Чтение с трехлеткой в январе
дневник читателяМаленькому читателю 3,4 года.
Всем привет. Пишу наш очередной дневник чтения, теперь за Январь 2023 года.
В январе мы читали очень много, конечно благодаря каникулам и большому количеству свободного времени, а также из-за того что я накупила новых книг, и еще хорошему библиотечному заказу.
📚 В этом месяце мы ударились в чтение захватывающих приключений: "Невероятная история о гигантской груше" Якоб Мартин Стрид, "Приключение Нодди в игрушечном городе" Энид Блайтон, и "Приключения лесных человечков" Маргарита Старасте.
"Груша" прочитана один раз и вроде понравилась, но больше не просил. Я тоже наконец-то познакомилась с этой легендарной историей, давно ее купила и всё ждала когда дорастём. Похоже или не очень доросли, или история Илье не понравилась. Иллюстрации, конечно, с удовольствием рассмотрели и обсудили. Но текст не вспоминает и не возвращается к нему. Я нашла на кинопоиске мультик по книге, попозже посмотрим и может после него захочет вернуться к истории.
"Приключения лесных человечков" Старасте больше подходит по возрасту для трехлеток, она совсем небольшая и сюжет простой. И мне почему-то кажется что она больше для девочек.. там эти феечки малютки, которые могут понравиться читательницам. История о победе над злой колдуньей можно сказать первая наша волшебная сказка где добро наглядно побеждает зло, а колдунья эдакая баба-яга на болоте. От этой сказки можно оттолкнуться в переходе к сюжетам русских волшебных сказок с бабой-ягой и кощеем. Илья каждый вечер не забывал напомнить что нам надо прочитать следующую главу про гномиков и феечек, сам выбирал эту книгу пока мы не добрались до конца.
А вот "Приключения Нодди в игрушечном городе" Илье понравилась больше всего. Мы прочитали ее всю, и он попросил начать книгу заново. Это такая нетипичная детская книга, что впечатления у меня от нее смешанные. Мы ее потом долго с мужем обсуждали после чтения, тк папа тоже ее вечерами читал. Надо сказать что автор - Энид Блайтон, жила в Англии начала 20 века, и видимо писала свои книги чтобы объяснить детям как устроено взрослое общество. То есть вот как писались в советском союзе книги про пионеров для пионеров, так и в Англии писались книги для английских детишек, чтобы они еще с детства поняли как что устроено в их капиталистическом обществе. Основная мысль первой части истории - в городе для игрушек могут жить только игрушки. Чтобы там поселиться, надо в суде доказать что ты игрушка. А еще надо построить себе дом, так как все живут в домах, бомжевать нельзя. Чтобы построить дом, надо его купить. А как купить если нет денег? в кредит конечно же! Также в этом мире есть отдельное место где живут гномы, и есть отдельное поселение для карликов. Никакого мультикультаризма и совместного проживания в английском классовом обществе! Карлики - ну чисто негры в мире Нодди, угоняют машины, любят гонять и нарушать правила. Прелестно. Также из познавательных моментов: чтобы построить дом, надо взять кредит; чтобы отдать кредит, надо работать, работать можно на дядю, а можно пойти к людям в услужение; предел мечтаний - личный автомобиль. Наверное эту книгу у нас перевели уже после 1990 года.. К слову, авторка написала много книг о приключениях Нодди, но в России перевели вроде всего пару и то давно. Махаон вот напечатал в своей серии лишь первую часть приключений.
Но. Это я ворчу напропалую, а ребенок то слышит только веселую историю об обретении дома, помощи друга, и веселые приключения по раскрытию преступления об угоне автомобилей. Поэтому книга имела успех, и читалась повторно. Какие там феечкии Старасте, тут вот, карлики ночью машины угнали и спрятали в пещере!)) Боже, рано все это для трехлетки, книга на 4-5 лет. Не знаю, хочу ли я ее рекомендовать. Смотрите сами.
📚 Помимо приключений читали энциклопедии. Илья получил в подарок на новый год энциклопедию с окошками о морских животных из серии "Что?Почему? Зачем?" и мы ей зачитываемся весь месяц.
Думаю о серии говорить ничего не нужно, она всем известна. Мы уже перешли от малышковой подсерии к основной, правда всю информацию, что есть на страницах, ребенок в три года еще слушает в пол уха, гораздо больше его интересуют иллюстрации. Мы их рассматриваем и обсуждаем своими словами. И боже, как же меня это утомляет, каждый день одно и то же слушать отвечать придумывать об этих морских гадах. Это как чтение Репки по кругу. К середине месяца я стала хитрить и на стотысячный вопрос "Мам а почему у большерота такой рот? Кто такой гримпотевтис?" стала показывать короткие трехминутные видео на ютубе про этих существ. Потом я достала пакетик с ракушками и огромными раковинами, которые я собирала по всем морям с детства. Стали в них играть в ванной, как в морское дно. Книга ушла в игры, но интерес не ослабевает. Вообще к морским обитателям еще с сентября тянется интерес и любовь, подогретый походом в океанариум. В паре с ней снова зачитываем и энциклопедию про Дельфинчика. В общем, подарок вышел что надо, 10 из 10. Я уже купила еще пару энциклопедий из этой серии, в том числе знаменитую про тело человека.
Также читали нашу старенькую энциклопедию про микробы с окошками.
Из новых зачитали книжку "Про космонавтов" из тонкой серии "Первая книга знаний" от издательства Омега (это те же ребята, что выпускают "Что Почему Зачем) и эти книжечки тоже переводные с немецкого. Папа ребенку в январе показывал видео как взлетают ракеты с аэродрома Байконур и видео о жизни на МКС.. потому что они строили из Лего ракету и спорили как она будет взлетать! Папа поставил видео. Ребенок попросил купить книгу про космонавтов.. вот так и живем.
Читать "Про погоду" было интересно в связи с массивной оттепелью в январе, когда в СПБ ушел весь снег и мы жили три недели с зелеными газонами.
Также активно читали две энциклопедии Аванты из серии "Как это устроено" про автомобили и аэропорты и самолеты. Муж сказал что про автомобили очень актуальная и качественная, в нее включена современная информация про беспилотные автомобили с лидаром, и правильно описан автомобиль с технической точки зрения его устройства. Они вдвоем их с сыном листают и обсуждают, я эти не читаю. По правде они и не для трех лет, скорее на старший дошкольный если не позже.
📚 Библиотечные книги этого месяца: сборник стихов и рассказов, любимый "Карлхен", Соколов-Микитов и книжка-картинка для малышей.
"Саша и трактор" Эва Виден, Йенс Альбум. Поздновато мы взяли ее почитать, думаю если бы я купила ее в полтора года то это гарантировало бы нам год стойкой и неистребимой любви к ней. Но даже сейчас в три года она вызвала живой интерес и с удовольствием читалась весь месяц. Только если бы в два года она расширяла наш словарный запас и знания о мире, то сейчас в три она лишь расширяет игрушечный вишлист ребенка: "Мама купите мне такой трактор, который убирает и чистит, и еще такой с дровоколом, есть такой брудер? и еще хочу прицеп для лодок."
Мамы двухлетних мальчиков, обратите внимание, если дети любят строительные машины то это классная книга. Сюжет: малыша везут в садик и по пути он видит разные трактора и как они работают - тянут лодку из реки, тянут плуг, копают землю, выкорчевывают пень, роют траншею, рубят дрова.
Про Карлхена говорить не буду, любим, читаем уже не первый месяц.
А вот сборник оказался занятный, "Всё что нужно прочитать малышу 5-6 лет". Я заказала в Маяковке "Ромашки в январе", а мне их привезли в таком вот сборнике. Внутри много стихов и рассказов, из всех Илье полюбились особенно стих "Что такое хорошо и что такое плохо" (он даже выучил его наизусть), рассказ Михалкова про Ёлочку и стих "А что у вас?", рассказ Толстого "Косточка", собственно сами "Ромашки в январе", "Бабушкин подарок" Зощенко из цикла про Лёлю и Миньку, и два рассказа про Братца Кролика и Братца Лиса. И еще куча стихов про детей, времена года, про жука знаменитый, про победу. Хорошая оказалась книжица, и иллюстрации отличные. Да да, Бордюг и Трепенюк местами, а мне нра )))
"Год в лесу" Соколова-Микитова от Речи просто чудо что за книжка! Надо купить себе, пока она еще есть в продаже. С 3-4 уже можно читать, рассказики там короткие, как раз после Чарушинской Зоологии можно на них переходить.
Про животных из своих книг читали Зоологию Чарушина и Зиму Фадеевой, и энциклопедии Дёринга про животных доставали.
А вот из тех что не понравились - "Мыши его сиятельства" Майкла Бонда. Прочитали разок и не впечатлились. Папа с ребенком еще раз потом прочитали и муж тоже сказал "ну так себе.. они съели деньги и это всё? бессмысленно". Сдали и забыли.
Во второй половине месяца в ход пошли купленные новенькие книжки.
Анни М.Г. Шмидт "Саша и Маша" 1 книга. Купила ее в декабре, в январе Илья ее отрыл на книжной полке, лежала там спрятанная на более поздний возраст. Стали читать. Нравится конечно, но нет такого что просит ее постоянно как Карлхена. А я уже купила вторую часть.
Прочитали две новых тонких книжки, давно купленные и неожиданно обнаруженные в залежах книг. Это рассказы в стихах про трамвай и про колеса: Вольт Суслов "Колесо" и Баруздин "Сказка о трамвае". Хорошо слушались весь месяц и еще будем читать так как Илья вспоминает про них периодически и достает из стопки.
Остальные тонкие книжки это самые читаемые из всей стопки тонких книг. В "Историю про таксу" играет сам и уже стих наизусть выучил, так что сам себе рассказывает книжку. Из "Сладкой темноты" до сих пор читаем перед сном стихи о совах, "На веселом стадионе" наконец понравилась, сколько я ее пыталась читать и в два года и раньше и позже - ну не понятна и всё, какие соревнования, он видов то спорта этого не знал, а значит весь смысл и юмор мимо абсолютно. Никогда не понимала, как эта книжка картинка попадала в дневники чтения годовасов с подписью что она любимая.
В январе читали много сказок перед сном: Зимовье зверей, Гуси лебеди, Лиса и журавль, Храбрый баран, Рукавичка, Снегурочка, Заюшкина избушка, Лиса и Волк (очень любит), из Толстовского цикла любимые "Прожорливый башмак" (обожаем!), Петушки, Кикимора, Сорока.
ууух страшная рожа! Илья ее боится и тем не менее любит эту сказку. А я очень люблю слог у этого рассказа, так хорошо уже давно никто не умеет писать.
Часто у нас ситуативное чтение. Что-то случилось, впечатлило и сразу всплывают ассоциации с книжной историей, и Илья просит почитать. Папа сказал "не надо в обуви ходить по коридору, микробы разносить" и ребёнок вспомнил про микробы, попросил достать книжку про них. Поставил кляксу во время рисования, я говорю "вот это клякса, прямо Вакса клякса", и мы уже читаем книгу Маршака. Пекли пирог и вспомнили старого доброго Кастора и как он пек пирог. Достала ракушки для игры в ванне - ребёнок вспомнил как щенок Малыш у Даррела ездил на море, после купания перечитали. Папа купил яблок в магазине, ребёнок "мама дай мешок, я как заяц пойду вам всем яблоки раздавать" и конечно вечером попросил "Мешок яблок" Сутеева почитать. При укладывании у нас часто вспоминается стих про сов, которые уносят тех кто не хочет спать из сборника "Сладкая темнота". После встречи с таксой на улице перечитали "Невероятно длинную таксу".
Еще из тонких книг в этом месяце Илья зачитал "Пожар" Маршака в отдельном издании с рисунками Калиновского, которые по-моему его и привлекают даже больше чем сам стих. Рассказы Носова и Зощенко про детей читали как обычно. Сутеева про зверей как-то в один вечер перед сном все прочитали, вспомнили. А на волне любви к подсчету читали "Про козленка, который умел считать до десяти".
Также им читают в садике, Илья рассказывает мне то о русских народных сказках, которые им читала воспитательница, то о стихах Маршака. Потом дома просит еще раз прочитать тоже самое.
Такой вот вышел читательский дневник. Пишите что читали ваши дети в этом возрасте, что из книг понравилось. 🤗