Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда!
дошкольникамПока зима не кончилась надо писать пост о книге про Северный Полюс.
Думаете это книга про полярников?
Неееет. Это книга про зверей, которые, как утверждает автор - Наталья Чуб, живут на северном полюсе.
Про медвежонка Андрейку, полярную сову Люсю, олененка Сеню, зайца Коську, пингвиненка Пашку. Да-да, и пингвиненок не зачеркнут, все правильно. А еще про кита, но у него имени нет, он просто Большой Кит.
Книга называется Азбука дружбы, как вы уже прочитали
Какими-то особыми психологическими глубинами произведение не блещет, несмотря на то, что написано психологом, но сказка длинная, интересная (для детей) и отлично изданная.
Красивые нежные, очень детские иллюстрации на каждой странице. В повествование-путешествие вплетены сказочка про северное сияние и песенки каждого из персонажей. А сюжет очень простой, понятный малышам.
Жил-был белый медвежонок по имени Андрейка,
которого папа с мамой учили всему - ходить по тундре, запоминать запахи, распознавать звериные следы, прятаться в снегу,
плавать, нырять и ловить рыбу.
Андрейка рос, учился, но скучал... и очень хотел найти себе друзей, поэтому и отправился на их поиски. Познакомился по дороге с совой Люсей, которая из чисто женского любопытства решила пойти вместе с ним.
А потом они спасли олененка - взяли быка за рога его за рожки и вытащили из расщелины.
И стали они путешествовать втроем, потому что олененку дедушка тоже рассказывал про друзей.
Решили они дойти до побережья Северного Ледовитого океана,
потому что именно там, наверняка, и водятся друзья или те, кто про них что-нибудь знает.
И как раз на побережье принесло воздушный шар, угнанный невоспитанным хвастуном - пингвиненком Пашкой у полярников Антарктиды.
Пашка со всеми познакомился, сожрал предложенную ему рыбу и немедленно перевоспитался (не иначе как там случайно золотая рыбка попалась).
Дальше путешественники встречали всяких разных (даже таежных) животных, соболя, например, живущего исключительно в тайге и питающегося белками и глухарями с тетеревами. Что соболь делал на побережье ведомо только автору, видимо спутавшему его с горностаем.
Про друзей никто ничего не знал, но зато сообщили, что все знает Большой Кит. Вот к нему-то и надо идти. И пошли...
А Большой Кит, который жил НА БЕРЕГУ Северного Ледовитого океана (кит, конечно, не рыба, а млекопитающее, но вот жить на берегу все равно никак не может - все же не морж и не тюлень)
рассказал юным путешественникам какими должны быть друзья.
Все тут же все поняли, обрадовались и попросили Кита отвезти Пашку домой.
И потом писали друг другу письма
Очень интересное чтение для детей, начавших или только начинающих слушать длинную прозу. Линейный сюжет развивается на всем протяжении книги, но поскольку он очень прост, даже при чтении по главам за ним несложно следить. В середину повествования введена параллель, но только однажды, и это не сбивает и не путает даже малышей.
Иллюстрации крупные и приятные, отлично дополняют текст. Это не книжка-картинка и иллюстрации здесь - именно дополнение.
Мне кажется, что эта книга - одна из тех, с которых нужно начинать чтение книг приличного объема. Мы несколько раз читали книгу с детьми возраста от 2,5 до 6 лет и всем она нравилась и была понятна. Очень-очень рекомендую!
А теперь о ложках дегтя, хотя я уже каплями роняла его там и сям...
Молчать не могу. Потому что, несмотря на рекомендации, очень хочется плЮваться по нескольким адресам сразу - как в автора, так и в издателей. Нет-нет, чисто технические параметры на высоте, книга очень качественная - переплет, меловка, печать, крупный четкий шрифт с буквой ё - все, как в лучших домах. Все плевки - исключительно в интеллектуальную сторону.
Первая, самая главная претензия - при чем здесь полюса? Что Северный, что Южный? Если медведи иногда забредают в район полюса, не иначе сдуру или вслед за ледоколами, то пингвины к полюсу не ходят, и уж, тем более, там не живут. Холодно там и есть нечего.
Из Википедии: На Северном полюсе полярный день продолжается около 186 суток и 10 часов, приблизительно с 18 марта по 26 сентября, но фактически, вследствие рефракции света, день продолжается около 193 суток. Полярная ночь продолжается 178 суток и 14 часов, но фактически, вследствие той же рефракции света, - около 172 суток.
Хотя полярная ночь продолжается 176 суток, но время, когда нельзя заметить никакого признака солнечного света в любой точке неба, длится менее 3 месяцев, меньше половины того времени, когда солнце находится под горизонтом.
Ну скажите мне зачем детям врать про полярную ночь, длящуюся почти весь год? Наверно, автор перепутала ночь с зимой...
И после этого начинается описание путешествия по тундре к берегам Ледовитого океана...
То есть автор считает, что слова Крайний Север, Северный полярный круг, Заполярье детям непонятны и недоступны для понимания, а вот с полюсом все сразу ясно? Причем, эту подмену понятий - вместо Арктики и Антарктики для детей употребляют Северный полюс-Южный полюс, я замечаю давно. Бесит! Тем более, что эта книга заявлена как Энциклопедия для маленьких вундеркиндов! Ни больше, ни меньше! Ладно бы она еще позиционировалась как терапевтическая сказочка, что на самом деле и есть, правда, тоже не без ряда претензий, но, извините, тут - "со свиным рылом да в калашный ряд".
Я не умничаю, не выискиваю придирки лишь бы придраться, я просто помню из своего детсадовского детства, что в Заполярье, на Крайнем Севере ночь и день длятся по полгода, а весна и лето - всего два месяца, и что полюс - это точка в океане среди льда, в которую воткнут шест с красным флагом.
Тема освоения полярных широт была очень популярна и широко освещалась в детской литературе. Доказательств этому у меня было мало, просто детские воспоминания - рассказы в журналах, картинки, не удивлявшие нас привычные и понятные "северные" слова - чум, яранга, оленевод, каюр, нарты, упряжка, малица, кухлянка, торбаса. Нам писали просто и без сюсюканья, с уверенностью в том, что мы все поймем. И понимали. И помним до сих пор. Про полярные день и ночь, про тундру, про короткое лето в тундре, про деревья по колено, про ягель, который олени выкапывают копытами из-под снега, про сов, охотящихся на леммингов, про то, как дети, привезенные в интернаты учиться в школе, боялись спать на кровати и спали на полу...
Вот примеры советских детских изданий:
Книга адресована обычным дошкольникам, не претендующим на звание вундеркиндов, но все названо своими именами в полной уверенности, что все поймется правильно.
Страничка с предисловием к северным сказкам "Трусливый олень" - тоже для дошкольного возраста
Посмотрите как понятно рассказывается о географическом положении Лапландии. Пересказ сказки Топелиуса Сампо-лопаренок А.Любарской
И еще страницы из разных книг
А уж как порадовал меня при получении Архив Мурзилки! Уже два года радуюсь!!! Видимыми и осязаемыми стали все мои "раньше было не так"
Тогда, если писали "полюс", то нас никто не обманывал и речь шла конкретно о полюсе
А сейчас, видимо, пример берут с западных книжек, где все валят в одну кучу - Антарктиду с пингвинами и эскимосские иглу с медведями
Печально это. Тем более, что деготь не весь. Есть еще пара, если не ложек, то капель
На картинке перед нами чум. А в тексте мы читаем про юрту - жилище тюркских кочевников. На севере подобное жилье называлось ярангой
И если раньше дети знали это без всяких интернетов, потому что им об этом грамотно и просто сообщали разные источники информации, то что мешает автору получше изучить тему, о которой пишешь? Ведь весь справочный материал под рукой! Даже в библиотеку идти не надо!
Почему раньше очень простые и внятные слова находились у разных авторов - Бианки, Сладкова, Снегирева, Пришвина, Скребицкого, Чаплиной? А теперь авторы и редакторы относятся к ним настолько наплевательски, что в "энциклопедии" стало возможным появление нелитературных диалектизмов - СКУЧАЛ ЗА НИМИ!!! У нас в деревне в школьных сочинениях такие выражения жирно подчеркивались красным и разбирались потом на уроке!
НО!
НО!
НО!
Несмотря на разгромную половину моего поста, о которой очень хотелось бы узнать, что она прочитана и принята к сведению авторами, редакторами и корректорами, так как НЕЛЬЗЯ писать для детей с такими ошибками, я опять скажу, что книгу РЕКОМЕНДУЮ.
Если вы прочли все мои ядовитые высказывания, вы сможете заранее вооружиться и вовремя ребенку все правильно объяснить и рассказать, показать на карте, привыкнуть к названиям Северный полярный круг, Крайний Север, Арктика, Южный полярный круг, Антарктика, Антарктида и т.д.
Очень хорошо, если книгу прочитали бы младшим братьям и сестрам старшие дети, если предварительно вы объясните старшему, что ему нужно найти все ошибки, и поиск их можно превратить в азартную игру - и навыки поиска информации натренируются и самооценку это здорово поднимает, и ответственности за публично сказанное учит.
И такая красивая книга поможет малышам узнать и понять "почему к себе так манит, так зовет полярный круг" )))
В каком возрасте читать? Мы начинали читать с детьми около трех лет, читали и со старшими перед самой школой. Я видела в отзывах на Лабиринте фразы, что после пяти книга детям уже неинтересна... Я не знаю, может, мне дети все время такие дефективные попадаются, но им интересно! )) И все они хорошо учатся в школе ) Очень мало книг, которые у нас "не идут" )))
****************
Книги, использованные при написании поста
Поскольку тема Севера этой книгой не исчерпывается, то продолжение следует )
Р.S. Подборки книг о севере:
Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда!
На далеком севере бродит рыба-кит...