Самолеты и авиация
ТранспортЕсть такой праздник - День авиации.
Вообще-то его праздновали 18 августа.
Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1933 года № 859, в честь выдающихся достижений учёных, авиационных конструкторов, работников авиационной промышленности, лётного и технического состава ВВС РККА установлен праздник 18 августа - Всесоюзный день авиации.
Потом в 1980 стали праздновать в третье воскресенье августа. И сегодня у нас как раз третье воскресенье.
В этот день мы и полистаем книгу о самолетах из популярной серии "Детские энциклопедии с Чевостиком", тем более, что давно пора выныривать из морской темы )
Так же как в остальных книгах серии, начинается она со странички знакомства, так же построена на вопросах и ответах героев, которые все так же перемещаются во времени и пространстве при помощи времяскока, так же дается практическое задание в конце каждой главы.
Книга просто знакомит детей с понятием "авиация", рассказывает о принципе полета в атмосфере аппарата тяжелее воздуха, немножко касается вех развития авиации и деления ее на военную и гражданскую. Все очень кратко, как во всех детских энциклопедиях, но доступно для понимания старших дошкольников и младших школьников. Специально для торопящихся развить детей родителей скажу, что в 3-4 года читать ее, однозначно, нет смысла. Открывать стоит лет в 6. При крайней заинтересованности раньше можно полистать и посмотреть картинки. Тем более, что объяснение аэродинамических качеств посложнее, чем обычная плавучесть в книге о кораблях.
Хорошо, что автор не растекается "мыслию по древу", выбрав для рассказа в книге только самолеты. Первым делом, первым делом - самолеты, ну а девушки, воздушные шары, дирижабли, планера, вертолеты - все это потом, где-нибудь в других книгах по истории воздухоплавания, где подробно освещаются все дороги, которыми бороздили пятый океан. Или теперь уже шестой? Непривычно... (
Опять, как и в книге о кораблях, это пояснение все нарастающей мощности и увеличение скорости летающих машин. От мечты полететь, махая крыльями как птица и от рисунка Леонардо да Винчи
с объяснениями как летает воздушный змей
до первого полета, который, хоть и длился всего 12 секунд, но знаменовал собой открытие новой эры.
Первые "летающие этажерки", рассказы о Жуковском, Блерио, Нестерове, о фигурах высшего пилотажа.
"Русский витязь" в детстве мне казался летающим трамваем )
Как и "Илья Муромец" )
Я особенно признательна автору за упоминание в этой главе пса Шкалика, которого взял с собой в рекордный полет конструктор этой "громадины" Игорь Сикорский.
Цель книги - рассказать об отечественном авиастроении. Названы имена руководителей ведущих КБ. Вот и самолеты их можно увидеть на рисунках - от легкомоторных авиеток до тяжелых машин гражданской и военной авиации.
Понятно, что в таком ознакомительном варианте многого не охватишь, но одной главы мне все же не хватило. Именно потому что книга выпускается в такой популярной серии, которая буквально формирует у сегодняшних детей определенные представления и знания об истории, здесь совсем не лишней была бы глава об отечественных рекордах и перелетах довоенного времени в период стремительного развития авиации - о Чкалове, Громове, Коккинаки, о женском экипаже Гризодубовой. Страна должна знать своих героев, а не только Линдберга. И в главе, посвященной Туполеву, совсем не лишне было бы упомянуть и нарисовать краснокрылый рекордный АНТ-25.
Для рассказа об устройстве военного самолета выбран Ил-2, легендарный штурмовик, прозванный "летающим танком". Это самый массовый боевой самолет за всю историю авиации. Их было выпущено более 36 000.
Сейчас на планете есть два ЛЕТАЮЩИХ экземпляра легендарного штурмовика. Один был восстановлен в 2011 году по заказу американского коллекционера и передан в США.
Второй, поднятый со дна озера под Мурманском, совершил свой первый полет после восстановления в Новосибирске 16 июня 2017 года.
Ну правда же красавец!
В июле 2017 самолет участвовал в летной программе авиасалона МАКС-2017
Чевостик с дядей Кузей после того, как познакомились с работой аэропорта, а также внутренностями аэровокзала и пассажирского лайнера,
как раз отправляются на авиасалон в Жуковском, а я могу им только позавидовать...
Я бы тоже с удовольствием побывала на таком празднике, окунулась бы в эту атмосферу, как когда-то... Хотелось бы опять услышать рев двигателей и околоавиационные разговоры и увидеть как руками изображают фигуры высшего пилотажа, и почувствовать запах бензина, масла и прогретого солнцем дюраля...
Хорошая книга. С удовольствием прочла, придавила свое "мало, мало, хочу еще!". Иллюстрации мне понравились - отличные рисунки! Но вот схемы самолетов в разрезе... Прямо скажем, не Бисти... Надписи со стрелками живут своей жизнью, порой указывая неизвестно на что непонятно где. В целом выборка надписей для обозначения узлов и агрегатов самолета странноватая. Нет самых важных органов управления, но отмечены совершенно незначительные детали. На схеме Ил-2 есть надпись "педали управления рулем направления" и стрелочка, утыкающаяся туда где они должны быть, но не нарисованы, а руль есть, но не подписан. Есть надпись "тяги управления рулем высоты и направления", а тяг управления рулем высоты нет, и руль опять не подписан. Ручку управления тоже не разглядела. За кабиной стрелка находится загадочная "рама", стрелочка от названия которой не показывает ничего.
Зато рама с амортизаторами шасси имеется у самолета Блерио, которая делает его очень узнаваемым, но названа она "Ручным и ножным управлением самолетом". Неожиданно... Что должен думать читающий? Что можно управлять самолетом при помощи шасси? И сиденье пилота переехало прямо на двигатель, тогда как кабина пилота находится у задней кромки крыла, что видно на прекрасном рисунке самолета над Парижем.
Ну и в тексте есть маленькая ошибка или опечатка. В главе про Ил-2 сказано, что рядом с ним сражались самолеты Яковлева Як-2 и Як-9. Самолет Як-2 был признан неудачным, в серию не пошел, тогда как Як-1, Як-3 и Як-7 выпущены количеством от 4 до 8 тысяч каждая из моделей. Двойку легко можно исправить на любую из этих цифр.
Текст книги, как всегда, простой и доступный, делает ее хорошим вариантом для первого знакомства. Даже при хорошем знании темы его интересно читать, радуясь удачно скомпонованному материалу. Несмотря на недочеты, книгой все равно очень довольна. При интересе к теме мои издания уже более серьезны и предназначены для средних школьников. А вот для младшего возраста совсем не лежала душа к переводным книгам, в которых отсутствовали наши самолеты. Ну и подкупает понятный детский диалог.