Как подготовить детей к взрослой жизни? Отпустите их.
Страницы психологииОказывается, чтобы отпустить ребенка в 16 лет гулять надолго, надо в 3 года перестать ловить его на горке.
Следующие 10 лет я, наверное, каждый год буду перечитывать эту книгу. Не потому что она «кладезь» полезности, а потому что основные ее мысли стоит помнить всегда.
Читаю. Меня потрясло всплывшее воспоминание: мы с подругой в 17 лет стоим возле кабинета в институте, где принимают документы на вступительные экзамены и за нами стала девочка с мамой. Мама все вертится, все выясняет, а девочка стоит и молчит в своем строгом костюме. Мы тогда не поступили, но сами дальше пробили дорогу себе и вполне успешную. Мы еще долго смеялись над той НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ девочкой, а сейчас, читая, я вдруг поняла, что я стала ее мамой.
Мой муж преподает в ВУЗе. Он говорит, что сейчас абитуриенты приходят почти все с родителями. И я не удивлена, они же дети…
Вот это и есть пример того, что мы не можем отпустить детей. Они уже взрослые, а мы идем в ВУЗ узнать, когда экзамены, вдруг дите ошибется.
Книга про родителей и детей, про их жизнь. Да, книга страшно оторвана от нашей жизни, но в ней тем не менее есть масса полезных наблюдений и интересных советов. Ситуации, описанные в книге, для меня полный маразм и сложно поверить, что в Америке так: тотальное отсутствие самостоятельности у детей и в 10, и в 15, и в 18 лет; все проблемы решают родители в любом возрасте; много примеров, что родители даже на собеседование при трудоустройстве взрослых «детей» ходят. А я с этим уже и у нас столкнулась, проводила кастинг моделей, были парочка пришедших с мамами.
Читая про американскую гиперопеку детей, сначала думаешь, что это бред, а потом вдруг вспоминаешь свои примеры. То есть получается как бы взгляд в будущее, которого стоит избежать.
Самые удивительные наблюдения в книге для меня, это, например, что отстранение от домашней работы («ведь он так устает в школе, да и самой проще хорошо сделать» и др. причины) приводят к тому, что у него не формируется рабочая этика. Убираться потом ребенок все же научится, а вот включиться в работу коллектива будет сложно. Это кажется абсурдным, но будучи руководителем отдела, я имела возможность поработать с сотрудниками, которым 20-22 года. Мне сложно в двух предложениях сейчас изложить где тут связь, но с книге картинка у меня сложилась и все доводы показались логичными.
Вот еще мысль из книги: уже взрослые люди могут быть уязвимы, так как привыкли, что их хвалят и оценивают только за победы, а не за личные качества. «Формируйте в детях стойкость, показывая, что мы гордимся не оценками, баллами и призами, а их личными качествами.»
Ведь хвалить можно по-разному: «Я горжусь тобой, ты победил в соревновании!» или «Я горжусь тобой: твое упорство и старания привели к победе в соревновании!».
Много в книге про отношение детей и взрослых к выбору учебных заведений, к учебе, к подготовке к тестам (у них есть аналог нашего ЕГЭ), к учебным перегрузкам.
Вся книга напоминает диссертацию (есть и список источников). Автор собрала информацию из 250 источников, переработала ее и изложила в книге только самое важное, разбавив своими опытом и знаниями. Автор не психолог, но она много лет проработала со студентами в Стенфорде, то есть видела новые поколения «вживую». Ну и конечно опыт воспитания своих детей.
Эта книга не учебник по воспитанию, но большой источник мыслей и поводов задуматься.
Самый большой недостаток книги это затянутость. Автор как-то слишком сильно объясняет каждую свою мысль, каждый вывод или совет. Хотя кому-то это будет полезным.
Приятного вечера!