Коршунята с мамой читают - 1
дневник читателяЗахотелось мне побаловаться ведением читательского дневника. Я хочу писать посты раз в неделю-две. И вот то, чего я не буду при написании этих постов делать:
- Фотографировать стопки прочитанных книг. Вы же поверите мне на слово,что из книг можно сделать башню, да? ) Впрочем, уверяю вас, что и разложить их тоже можно. И я даже могу сделать коллаж. Но не хочу.
- Употреблять слов "мне нравится", "иллюстрации замечательные", " хорошая книга". Во-первых, почти все, что мы читаем - это хорошие книги с замечательными иллюстрациями, которыми мне нравятся. А во-вторых, откуда я знаю, насколько иллюстрации замечательны, а книги хороши? Я не объективна.
- Выкладывать миллион фотографий разворотов. Я из-за этого боюсь даже посты в сообществе "Детские книги" открывать. Хочу почитать чью-то рецензию, мнение, мысли, а там куча фоток с подписями "иллюстрации замечательные" и "мне нравится".
А писать я буду про то, как мы читаем книги. Что мы думаем, как рисуем по мотивам, что запоминаем, а что забываем, как страшный сон.
А теперь пора познакомиться с нами тем, кто не читает мой дневник. И рассказать о книгах, прочитанных на прошедшей неделе. )
Меня зовут Мария. В отпуске по уходе за своими детьми я уже больше 8 лет. Проф. деформация присутствует, что в основном выражается в страстном ведении блога. Супруг называет "блогоманкой" и очень меня любит. Потому что если меня не любить, жить со мной невозможно ) Читать люблю, правда мои дети не поддерживаю меня в этом. И действительно, зачем читать скучные книжки без картинок, когда есть такие интересные с картинками? Мам, лучше почитай нам, а?
Мои детки-коршунята - это Андрей, Лев, Марк.
Андрей первоклассник. Читать сам не любит, потому как это тяжело. Но книги обожает. Любимые - Маленький принц, Хоббит, Волшебник страны Оз. (Я это прочитала. Вслух, да!).
Пятилетний, уже почти шестилетний Лев, предпочитает слушать что-то более приземленное. В машине по дороге послушать аудиоэнцилопедию с Чивостиком, дома поразглядывать какую-нибудь книжку-гляделку, вечером пошалить с "Живой книгой" Эрве Тюлле, а на десерт послушать очередную сказу про крольчикосов папы Онестуса.
Двухлетний Марк не тратит свое время зря. Он не будет слушать и смотреть книги, которые ему не нравятся. Его выбор книг интересен сам по себе. Это интересное лонг-итюдное наблюдение, ведь я не навязываюсь с книгами и не стремлюсь "воспитать любовь к чтению", а просто следую за детскими желаниями и стремлениями.
----------
Прошедшая неделя не была насыщенная с точки зрения книгочтения. Первый пост в стиле "читательский дневник" должен был поразить обилием книг, создав впечатление о нас, как о книгоманах. Но увы. Так бывает, что за всю неделю только лишь вечерок-другой выделяется под книги, настолько насыщенные дни бывают.
1. Морис Плэджер "Полосатик". Издательство PROFF-PRESS.
Выбор Марка в библиотеке. Это книжка про барсука Полосатика, который ищет своего друга. Путем перебора он таки его находит. Все счастливы.
Читая эту книгу, я вдруг поняла, что вот она - деградация в декрете. Я знаю, с кем там дружат Полосатик и Медведик, и какие отношения у Тюрлютуту с Тюрлютутуточкой, однако сейчас сходу не напишу формулу сложного процента. А ведь дипломированный экономист!
Отвлеченные мысли появлялись, поскольку книга ничем не примечательная, скучна, иллюстрации простенькие, да еще и с блестками (книги с блестками, как и кофточки с пайетками, бывают невероятно хороши, но в большинство случаев это, конечно, дурной вкус). Однако она так нравилась Марку, что прочитали мы ее десятки раз!
По-че-му? Почему она так понравилась нашему младшенькому? Я, кажется, догадалась. И действительно, книги с таким признаком идут на ура у детей младшего возраста. В этом Полосатике этот признак тоже есть, несмотря на простоту книжечки.
Это повторяемость, цикличность текста и сюжета. Узнавание - вот то, что любят дети.
Так и здесь, с каждый страницей этот Полосатик находит какое-то существо, но не своего друга. Потому все эти животные, птицы и рыбы кочуют со страницы на страницу. И с каждой новой страницей ребенок снова видит сюжет. Это нравится Марку!
(В скобках. Полосатика сдадим в библиотеку, но надо Марку показать
Вторая книга недели у Марку, по сути, с той же зацепкой. Но гораздо более интересная!
Эта книга живет в нашем книжном шкафу, довольно регулярно читается и любима всеми коршунятами.
Но если для старших это просто милый, добрый и небольшой рассказик с картинками про то, как служащий зоопарка заболел и его пришли навестить животные, то для Маркуши - целая история!
Кстати, именно при чтении этой книжки стало понятно, что наконец-то (в 2 с половиной года!) Марк стал воспринимать текст в принципе. Раньше я тоже читала, но это было для сына неважно. Он мог запросто перелистнуть страницу на половине слова. А вот текст про Дядю Амоса он уже слушал. И хорошо, что его совсем не много.
На фото даже страница вообще без текста. Но именно ее Марк любит рассматривать особенно.
Во-первых, опять же повторение и узнавание. Сюжет таков, что проходят повторяющиеся действия. Например, как Дядя Амос едет на работу на автобусе номер пять, и животные едут на автобусе. И это на каждой странице. По сути если в первой половине книги, дядя Амос ухаживает за животными, то во второй, когда он уже заболел, животные так же ухаживают за ним. Эти параллели интересны и очень нравятся детям.
А во-вторых, герои книги. "Сон" - с удовольствием показывает пальчиком на слона Марк. Но больше всего он любит наблюдать за шариком - "Арих!". (Хотя про шарик к тексте не слова, эта сюжетная линия только в иллюстрациях. Очень тонко и красиво получилось!).
Вот именно такие книжки для младшего возраста хороши! Не хочется писать банальность "развивать чувство вкуса", но в сравнении с компьютерно-мультяшными иллюстрациями какая разница, да?
3. Том Шамп "Отто в городе". Издательство МИФ.
А вот эта книга из серии "Марк читает сам". В смысле рассматривает сам. Книжки-гляделки обычно позиционируются, как способ фантазировать и разговаривать с ребенком по сюжетам. Это прекрасно! Но хочу признаться, я не люблю такие вот совместные разговоры. Получается примерно так:
- Да, это машинка. А это жираф. Они едут. А это …
Если мне это не нравится, то не делаю это (в ту же степь, например, и совместные поделки с детьми. Я - пас). Книжки-гляделки в нашем доме предназначены для самостоятельного проведения досуга. Без мамы.
"Отто в городе" Маркуша увидел в лавке при музее современного искусства Гараж еще в начале лета. Ему ТАК понравился этот "мяу" (он же Отто), то не купить было невозможно.
В такой позе наблюдателя он с книжкой сидит минут 15-20. Это много для непоседы нашего!
Книжка еще любопытна тем, что ее можно читать по кругу. Досмотреть до конца, перевернуть и поехать в обратный путь. А можно рассматривать вдвоем с разных сторон.
В общем, вкус (опять мы к этому возвращаемся!) у моего сына хороший. )
Впрочем, книжки виммельбухи (это как раз те самые гляделки) обязательны в библиотеке юного читателя.
Но поры бы уже подключить к чтению и старших )
4. Арно Руа, Элен Райцак "Анималия". Издательство Clever.
Наряду с виммельбухами, украшением домашней библиотеки будут книги-панорамы. Правда вот конкретно эту книгу мы, как ни странно, взяли в библиотеке. А это говорит о том, что сейчас в библиотеках действительно можно взять современные и дорогие книжки. Ура!
Объемные рисунки леса, саванны, гор или зимней Арктики завораживают детей. Некоторых особо шустрых так завораживают, что приходилось бдить, дабы книга не пострадала (да-да, книги-панорамы - первые в списках жертв юных книжных вандалов).
Но давайте-ка я немного посетую о том, что не нравится моим детям. На примере этой книги очень показательно.
Энциклопедия. Я не знаю, почему столь огромной популярностью у детей дошкольного (и даже младшего школьного) возраста пользуются энциклопедии. Да, когда дети уже начнут свободно читать сами, энциклопедии могут быть любопытными. Но в качестве книг "для чтения детям"? Секрет и загадка. А поэтому столь странен сегмент книг, по содержанию и иллюстрациям которые для малышей, а по подаче материала для школьников.
Вот давайте пример с Анималией. Дети рассматривает саванну, я читаю такой текст:
"Высокие травы саванны с разбросанными тут и там кустарниками, деревьями акации и баобабами таят в себе немало секретов. Бескрайние зеленые степи с сочными травами то и дело сменяются высушенными солнцем перелестками ...
В саванне всегда тепло, однако относительно короткий сезон дождей сменяется здесь более продолжительным периодом засухи, который длится от 7 до 10 месяцев в году …"
Знаете, что слышат дети? Бла-бла-бла-бу-бу-бу … То есть ничего или почти ничего. Вряд ли дошкольник не запомнит, что засуха длится от 7 до 10 месяцев в году.
В общем, энциклопедическая подача материала в книгах для дошкольников мне не нравится. А вам? Интересно было бы поговорить об этом в комментариях.
5. Александр Ткаченко. "Вот ты какой, Северный Олень". Издательство Фома, серия Настя и Никита.
А эта книга у нас идет в качестве подготовки к новогоднему путешествию на крайний север (сами не верю, что решилась!).
Опять же энциклопедия. Да, прочитали. Да, поговорили об оленях. И даже порисовали. Но потом Андрей, мой старший восьмилетний сын, говорит:
- Мам, ну давай теперь не энцилопедии! Может сказки?
Сейчас читаем сказки северных народов.
6. Пия Линденбаум "Гиттан и серые волки". Издательство Самокат.
Это самая неоднозначная книжка за неделю! Я совсем не помню, откуда она у нас появилась. Кто-то где-то подарил.
Что я могу сказать? Это … хммм … необычная книжка ) Она очень нравится детям, вот все трое просто обожают ее, хихикают во время чтения и радуются.
А я не знаю. Я очень уважаю Самокат, они бы не стали издавать плохую книгу. Да и коршунята просто в восторге. Эта книга-прикол. Про страхи, лидерство, дружбу. Нет, у меня слишком костное мышление понять, почему эта книга крутая! Но почему-то я верю, что скорее я что-то недопонимаю, чем мои дети чем-то увлеченны странным. Они постоянно просят еще раз прочитать им про эту девочку Гиттан, которая потерялась во время прогулки с детским садом, а после подружилась с волками.
Позвольте фото страницы и цитату?
"- Может, поиграем во что-нибудь другое, - жалобно просят волки, - не такое опасное?
- В волка и цыплят! - кричит Гиттан. - Отличная игра. Я буду волком, а вы - цыплятами.
Гиттан объясняет и объясняет.
Но правила слишком сложные. Волкам не по зубам. Они изображают цыплят, как могут, беспомощно валяется на спину, задрав лапы, и не шевелятся.
- Ну ладно, давайте не будем, - говорит Гиттан. - Тогда сами решайте."
А может быть секрет в том, что эта книжка проникает в сердце ребенку. Гиттан боялась всего (собаки, высоты), но вдруг, в страшном лесу, одна, девочка начинает дружить со страшными волками? Таблетка от страха для детей?
7. Р. Кальдекотт "Все кувырком". Переводчик Г. Кружков. Издательство Лабиринт Пресс.
Книжка, стилизованная под издание 19 века, с иллюстрациями Кальдекотта - родоночальника детской книжной иллюстрации.
Очень на любителя детской литературы. Фанатам понравится, и книжка будет гордостью библиотеки (конечно, тем, у кого нет возможностей покупать реальный антиквариат. У меня нет. И такие издания - это находка!).
Книжка очаровательна! Вот действительно очаровывает и картинками, и английскими песенками. Моим современным детям эти стишки тоже кажутся любопытными и актуальными. А иначе стали бы они просит перечитать снова и снова?
Особенно вот эти приговорки типа "флиппети, флиппети, гоп!" хороши.
Маркина любимая страница из вот этой стихотворения-шутки (правда сама шутку пришлось детям объяснять).
Эй, кошка и скрипка!
Пляши, да не шибко!
Щенок на березе заржал.
Корова подпрыгнула
Выше луны! -
И с ложкой подносик сбежал.
А в "Пошел лягушонок невесту искать" загадка, над которой мы уже долго спорим с семьей. Кто такой мистер Кроули? Я только знаю товарищей из аббатства Даунтон.
Дети и мой супруг считают, что это лягушонок. Их довод из первого абзаца стихотворения:
Пошел лягушонок невесту искать,
Ну-ну, мистер Кроули!
Хоть мама его не хотела пускать.
Петрушка, и кружка, и фунт ветчины!
- О-хо! - сказал мистер Кроули.
Но эти слова про мистера Кроули - приговорка, она в каждом абзаце. Вот, как на фото разворота, например.
Вот к дому подходят, стучат у дверей,
Ну-ну, мистер Кроули!
- Хозяева дома? Откройте скорей!
Петрушка, и кружка, и фунт ветчины!
- О-хо! - сказал мистер Кроули.
Я думаю, что мистер Кроули - это некий слушатель истории. Особенно с учетом того, что в иллюстрациях есть люди, семья. И эти приговорки считаю с той эмоцией, которую подразумевает абзац - радость, сомнение, тревогу, печаль (лягушонка съела кошка там).
Андрей же, добавлю, в восторге от выражения "Петрушка, и кружка, и фунт ветчины!". Повторяет с такой эмоцией, что звучит посильнее Д'Артаньяновского "Тысяча чертей!". И уж точно получше стандартного "блин".
Уффф. А я за неделю из "взрослых" книг прочитала только Маша Трауб "Дневник мамы первоклассника". Занятное и легкое чтиво. Вряд ли есть смысл покупать бумажное издание, достаточно и в электронном виде.
Ваши комментарии?
Какие книги понравились в этом обзоре?
Что вы думаете про энциклопедии для дошкольников?
И кто такой, все таки, этот мистер Кроули?