Алексей Олейников. Соня-9
КОМИКСЫ и графические романыНет, прочитанные комиксы у меня еще не закончились. Продолжаю обзор.
Рэп-комикс Алексея Олейникова и Тимофея Яржомбека про школьницу Соню из 7 класса вызвал у меня неоднозначные чувства. Писала отзыв раньше. Надо же, уже два года прошло! Увидев в библиотеке вторую часть, взяла почитать. Очень интересно что же будет во второй книге, и какой она получилась.
Чтения здесь немного, но нахрапом Соню, как, например, "Эльму", не возьмешь. Тут надо читать, смотреть, думать, рефлексировать, отслеживая чем отзывается. Чувства по прочтении опять неоднозначные. Бежать, размахивая книжкой, крича как это круто, как современно и своевременно, как нужно и как близко современным детям, я не буду. Хотя, в общем, это и правда круто и современно, и, наверное, школьникам близко, но от меня точно далеко. А вот подумать есть о чем.
Книга очень похожа на первую, в той же стилистике, но другом цветовом решении, которое нисколько не снимает прежнюю тревожность красно-черного оформления, но синим будто добавляет глубины. Но и некоторой холодной отстраненности тоже, как мне показалось.
Соня выросла - 9 класс уже. Изменилась, как и положено. И книга изменилась.
Повествование сохраняет прежнюю структуру, хотя интонация стала другой. С первых страниц появился новый герой - младший брат Сони пятиклассник Глеб. Зачем появился, я не поняла - он заявляет о себе, о своих "выросших", слава богу пока еще не до масштабов заморочек сестры, проблемах. Но схожесть есть.
Правда, заявил о себе и исчез, а Соня снова сидит на уроках, которые мы опять видим ее глазами. Но теперь перед нами уже не день, а год, разделенный, как и положено, на четверти, с его уроками, переменами и каникулами.
Как и с прочими мероприятиями. Например, постановкой Колобка у Глеба в классе. Необходимости помещения этого встроенного в сюжет отступления я тоже не поняла. Вообще введение в книгу страниц о пятикласснике мне логичным не показалось. Только отвлекают и сбивают.
Соня по-прежнему одна, замкнута в своей скорлупе, но вот атмосфера внутри скорлупы изменилась, это чувствуется. Взгляд ее по одноклассникам скользит безучастно, не задерживаясь, лишь фиксируя кто чем занят в этот конкретный момент. Но уже нет того категорического резкого, почти брезгливого, неприятия. Как и к учителям. Притерпелась? Или поняла и приняла? Не знаю. Если раньше в ее отношении ко всему окружающему было категорическое отторжение, ядовитая критика, язвительность и сарказм, то сейчас она как-то по-своему переваривает получаемую информацию, строя-выдумывая свои фантастические предположения.
Хотя язвительности и претензий хватает и тут, но многое сместилось в сторону семьи, вопросов к родителям.
В общем, я читала-читала, устала и полезла в интернет - развеяться. Слушать Гасина не стала, чтоб не сбить оптику собственного восприятия. А вот авторское чтение нескольких страниц неожиданно понравилось, и я отправилась перечитывать и дочитывать. Он как-то интонационно задал некий определенный угол зрения что ли. У меня лично снял недоверие к тому, что так бывает. Он так спокойно это читал, что тревожные резкие картинки комикса становились лишь схемой раскадровки, графическими мизансценами происходящего вокруг Сони и в ее голове.
В ее скорлупу просочился Другой. Бесплотный образ, который заполняет ее мысли. Реальный ли это человек или воображаемый ожидаемый еще не встреченный друг тоже непонятно. Очень возможно, что это просто подростковое будоражащее ожидание первого чувства, первой "настоящей" любви. Но передано оно достоверно.
Мне очень понравились именно эти страницы, особенно та, где Соня обнаруживает себя на зебре перехода.
И отчаянное сопротивление Сони милитаристским настроениям. И ее стремительно разворачивающиеся мечты преобразования воздействия ракет.
Этот ее проект напомнил мне рассказ Джеймса Уайта "Рождественский сюрприз" из фантастического сборника "Судьбы наших детей", в котором малыши с особыми способностями решили помочь Санта Клаусу и прочим дедам, ответственным за доставку детям подарков, начинили ракеты игрушками и нажали на красную кнопку...
И понравился Сонин Город, которого нет. И стало ее жалко - ведь в этом ее придуманном таком светлом городе нет ее самой... И в этом, наверное, разница между нашими поколениями. Мы в своих Городах были, мы в них жили. С 15 лет Город меня лечил, в трудные минуты я сбегала гулять по его улицам, набережным и паркам, он кормил меня мороженым, зазывал в кино, раскладывал пасьянсы из светящихся окон и подмигивал фонарями, вселяя в меня уверенность, что все будет хорошо...
В полный рост встает маскирующаяся под блюзовый мотив сводящая с ума постоянно преследующая тревога по поводу сдачи ОГЭ. Целый разворот занимают (очень неплохое упражнение, кстати, на использование словарного запаса) Сонины варианты расшифровки этой пугающей аббревиатуры.
Книга дергала меня за самые разные ниточки, тыча носом в разницу, показывая мне мою замшелость и дремучесть. Я пытаюсь понять отчего у них сейчас все мрачно, все трудно, когда столько лакомого подается на блюдечке с каемочкой, когда вокруг все искрится и пузырится разноцветьем и разнообразием. И не хватает времени даже толком это разнообразие рассмотреть. Возраст, говорят, у них такой. А может, мы слишком носимся с ними и с их возрастом?
Не скажу, что это было легкое чтение, несмотря на небольшой объем, но, в общем, мы квиты... Как дети читают книги, без конца загугливая что обозначают бразды и кибитки, так и я периодически набирала в строке поиска то пикчу, то регги. Кстати, регги мне понравился куда больше рэпа, я даже послушала Боба Марли.
А вот Колобок не понравился совсем.
А вообще-то лично у меня от обеих книг про Соню осталось ощущение тревоги. Как-то странно они у меня в сознании встали рядом с предупреждающими и запрещающими плакатами по технике безопасности. Предупреждают - то ли "Осторожно: жизнь!", то ли "Не влезай - убьет!" Очень интересно, что они говорят подростку. То, что написано на задней стороне обложки? Или что-то другое?
Их откровенных мнений я пока не слышала.