Страна Нечиталия
Обучение чтению
В этой книге все как я НЕ люблю - и пухлая обложка, и шрифт - что величина, что конфигурация, и расположение текста - зачем-то посреди иллюстраций в два столбика на белых заплатках. И иллюстрации и художественные достоинства текста - совсем не образцы. И сюжет довольно банален. И стихи в ней далеки от высот поэтического творчества - просто рифмовки.
Единственное, что в книге понравилось - это форзац и нахзац, они такие же как в Мартине, Малыше и Говорящей Книге,
только без мышей. Правда похоже?
Но если мне так все не нравится, резонно спросить - зачем же я тогда ее купила?
Я долго думала перед покупкой, глядя на развороты. Книга была довольно дорогой и при этом мне не нравилась. Но взяла. Потому что в повествовательной форме она рассказывала о буквах и процессе обучения чтению. А после Али и Кляксича и Азбуки Горбушина нам нужна была как раз такая книга. У нас была одна подобная - Букварёнкина школа Георгия Юдина, но в ней главные герои - опять мишки и мышки.
Мышами я на тот момент была сыта по горло. Все эти мыши-маламыши, мики и мимики у меня уже в печенках сидели. Я даже вспомнила рассказ Сереги, как начитавшись Фарли Моуэта (Не кричи: "Волки!") он готовил себе мыша по его рецепту... Мышей мой мозг уже не переваривал, я переела их, приготовленных по всем рецептам и под всеми соусами.
Я решила купить книгу про мальчика Андрюшу и других детей, потому как то, что мне читать интересней, лучше воспринимается и детьми. И про мой бзик на книгах о детях я уже много раз упоминала.
Соня давно знала все буквы, Родион многие, но соединить их в слог у них не получалось, мычали, блеяли, мЭкали, бЭкали. Правда Соня складывала слова из трех-четырех букв, а вот читать не выходило. С Максимом была отдельная песня. Он знал две буквы - М и О. Не знать "свою" букву считалось верхом невежественности даже у него. Не запомнить "посмотри на колесо и увидишь букву О" тоже было невозможно при пламенной любви к машинам и мотоциклам. Все остальное свистело мимо. Все лето мы толклись на одном и том же месте. Все наши с ним не более чем 5-минутные уроки заканчивались одной и той же моей реакцией, как нельзя лучше отрисованной в известном всем мультфильме - смотреть на папу Малыша с 16.20 секунды
Летом заниматься некогда - после завтрака идем гулять, потом дети играют, а я готовлю обед, обедаем и спать. Если, пока я готовлю, Макс успевал достать всех и каждого в комнате, я рявкала с кухни, чтоб шел ко мне. Он приходил, залезал на стул, брал в руки снятые с холодильника буквы М и А, складывал, читал МА, АМ. Я давала букву О, читал - МО, ОМ.
Даю У, спрашивает:
- Это какая буква?
- У.
Складывает МУ, УМ, читает.
Опять даю букву А.
Он поднимает на меня чистые прозрачные глаза и спрашивает:
- А это какая буква?
Смотрим мультфильм с 16 минуты...
Сколько бы мы ни крутили в руках буквы, ни тыкали пальцем в плакат или книги, он помнил только М и О. При этом, не зная букв, он прекрасно уловил механизм их слияния, но читать не мог... потому что... см. выше
После отпуска выяснилось, что Соня начала читать слоги и коротенькие простые слова. Без особого интереса и рвения, но могла. Прилепила ей на спинку дивана листок с написанным на нем
М МА МАК
Р РА РАК
С СА САД
Листок болтался больше недели, читать ей было неохота. Но тут вдруг прорвало Родиона. После недолгого мычания у него получилось слить согласную с гласной. Стал изъявлять желание читать слоги. После того, как поцеловала его в макушку, загорелся еще больше. Читал столбики слогов и слов в букваре, следил, напоминал, чтоб меняла ему прочитанные бумажки у постели. Соня тоже стала читать, тем более, что читала она гораздо лучше Родиона и одолевала не только слова, но и короткие предложения.
А уж как он радовался, когда прочитал Я ПОЮ, Я ЕМ СУП, Я ИДУ В САД!
У Максима над постелью на всякий случай тоже висел листок со слогами
Именно в это время мы и стали читать книгу.
Сюжет там такой, что живший когда-то давно маленький волшебник не хотел учиться и заколдовал всех родителей, чтобы они отстали от детей, школы провалились под землю, а запуганные волшебником буквы разбежались и попрятались. Страна стала называться Нечиталией и никто там не учился в школах - рай земной, правда? ))
И только одна старушка почему-то не заколдовалась, читала сказки своему внуку и он по уцелевшей у них книге тоже научился читать. А когда при строительстве дома неграмотные строители экскаватором раскопали провалившуюся под землю библиотеку, обрадованный Андрюша стал читать книги вслух. Все дети тоже загорелись желанием научиться читать и Андрюша пообещал их научить, но тут буквы вспомнили угрозы маленького волшебника и разбежались из всех книг. А дети отправились их искать, опознавать, расколдовывать и записывать в тетрадку.
Вот он этот маленький волшебник-лентяй
А вот и библиотека
И умеющий читать Андрюша, про которого все люди подумали, что он волшебник
А это отправившиеся с Андрюшей на розыски букв и нашедшие букву У дети
Читали мы книгу долго. В день по одной-две главы, с перерывами на выходные. Я от неё устала, мне хотелось "сменить пластинку" и почитать что-то другое, но дети не утрачивали интерес, охотно учили далекие от совершенства стихи, повторяли буквы, придумывали на нужные звуки слова, но самое главное - ЧИТАЛИ попадающиеся на пути чтения СЛОГИ, а затем СЛОВА!
В комплекте с книгой шла брошюрка с крупно написанными буквами, слогами и словами, встречающимися в тексте,
но мы без конца ее теряли в самый нужный момент, и дети с радостью, не отказываясь, читали все прямо на страницах, несмотря на мелкий шрифт.
Никому не хотелось отвлекаться на поиски этой брошюрки, которая вот только вчера была тут, а теперь не находится в ближайшей стопке.
И вместе с Соней и Родионом стал читать Максим!
-Я! Я! - кричали дети, увидев синие буквы в тексте, и читали наперебой.
- Я прочел что у меня написано! - сказал однажды Максим, укладываясь спать, и действительно прочел мне эти ГА, ГО, КО, и прочее.
Они с удовольствием обводили буквы фломастерами на ламинированном плакате и стирали написанное тряпкой.
Пока мы мусолили книгу Максим запомнил кое-какие буквы, догнал Родиона в технике чтения и поскакал дальше.
Всех очень вдохновила последняя страница Они действительно поверили, что все молодцы и все умеют читать!
И мы быстренько все вместе прочитали книги про Тяфа, Жили-были и Вот мы какие!
Скажете, что в них нечего читать? Ха-ха, зато это же книги! А не столбики слов в нудном букваре... И каждый прочел целых три!
После которых и наступило время настоящих книг!
Так что Страна Нечиталия нам ОЧЕНЬ помогла без всяких напрягов, конфликтов, уговоров и заигрываний проскочить самую трудную фазу начального чтения.
К книге еще прилагался диск, который не помню куда делся. Во-первых, у меня на ноуте давно не работает DVD-RW, во-вторых, предлагаемая на нем песенка алфавита - это такая песТня с рифмами "Е,Ё - легко", "ты - три", не прослушав которую мы ничего не потеряем, а скорее приобретем. Я не хочу приучать детей к мысли, что рифмы типа "кеды-полукеды" - это нормально и приемлемо.
И спешу вас обрадовать. Эта такая несуразная и неудобная для детей книга с так раздражающими меня бликующими разноцветными мелованными страницами уже закончилась.
НО появилось переиздание, в котором учтены все ошибки первого. В новой книге - обычный, привычно расположенный стандартными строчками, текст, набранный комфортным и довольно крупным шрифтом на белых офсетных страницах. В книге иллюстрации другого художника - С.Макрушиной, более светлые и не такие насыщенные.
И именно поэтому и был написан этот пост.
Читать стоит после Али и Кляксича.
НО!
Не ждите, что ваш знающий буквы ребенок сразу зачитает, если, вдохновясь моим рассказом, вы купите книгу и с места в карьер броситесь читать. Год назад ситуация у нас была та же самая - Соня знала все буквы, Родион - порядочное количество, а Максим - две. НО если бы мы прочли книгу год назад, это была бы просто сказка про буквы и все. Такая же, как Аля и Кляксич. Читать никто бы не начал. Потому что к чтению дети были не готовы. Не созрели структуры мозга. Книгу надо читать тогда и ТОЛЬКО ТОГДА, когда ваш ребенок через пень-колоду сам прочтет хотя бы 2-3 слога. Вот тут самое время не завлекать или насиловать его букварем, а просто читать сказку.
Всем спасибо!
***************************************
Об обучении чтению - О чтении, буквах и букварях
Еще о чтении - Читаем после азбуки
В.Волина - Праздник букваря
Как мы читали после Нечиталии
И СНОВА О БУКВАРЯХ И СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ