Дневник читателя. Март 2015 (Алиске 2 года и 1 месяц)
дневник читателяУж апрель-звенит-капель, а я всё с мартовским дневником ковыряюс. В марте читали довольно много, но по своей задумке выкладываю только новые книги, которые мы прочитали впервые. И не просто прочитали, а не раз и с удовольствием! Ну и это.. как-то не очень кратко у меня на этот раз получилось :)
В этом месяце мы, по своему обыкновению, продолжили ударять по Чуковскому. На этот раз - Айболит
Лабиринт | Озон
(Оказывается, серию эту везде разобрали. Удивление и облегчение: хорошо, что успела купить все пять книг, а ведь раздумывала ещё!)
В последнее время активно ходит по интернетам статья о том, как Чуковского в свое время притесняли, запрещали, полагая стихи его неправильными, вредными, формирующими у детей суеверия, страхи, неверные представления о животном мире, а также буржуазными, мещанскими и вообще противоречащими всем устоям нашей великой социалистической родины.
И вот прошла уже чуть не сотня лет с тех пор, и не одно поколение детей выросло на гениальных стихотворениях поэта, и вроде бы признана и осознана польза этой самой зловредной чуковщины, но тем не менее, всё чаще встречаются возмущенные комментарии, статьи и посты, повторяющие Крупскую (см. статью) почти что слово в слово. И грустно, и горько, и удивительно.
Айболита я пыталась Алиске читать ещё несколько месяцев назад. И не пошёл. Слушала, но так, без энтузиазма. Думаю, основная причина была в том, что Алиске напрочь не близка была тема произведения.
Дело в том, что у врача мы бываем крайне редко. Как-то не возникает необходимости. Я хоть и не суеверная, но сейчас вот плююсь ва фсе стороны и стучу по всем поверхностям, хоть как-то напоминающим дерево, и замахнулась уже было солонкой через плечо, но вовремя вспомнила, что это вроде другая какая-то примета :) Короче, товарищей в белых халатах мы видим так редко, что ребёнок вообще не мог сообразить, что это за доктор такой и чего он с этими зверьми несчастными делает.
Но ритм, повторы и фонетика таки своё дело сделали. И теперь наш дом периодически сотрясается от непроизвольных выкриков: Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо! А ведь Лимпопо, заметьте, оно ещё непонятнее, чем все доктора вместе взятые.
И теперь наш шляховский волк, не смотря на все анатомические подробности, совсем даже не волк, а волчица. А курица всех клюёт непременно в нос. Ну и слово "животики", конечно, в ходу.
А на прошлой неделе мы ходили на плановый осмотр и прививки. И вот тут я в полной мере оценила пользу этой книги. Алиска не пикнула ни разу, даже когда ставили укол! Все нужные части тела врачам подставляла, рот открывала, капли пила с удовольствием. Потому что они же все ДОБРЫЕ доктора. Как Айболит :)
А, да. Ещё после Айболита Алиска стала активно всех на ком-нибудь катать. Айболит же там добирается с дружеской помощью: то на волках, то на ките, то на орле.
Эдакий лайфхак от Гендальфа. В любой непонятной ситуации зови орлов!
Кошки-мышки. Или, ежели перевернуть, Мышки-кошки.
Книга неоднозначная. У неё огромный формат, странный запах и странные стихи :) Книга, далеко не мастхэв, и в ней есть, к чему придраться. Но мы оценили. К тому же, я напрочь влюблена в лоскутный ситец Анастасии Орловой.
Сами стихи, конечно, рассчитаны на более сознательный возраст. Они очень метафоричны, неожиданны и ритмически сложны. Но эта книга попала ко мне по случайному стечению обстоятельств как раз в тот момент, когда мы на целую неделю остались практически без книг. Так что прочитали от корки до корки, и не один раз, хоть и не сказать, что взахлёб.
Алискины любимые стихи: Малышка, Луна, Считалка с мышонком и котом.
Подолгу зависает, разглядывая цветочно-ягодные орнаменты. Когда-нибудь я всё-таки соберусь и накуплю ворох хлопковых отрезов для пэчворка. Будем с Алиской любоваться, а то и нашьём чего :D
А вот это моё любимое. Очень такая шутливость в моём духе:
Большой минус книги - местами практически нечитабельный шрифт (тёмный на тёмном фоне). И запах, божечки, какой противный запах.
Тюлька
Мы не особо увлекаемся Дональдсон. То бишь Груффало с семи месяцев запоями не читаем. Но Хочу к маме Алиска любила одно время. И Улитку и кита. Тюлька вижу, что на постарше, но взяла из-за алисячьей любви ко всяким гадам морским. Тут их в избытке: и рыбы разные, плавучие и летучие, и коньки, и киты, медузы, креветки, тюлени и даже камбалА. Так что видеоряд здесь у Алиски на первом месте. А стих, хоть и слушается целиком, но не цепляется. Пока цитирований не замечено. Всё-таки слог здесь посложнее, не такой бодрый, как в Хочу к маме той же. Да я ещё и запинаюсь на школьной перекличке, никак в ритм не войду.
Больше всех Алиска почему-то выделяет бабулю Джонни Дори, перелистывает на неё частенько, узнаёт, ласково бабочкой называет. Ну, может, хоть бабушку нашу бабой-жабой перестанет величать, а то перечитали мы одно время Детей лесного гнома :))
Раз уж начали в прошлом месяце Сапгира, не cмогла устоять перед Лесами-Чудесами.
Очень нравится мне здесь Пивоваров. Хотя вообще-то я довольно ровно к нему. Недавно встретила очень меткое описание стиля этого художника: "пленительная гипнотическая статичность". Оно полностью отражает моё восприятие.
Наша с Алиской любимая иллюстрация:
Из всего сборника полюбились пока только сами Леса-Чудеса. Остальное - на вырост. Разве что только Смеянцев Алиске захотелось послушать из-за скрипки :)
А я вот зимними рисунками впечатлилась. Необычным здесь оказался для меня Пивоваров:
Читали немного Маршака - Мастер-ломастер.
Немного - по одной простой причине.. Много у нас нет! Не буду в очередной раз сокрушаться по поводу нехватки хорошего Маршака. Думаю, Вселенная как раз обрабатывает наши многочисленные запросы, так что не будем лишний раз её дёргать за юбку :)
Маршак авторский у нас только с Коровиным. Коровина я распробовала не сразу, но, когда распробовала, влюбилась бесповоротно. И Алиске нравится. Но Ломастер не самый малышовый всё-таки сборник. Так что читается он у нас пока довольно спокойно. За исключением стихотворения про мяч.
С недавнего времени Алиска стала таскать книги в постель, чтобы читать перед сном, чего раньше за ней не водилось. Так вот в марте наши насонгрядущие книги - это: Сюзон и мотылёк, немецкий виммель про машины (с ним Алисон даже спит и одеялкой его укрывает), Мяу (там чуть ниже будет ода Введенскому, приготовьтесь), Лис и мышонок (сотню раз перед сном, снова и снова) и ПРО МЯЯЯЯЧ! :))
В этом стихотворении всё отлично и актуально. И цвета, и глаголы, и ритм, и краткость. И цвета коровинские солнечные. И играться с этим стихом можно, что с твоим мячиком. И почему только мы его на ночь читаем, кто бы мне сказал?!
А ещё про кораблик очень Алиске нравится. Ну то есть Великан. Я ручьёв тыщу лет не видала. А в Уфе снег зимой не убирают, а город рельефный очень, так что по весне такие ручьи - хоть сам плыви, не то, что кораблики пускать. Вот мы и пускаем :) Пришлось срочно вспоминать, как их из бумаги складывать.
Теремок
Как и в случае с Репкой, эту книгу мы раньше читали мало, всё сводилось обычно к устному творчеству и цирку с конями мухами-горюхами и всяким зверьём. Но тут Алиска внезапно заинтересовалась именно книгой. Читали в основном с папой. Книгу приносила сама, просила читать, слушала внимательно, но быстро сдувалась, когда сталкивалась с непривычными именами. Всё дело в том, что у нас в большом почёте вот этот мульт:
Мульт при всей своей авангардности, совершенно прекрасен. Во-первых, там чудная музыка. Вот как посмотрим, так и ходим всем семейством целый день: "Тын-дырыдын-дырыдын-дырыдырыдырыдын-дырыдын-дырыдын-ТА-ТА!" А во-вторых, там очень трогательные персонажи с мозговыносительными именами: вошь-поползуха, блоха-попрядуха, комар долгоногий, ящерка-шерошерочка, мышечка-тютюрюшечка, заюшка-исподкустышка, а медведь так и вообще тяп-ляпыш-всех-вас-подгнётыш. Одна муха только так себе - горюха :) И хотела я было уже списать это дело на авангард, постмодерн и прочие прелести современной жизни, кабы не узнала, что это, оказывается, слово в слово одна из обработок Афанасьева:
В общем, Алиска книгу продолжает таскать на чтение, но требует, чтобы имена были непременно как в мульте. Дети, они такие консерваторы.
А ещё я при переезде нашла у нас букинистический сборник Афанасьева с Мавриной. Так там вариант ещё хлеще. Надо бы эту книгу отдельным постом показать, занятная.
Открытием марта стала у нас вот эта книга - Птичьи разговоры.
Такая оказалась она замечательная, что ни в какие ворота не влезла, и пришлось про неё отдельный пост сочинять. В общем-то по ссылке там понаписано более, чем достаточно. Так что здесь кратенько: книга нас с головой погрузила в мир птиц, раскрыла у мамы кучу артистических талантов, заставила нас запасаться кормом для птичек перед выходом из дома и просмотреть кучу познавательных видео. Обликбезились, так сказать, по полной всей семьёй.
А ещё март у нас месяц знаковый, ибо хорошо вдруг пошла проза. А началось всё с книги Пир грибов.
В ней хоть и проза, но всё-таки не обычная, а поэтичная: "Внучата-опёнки! У вас ноги длинны-тонки..", "Все едят, все пьют, тебя в гости зовут". Особого народного колориту добавляют рифмованные имена: сморчки-старички, волнушки-стряпушки, сыроежки-сладкоежки. А по фонетике и ритму текст приближается к народным потешкам. Так что любителям этого жанра книгу очень рекомендую. И Маврина здесь замечательная. Лёгкая, легче, чем обычно. Детская.
А муж вот от книги расстроился. Очень трогательно сочувствовал Мухомору с Поганкой, я аж чуть сама не прослезилась.Ещё один наш мостик от стихов к прозе - Мяу.
Книга гениальная, я не устану этого повторять. В ней прекрасно абсолютно всё: и исполнение, и иллюстрации, и, конечно, и в первую очередь (!), сам текст.
Вот соберусь с силами и обязательно отдельно об этой книге напишу. Хотя, учитывая, что ни одного своего обещания по части отзывов я так и не исполнила, что-то боюсь зарекаться :)
Книга читалась миллион сто тыщ раз от корки до корки и обратно, выборочно и вразброс, утром, в обед и вместо обеда и особенно перед сном. Только Алиска нырк под одеяло, тут же раздаётся: "Мохнатая ножкааа!"
Приберегу подробности для отдельного поста, иначе никак не вместить. Здесь упомяну только любимый разворот:
Нормально читать книгу выходит в последнее время только после того, как Алиска долистает до этой страницы.
Не знаю уж, что она понимает под словом "добрый", но было давеча у нас забавное совпадение. Раскапризничалась Алиска и я ей, значит, строго так чего-то там выговариваю. А она мне - раз! - свой стакан с молоком: Пей, мама, пей! :) Сразу всю строгость как рукой сняло, хоть молока я и не употребляю.
Ну так и проза-то пошла, пошла, родимая! Читан-прочитан-перечитан на сто рядов Горшок каши.
Вот оно, конечно, всё понятно. Сказки - это отражение древних мифов и ритуалов, в них глубинные смыслы, юнговские архетипы и космические знания. Но ей-богу я не удивлюсь, если эта самая сказка придумалась сметливым родителем, чей вредный средневековый отпрыск отказывался завтракать. Вот такая проза вместо космоса. Не хочешь есть - ать! - на тебе сказку волшебную про вкусную кашу.
Это я к чему. Алиска тут внезапно перестала кашу есть по утрам. Не то, чтобы совсем, но как-то без былого энтузиазьму. Вот тут Горшок каши и пришёлся кстати!
И апогеем нашего прозаического чтения стала Белоснежка и Розочка.
Я эту книгу недолюбливаю из-за перевода и вообще читать её в ближайшие несколько лет даже и не собиралась. И тут, значит, пошёл папка минутку перед сном Алисону чего-нибудь почитать. Я уже все дела переделала и не зовёт никто, я аж насторожилась. Захожу, а они ДОЧИТЫВАЮТ! Алиска прослушала всю книгу, включая Гензеля и Гретель, которые понравились ей, как оказалось, больше.
После этого целую неделю таскала эту книгу на ночь. И внезапно начала увлечённо играть икеевским домиком, который я без задней мысли купила на распродаже. И только тут, спустя не знаю сколько времени, до меня дошло! Это же и есть Гензель и Гретель! И как, как вообще можно было этого не заметить??
Ясно-понятно, что сказку Алисон не понимает чуть менее, чем полностью. Но провела ведь параллель. У меня аж почти что комплекс неполноценности образовался из-за своей недогадливости :)
Вообще, в этом месяце было очень, очень много книг, читанных по чуть-чуть. Это всё потому, что мы коробки после переезда разбирали. Вместе :) Так что процесс у нас растянулся чуть не на неделю. Ибо выглядело это примерно так. Я извлекаю книгу из пупырки, Алиска её хватает и просит читать. Садимся читаем. Потом ещё одну. И ещё. Потом проходит час, и я понимаю, что коробка так и стоит, не разобранная и увенчанная кошкой.
Потом прибегаю к хитрости: разворачиваю виммель или книжку с окошками, и в освободившееся время в ускоренном темпе рву зубами упаковки и по-стахановски заполняю полки, непедагогично припрятывая потенциально интересные экземпляры. В дневник читателя все эти книги включать нет никакого смысла, потому что читалось вскользь и понемногу. Но зато у меня здорово так обозначился примерный план на апрель:)
И, конечно, особый трепет у Алиски вызвали уже знакомые книги, о которых я упоминала в прошлых дневниках:
А, да. Не могу не упомянуть об одной новой алискиной фишке. Она стала в книжках.. есть. Кушать то бишь. Трапезничать, пировать, всех угощать. Самый вкусный разворот:
На вот, папа, покушай колбаски. А тебе, мама, маслица (вот хоть бы раз икры предложила или пива, на худой конец :)). А я, пожалуй, арбуза отведаю и кренделька, конечно. Его Алиска смешно называет "куделёк". Прям рукой со страницы берёт эти разносолы и в рот отправляет. И по тарелкам раскладывает, и на воображаемые вилки насаживает. Ей-богу, они с отцом всю книгу слюной залили! Я даже смирилась уже с пятнами на страницах.
И неожиданный разворот - аскетичная мышачья кладовочка:
Тут мы и овёс кушаем, и семечки, и головку сыра нарезаем. А в бочке у нас солёные огурчики, а в корзиночке - ягоды. Приходите пировать! Алиска дюже любит раздавать угощения!