и культуры особенно важно, потому что у нас это единственный определяющий фактор при распознавании "свой - чужой". Форма черепа, разрез глаз, национальность бабушки, конфессия уже больше ста лет не играли здесь никакой роли.
И если мы хотим, чтобы работала именно эта система опознавания "свой - чужой" - на основе знания и уважения к нашей истории, то, дорогие писатели, издатели, художники, давайте поддерживать уважение к культуре своим трудом.
Не может так выглядеть народный архетип.
Ведь есть прекрасные работы.
Заметили, что выбор работ наполовину совпадает с отбором ММКЯ? А в чём же не совпадают эти выборы устроителей выставок? Мне кажется, что те, что раздосадовали меня на ММКЯ, здесь бы скукожились, свалились бы с этих белых стен, библиотечные стены не смогли и не стали бы их удерживать. А работы Кошкина тут как родные!
Лучшая Мальвина на свете!
Все детские активности, что зачахли - пропали в программе других фестивалей, в РГДБ сохранились и расцветают. А всё потому, что культурный слой сохраняется только там, где за ним ухаживают, он не возникает по щелчку пальцев или после разового гранта.
Чтобы на поэтический концерт набился полный зал, нужны классные поэты и прекрасные слушатели. Послушала тех, кого знаю давно - Усачёв,
Дядина, Волкова, Орлова... А другого известного поэта - Есеновского - решила ещё раз попробовать прочитать, возможно, не разглядела. Ещё одного - Алексей Зайцев - вообще в первый раз заметила. Вот за такие открытия и люблю фестивали.
Продолжает расцветать корейская культура, и интерес не спадает.
На улице держится прежняя мода - дотанцовывают "Харе Рама!"
А домой меня увёз какой-то спецвагон метро - нежданный бальзам на душу.
Хорошо!