Детлит о Москве - 1
книжное разочарованиеЕсть у людей слабости - найдешь такую и человек зависим от тебя.
Первая моя слабость - поиски интересной детской книги, где приключения персонажей вписаны в историю/ географию Москвы или Петербурга.
Вторая - привычка покупать и читать продолжения.
«Вулкан Москва» задействовал сразу две мои слабости - и вот я вгрызаюсь в очередной кактус. Щедро их поставляют издательства!
Начальная книга «Рыцарь, кот и балерина» из 2015 года привлекла единственно местом действия - Петербургом. С первой книгой вторая никак не связана, пролистните 10 страниц из начала и можете читать ее как независимую историю.
Между первой книгой 2015 года и второй 2022 прошла целая эпоха. "Вулкан" датирован 2013-2019, но если бы авторы считали, что нужны актуальные правки, то у них было полно времени, чтобы эти правки внести. За такой период взгляды авторов устоялись и отстоялись до состояния дистиллята, все несущественное испарилось. Давайте уже отхлебнем их концентрированной мудрости.
Сначала сюжет - инфернальный дух стал вполне благонадежен, в приступе доброты выручает академика из дурки, куда тот попал в конце первой книги по вине этого самого духа Бутадеуса (имечко с претензией, но общедоступность Вики обнуляет претензию), покидает свежий круассан и мягкую постель в Париже и охотится за таинственным поездом метро, что похищает москвичей. Зачем он это делает, понять решительно невозможно, ведь он на дух не выносит ни москвичей, ни вообще русских и Россию. Судите сами.
Высказывания о русских.
Наполеон делится с Бутадеусом: «Русские - дикий общинный народ, варвары». Император черпал сведения о России из польских фантазий. А что же отвечают авторы? А ничего. Похоже, глубоко согласны с Наполеоном.
Герои стараются смешить москвичей в метро, а те не улыбаются, не смеются. Авторы подбирают москвичам глагол по своему вкусу - «гогочут».
Слова о дежурной в центральном отделе кадров метрополитена, о работнице архива как будто Федермессер диктовала: тетки 60 лет в кофтах неопределенного цвета «пучат глаза» на молодюсенького (какие-то несерьезные 65) парижского шармёра.
Отношение к стране.
Замки на дверях здесь щелкают так, что Бутадеуса «в обморок бросат» - Бастилия вспоминается. Он, вероятно, 200 лет глухим жил, раз такая обморочная реакция на щелканье замка. А кто бывал в Бастилии? Там действительно щелкающие замки?
Бутадеус: «Говорят, в России семь пятниц на неделе». Кто говорит? По всей России такой календарь, таки повсеместно? Почему только в России? На такое обобщение персонажа ни гугу от авторов.
Размышления главного героя: «Москва - это сразу 2 города в одном. Один хаотичный, грязный. А из грязи, прямо из земли вырастает прекрасный каменный Кремль»
И снова никаких возражений авторов.
«Бриллиантовая рука» издевалась над этим штампом полвека назад:
- Вы читает лекцию «Париж - город контрастов»
- Я не был в Париже! Я был в Стамбуле!
- Тогда «Стамбул - город контрастов».
У авторов свой город контрастов - Москва. Ну, не Париж ведь, откуда десантировался Бутадеус. К тому городу ни у авторов, ни у персонажа нет претензий по чистоте, да и по любым другим поводам. Потому как Европа, положено любить и восхищаться.
А вот мои проезжие знакомцы, в том числе из-за границы, сильно удивятся. Они-то восхищались чистотой московских улиц. А я совсем не в Кремле живу, от меня до центра не всякая бешеная собака возьмется скакать, так что московских улиц мои гости насмотрелись.
Постепенно понимаешь, что авторы словили осколок зеркала из «Снежной королевы» прямо в собственный глаз и пытаются надеть нам очки из того же материала. Ведь кто бы из героев что бы не сказал, авторы всегда могут ремаркой указать свое отношение к сказанному. Но все унижающие высказывания остаются без авторских пометок. Похоже, они вкладывают в уста Бутадеуса и Наполеона свои оценки.
Теперь двинемся далее по сюжету.
Чуть ниже московского метро Бутадеусу встречается полное беспросветное инферно,
где царит дух, превосходящий Бутадеуса по мощи - Мефистов. Тому тоже спокойно не живется, он уже распланировал грядущее бессмертие. Будет переписывать историю человечества, но не в Википедии, а в реале. А чтобы хватило места под варианты событий, попутно будет творить новые Вселенные.
На какой тяге это все заработает? На вечной тяге - стремлении человека к счастью, да еще и такому, чтобы никто не ушел обиженным, и чтобы этот самый никто стал бы новым человеком, совершенством.
Подобный замах дает возможность авторам высказаться на любую важную для них тему.
А если учесть, что тут сплетаются две временных линии -
1.девочки Жени из 1930-х, сначала как автора дневника, потом лично,
2. Бутадеуса с академиком из наших дней,
то диапазон возможных высказываний простирается до необъятного.
Но при столь широком замахе никакого свободного самостоятельного движения авторской мысли не будет. Авторы пытаются высмеять советские символы, но получается у них крайне тягомотно.
Уже невозможно приехать к успеху, вскочив на подножку советского поезда - «не на что больше жать».
Люди младше 40 не опознают советские символы - кто из них вспомнит «Неуловимых мстителей», выведенных авторами в виде героических идиотов?. А человек 40+ не будет губить драгоценное время на бессмысленно-тоскливые перемещения по аду, который авторы разместили - где? Ну где-где, не под Парижем же! Ясно дело, под Москвой. Похоже, Москву авторам не жалко.
И такая бессмыслица высасывает силы у всех.
У автора, который не пытался обличить советскую идеологию в первой книге, изложил в ней более-менее внятную историю - тоже не шедевр, но у той истории были начало, средина и конец. А вторую книгу можно бросить читать на любом месте, смысл не пострадает. А если время жизни дорого, то вообще не стоит начинать ее чтение.
Это высасывает силы у художника.
Сравните эти его работы с моими любимыми «Рассказами для детей» Чехова.
А уж я-то как настрадалась, пока прочла! И, чтобы не страдать одной, взяла за пример Ваньку Жукова (см. выше) и пишу рецензию.