Три книги по воспитанию детей младшего возраста
отзывыПрочитала я недавно три книжки по воспитанию детей младшего возраста. Осталась под таким сильным впечатлением, что непременно хочу поделиться с вами.
1. "Тридцать миллионов слов" Дана Саскинд
Эта книга о том, как важно разговаривать со своими детьми. В общем-то и все. Это её главная идея. Такая простая, но такая важная! Автор книги - нейрохирург. И поэтому она рассказывает о мозге не с какой-то абстрактной и философской точки зрения, а с очень даже приземленной, практической и научной. Читать безумно интересно. А после прочтения начинаешь общаться со своим ребенком еще больше.
Автор пишет о ряде экспериментов, доказывающих то, что общение с ребенком в первые три года жизни сильнейшим образом влияет на его речь, дальнейшее развитие, на его учебу. Что мозг каждого человека пластичен. И совсем не важно, в какой семье родился ребенок, он может гораздо больше, если с ним общаться, заниматься, отвечать на его вопросы. И для этого не обязательно быть богатыми. В любой семье любящие и заботливые родители могут общаться со своим ребенком, не раздражаться от его вопросов, а всегда пытаться на них ответить. Нельзя ставить клеймо и говорить, что у вашего сына или дочки ничего не получится. Получиться может у всех! Только надо верить в это. Ведь если мозг ребенка будет постоянно слышать то, как кругом твердят, что он не способен на большее, так и будет. И это не просто слова, а целая наука. И автор успешно доказывает, почему так происходит и как можно на это повлиять в лучшую сторону. После её примеров из жизни и научных объяснений мне захотелось развивать не только сына, но и показалось, что и мой мозг еще достаточно пластичен и способен на большее. И я взялась за себя. Покажу ребенку на личном примере то, как важно учиться и работать над собой.
Как говорит автор, есть три этапа, позволяющих общаться с ребенком правильно и продуктивно: настройка, активное общение и развитие диалога. Важно не просто говорить, а понять, что именно интересует маленького исследователя в данный момент, настроиться на его волну, рассказать ему непонятные для него вещи и постараться получить обратную связь и развить диалог. Ведь именно во взаимном общении лучше всего запоминается и усваивается материал.
Писать можно еще много о чем, но все не уместишь. Лучше уж просто прочитать книгу. Мне кажется, многие родители найдут там что-то для себя и смогут сделать новое поколение лучше. Ведь все в наших руках - руках родителей.
2. "Знать или уметь" Роберта Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек
Еще одна книга, которая не оставила меня равнодушной. Её основная мысль в том, что детей необходимо обучать в процессе игры. Ведь именно в игре (причем, лучше групповой) развиваются те самые компетенции, которые будут нужны нашим детям в будущем. Авторы называют их "6С". А именно: общение (communication), сотрудничество (collaboration), критическое мышление (critical thinking), содержание (content), творчество (creativity), уверенность (confidence). В современном мире в школах и университетах внимание уделяется лишь одной из этих 6С - содержанию. В детей пытаются впихнуть кучу теории, которую сложно применить на практике. Да и к тому же, когда наши дети вырастут, большая часть этой информации просто устареет. Для успеха нужно уметь пользоваться полученной информацией, общаться с людьми, работать в команде, мыслить критически, творчески и быть уверенным в себе. И авторы очень подробно рассказывают о том, как развить каждую из этих 6 компетенций в себе и своих детях. Много мыслей авторов данной книги схожи с мыслями автора предыдущей книги. Везде важно общение, игра, диалог, активное взаимодействие и т. д. Еще подход авторов этой книги к обучению напомнил мне очень распространенную в США методику STEM/STEAM (science, technology, engineering, art (появилось не так давно), mathematics). Её смысл как раз в обучении ребенка вышеуказанным дисциплинам, но не по отдельности, а вместе, через игру и проекты. Когда применяется комплексный подход. Когда дети, работая парами или в группах, создают какой-то интересный проект, для выполнения которого используют знания из математики, естественных наук, технологии, инженерно дела и мыслят при этом творчески. Все это помогает им не просто лучше усваивать материал, но и развивает навыки работы в команде, уверенность в себе, сотрудничество и критическое мышление. За методикой STEM/STEAM я слежу давно и постепенно стараюсь применять её в обучении своего ребенка. Поэтому книга "Знать или уметь" оказалась очень для меня близка и интересна. Если вы разделяете такой подход, советую прочитать. И даже если не разделяете, прочитайте, и тогда, возможно, вы передумаете. Кстати, один из авторов книги сотрудничает с корпорацией LEGO. И благодаря этому сотрудничеству возникла такая замечательная программа как LEGO Education, которая помогает детям не просто играть в кубики, но и обучаться по методике STEM/STЕAM, развивая 6 важных компетенций для их успешного будущего.
3. "Эмоциональный интеллект ребенка" Джон Готтман и Джоан Деклер
Эта книга учит нас правильно реагировать на эмоции ребенка, правильно вести себя с ним в такие острые для нас всех моменты. Автор разделяет всех родителей на 4 типа: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся и эмоциональный воспитатель. Он подробно описывает эти типы и рассказывает, как важно стать эмоциональным воспитателем и вырастить из своего ребенка уравновешенную, гармоничную и уверенную в себе личность, способную в будущем легко общаться с другими, выходить из сложных ситуаций и добиваться большего. Говорит, как и предыдущие авторы, о важности общения с ребенком, понимания его эмоций и эмпатии. Он объясняет, почему битье не принесет долгосрочных результатов, а крики и ссоры лишь вырастят еще более неуравновешенного ребенка. В этой книге я нашла для себя как и полезные вещи, так и немного непонятные. Но в целом осталась довольна и теперь стараюсь через общение и эмпатию лучше понять своего ребенка и вместо ругани и наказаний постараться его не просто заставить бездумно слушаться меня, а понимать, почему я запрещаю ту или иную вещь. Конечно, не все получается сразу, но я постепенно вижу результат и поэтому буду следовать многим советам из этой книги и дальше. Надеюсь, мои старания оправдаются.
Против редактирования
Nastik
Спасибо за обзор, читала третью книгу, очень понравилась. Пойду покупать первые 2))
05.04.2018
Ответить
Arina
Третья немного отличается от первых двух. Но понравились они мне все.
Я думаю, для начала можно прочитать первую книгу. Она подходит тем, у кого совсем малыши, которые вот-вот родились. А вторая уже нужна тем, у кого детки чуть подросли, чтобы с ними можно было заниматься и играть.
Вообще, авторы у этих книг разные, но их мысли схожи и как бы дополняют друг друга. Когда читаешь одну книгу, вдохновляешься и веришь авторам, но когда читаешь несколько книг, подтверждающих теории друг друга, ещё сильнее убеждаешься в правоте авторов и начинаешь смотреть на образование, на общение с ребёнком и его воспитание совершенно иначе. Я рада, что прочитала эти книги. И рада, что, так вышло, читала я их одну за другой без перерыва. Усвоила все сразу одним махом. Теперь горю желанием найти ещё подобные книги, ведь они так сильно вдохновляют!
05.04.2018
Ответить