Выполняю обещание, данное Юле) Ох, и нелегкая ж это работа - вести дневники чтения) Написание первого дневника растянулось аж на два месяца! Ну, может, с опытом пойдет легче) Чтение за почти два месяца, стопка внушительная, но в большинстве книг выбраны по одному-два рассказа, а некоторые книги не пошли, рано оказалось, так что мы их не дочитали, но может кому-то будут интересны, а что-то забыла сфотографировать, а переснимать не стала)
Сама Варя выбирает книги, которые мы уже читали раньше, год, два, три назад, да и я ей для самостоятельного чтения предлагаю, как правило, малую прозу - сесть и прочитать, ей так легче, а для меня сейчас главное - это сохранить язык и не убить желания читать. Так что многое из того, что мы читаем сейчас, наши сверстники прочли давно. К тому же мы не связаны школьной программой, и я боюсь, что многое важное пройдет мимо, потому много читаю ей вслух сама. Сама себе выбирала "на почитать": Из Шергина читала только Волшебное кольцо - это из-за любви к мультику, хотя остальные сказки сама читать отказывается, послушать - пожалуйста, но перечитывает только Кольцо. Но хоть так.
Сказки Северного Сияния - как же они мне нравятся! Варя сказала, что ей тоже понравились, ну, во всяком случае дочитала сама обе сказки) Жду-жду когда до меня доплывут Таёжные сказки, очень хочется дать Варе Скрипучую старушку - мой детский кошмар))) Но вот Амурские у нас есть) Давала ей почитать Айогу и Недобрую Ладо, специально давала, но...то ли связи еще не отросли, то ли, наоборот, - переросла сказкотерапийный возраст, а никаких выводов (мною ожидаемых))) не сделано, параллелей не проведено, ну что же... хотя бы сказки, сами по себе, без отсылок и привязок, ей понравились, даже сама полистала и прочитала еще пару сказок, сколько не знаю, точно прочла Золотое кольцо - очень впечатлилась, пересказывала мне, и какие-то сказки про животных, поскольку сказала, что ей интереснее сказки, где главные персонажи - люди, а не животные "Белый пудель"
Я была готова "подхватить" в любой момент и дочитать сама, всё же язык у Куприна не самый простой, но, к моему удовольствию, осилила весь рассказ самостоятельно, сказала, что по началу, покуда шло описание погоды-природы ей было скучно (подозреваю, что тут мухлевала - читала через слово), но как только началось действо - втянулась и даже понравилось. Стала вспоминать, что еще читала из классики "собачьего", оказалось, что в основном помнит Толстого - и Льва и собачку, и про Бульку, и даже из детских рассказов - про собак-пожарных ... А вот Сапсана и Андреевского Кусаку не помнит - перечитала, надеюсь, теперь не скоро забудет. На этой волне прочитали "Чудесного доктора", но тут я с самого начала читала ей сама, не хотелось, чтобы она пропускала "скучные" места, мне важно было, чтобы прожила всё. Очень переживала, плакала, потом радовалась, что все обошлось, и даже не сразу поняла, что доктора не стало, а когда дошло, то тут накрыло, я даже не ожидала, что настолько сильно её это заденет, несколько дней вспоминала - шмыгала...это хорошо. "Сказка про кота, который жил миллион раз", куплена была давно, прочитана мною и спрятана. Теперь Варя её обнаружила, первая реакция была - отобрать, не доросла, не поймет...вот сколько раз себе говорю - кто сказал, что мое "взрослое" понимание правильнее, чем её, а может всё как раз наоборот? Напрасно, всё она поняла, и даже если не поняла так как я, то прочувствовала все по-настоящему. Рассказ очень коротенький, несколько строчек, но очень тяжелый. Перевод Коваля. Мне кажется, он, Коваль, там очень "читается".
Следующую книгу Варя тоже выбирала сама, - вытащила Аладдина, оказалось, что она и его не помнит совсем, хотя мы совершенно точно читали. У нас маленькая книжка от Русича с иллюстрациями Довгяло, вот бы их переиздали, да в том качестве, какого они заслуживают! После ещё и фильм посмотрели, фильм понравился больше) Ну еще бы! Фильм шикарный! "Сон про сон, сон про не сон"
Потом предложила ей самой выбрать две любые сказки Гауфа - выбрала - "Рассказ об отрубленной руке" и "Маленького Мука".
Похоже начался период страшилок, потребовала еще чего-нибудь жуткого. Ну, думаю, настало время Гоголя. Читали "Ночь перед Рождеством", начинала сама, но не пошло, тут у нас пробел оказался, совсем не знает слов, ни где ударение поставить, ни значений многих, пришлось читать вместе. Сказала, что понравилось, но хочется чего-нибудь пострашнее)). Гоголя больше ей не стала читать, а прочитали мы Погорельского"Лафертовскую маковницу" и "Гробовщика" Пушкина, и напоследок Жуковского "Людмилу" и "Лесного царя". Чтобы переключиться немного предложила выбрать пару японских сказок - читала сама, они совсем коротенькие, ну и "Землянику под снегом", чтобы уж окончательно отвлечься. Самыми страшными, сказала, были Маковница и Жуковский. Гробовщик, поскольку все оказалось сном, то не страшный, то же и про японцев, а после всего прочитанного, Гауф - детский сад, а Гоголь и вовсе ничегошеньки страшного) После всех ужасов сама достала своё любимое Стальное колечко. А потом мы с ней прочитали Легкие шаги Каверина, как же я любила эту сказку, о девочке из породы Снегурочек), так мне хотелось, чтобы и Варя её оценила, вроде получилось, во всяком случае, из всего прочитанного за эти месяцы, Каверин не на последнем месте.
Из "Последнего фейерверка" Яковлева прочитала только первый рассказ - "Мальчик с коньками". Я специально не просила читать другие рассказы сразу, подряд, мне и самой его читать тяжело, и очень не хотелось, что бы у неё всё скомкалось, спуталось, эти рассказы надо пережить, каждый. К прочтению обязательны. Потом еще хочу, чтобы она прочитала "Гонение на рыжих" Ухватила из очередного заказа "Путешествие Алисы" с рисунками Бугославской, хотя уже покупалось не для неё, но утащила к себе и перечитала раз в двадцатый) У неё была "Девочка с Земли" самоваровская, но зачитана буквально "до дыр". После попыталась ей предложить Агента КФ и Подземелье ведьм, но нам оказалось тоже рано, лет в 13-14, наверно, пойдет. А я уже чуть ли не Посёлок собиралась ей дать почитать) Хочу найти"Похищение Чародея", помнится мне очень нравилось, никто не знает - Мещеряков не планировал его издать, про Поселок слышала, а Похищения не будет?
Следующую книгу читали в электронке. Артур Кларк Остров дельфинов. Я надеялась, что мой ребёнок прочитает её в оригинале, не тут-то было, книга не переиздавалась с 70-х годов, так что пришлось искать в электронном виде и по-русски, ну и ладно, я сама с удовольствием перечитала) Анималистическая фантастика - вариант беспроигрышный, нравится практически всем детям, хоть мальчикам, хоть девочкам, лет от 10 и, скажем, лет до 14 пойдет. Повесть небольшая, читается очень легко, есть всё - и приключения - побег из дома, кораблекрушение, чудесное спасение, и главный герой оказывается на одном из островов Большого Барьерного Рифа, где группа ученых под руководством русского профессора изучает язык дельфинов. Написано в 1963 году, и когда я читала, где-то в середине 80-х, уже не воспринимала, как фантастику) Помнится, после прочтения, я всерьез думала о том, чтобы заниматься океанологией, смотрю - моя тоже потянулась к энциклопедиям морских животных, - значит всё правильно)
Книжечки от Насти и Никиты - в этом месяце читала "Эрмитаж. С этажа на этаж" и "Летний сад", хоть и рассчитаны на младший школьный возраст, но 3-4 года назад их еще не было, так что мы наверстываем) Мне вот и самой интересно их читать, обязательно что-нибудь новое и для себя выцеплю, а я ж более, хм, 30 лет прожила в Ленинграде, что говорить о ребёнке?)
Стихи. Сама, к сожалению, пока, стихи не выберет. Но, к счастью, никогда не отказывается почитать брату, чем я и пользуюсь.
"Очей очарование" и "Зимние стихи" - тут всё понятно) "Разбегаюсь и лечу" мне и самой очень нравится, какая же она солнечная, так хочется зимой немного лета) Под волной солёной Водоросли вьются Камушки-ракушки Шелестят- смеются Мелкие стекляшки - Монпансье морское. Суну в рот украдкой - Горькое какое! Нет у моря сладости, Только море радости. Белорусец "Парикмахеры травы" Саше, конечно, рановато, ну если только для настроения) Тут я хотела, чтобы Варя почитала для себя, смехотворения)- словообразование, игры со словами - все это нам очень нужно, и ведь понравилось же! И даже запомнила - про тритона, про рыцаря, угодившего даме, Зеленого жирафа, про Катерину и кактус - восторг)) - зачитывала бабушке. Очень удачно) Захотелось Как-то Кате - Катерине На закате Тётин кактус Со скатерки Снять - И потереть На тёрке... Кать! С ума-то Не сходи. Захотелось - Расхоти... Посмотрела - сейчас в продаже только Пальцем в небо
Попыталась начать читать "Рождество Эркюля Пуаро", но не пошло, оказалось рано, хотя мне казалось, что именно в этом возрасте начинала зачитываться Кристи, но, возможно, и мне по детству Пуаро нравился меньше мисс Марпл, а может все дело в переводе, закралось сомнение, что русский перевод делает Кристи более читабельной для среднешкольников. Зато Шерлока Холмса прочитала, "Скандал в Богемии" и "Голубой карбункул", хоть, на мой взгляд, не самые интересные из рассказов, но дочитала до конца, "Скандал" понравился больше, готова читать остальные приключения Холмса, даже и без картинок. Хорошо)
Наконец-то у меня ребенок прочитал Хоббита) Читали вместе с папой, Варя читала днем, сколько прочтет, а по вечерам ей читал папа, поэтому прочли очень быстро. И фильм потом посмотрели, к моему удивлению, книга понравилась больше, хотя меня это радует) Заказала к прочтению продолжение.
Биографию Материи Терезы Варя взяла в школьной библиотеке. Ребёнок стал задумываться о будущем)), мы с ней говорили о профессиях, призвании и о том, что и в нашем потребительском мире человек может сделать выбор бескорыстного служения людям, и упомянула Мать Терезу, Варя пожелала узнать о ней больше) Ребёнок был поражен, кажется, каждым эпизодом её жизни. Долго думала и сказала, что когда подрастёт, обязательно попробует поработать волонтером в клинике. Мы с ней еще посмотрели, как работает Доктор Клоун, и дочь решила, что это именно то, чем она будет заниматься) Ну, поживем - увидим) Но вот такие книги детям обязательно нужно читать, должны знать, что выбор есть, да.
Один из немногих современных англоязычных авторов, пишущих для детей, (из тех, кого мне довелось читать) которого я не боюсь рекомендовать всем - Майкл Морпурго. Не встречала рецензий на его книги в сообществе, жаль. После того, как вышел спилберговский "Боевой конь", и у нас перевели его книги - ну, понятно, "Боевой конь" (читать), а так же "Каспар, принц котов" (перевод не оценивала, но рецензии везде весьма и весьма). Повести написаны в лучших традициях классических английских детских приключенческих романов. В его книгах есть все необходимое, чтобы заинтересовать ребёнка и оставить довольными родителей. Главный герой - подросток, преданный четвероногий друг, и всамделишные приключения -настоящие кораблекрушения, выживание на необитаемом острове... и всё это помещено, если и не напрямую, то с отсылками к какому-нибудь, не слишком заезженному в детской литературе, историческому периоду - Первая мировая война ("Боевой конь", "Рядовой мирный" (Private Peaceful)), концлагерь второй мировой ("Вопрос Моцарта" (The Mozart Question), о скрипаче, чья семья выжила в концлагере, играя для нацистов Моцарта), иракская война (Running Wild), мой ребёнок впервые услышал о Хиросиме и Нагасаки от Морпурго - в его "Королевстве Кенсуке" (Kensuke's Kingdom), -во время путешествия на по Тихому океану, семья попадает в шторм и мальчика смывает с родительской яхты, он оказывается на острове, где живет, ухаживая за местными животными, доктор Кенсуке, старый японец, родные которого погибли в Нагасаки. К сожалению, эта книга не переведена на русский, и будет ли - вопрос. Варя говорит, что на сегодняшний день Морпурго её любимый писатель, а Королевство Кенсуке - любимая книга. У кого дети занимаются английским - советую, советую, советую - там очень хороший, правильный классический английский, простой, но не примитивный, плюс ко всему- увлекающий ребёнка сюжет и такой правильный гуманистический посыл - каждая история напоминает о хрупкости мира, его незащищенности и необходимости нашего участия (в конце Королевства даже есть просьба писателя к детям, просить родителей покупать книги из вторички, ведь чтобы выпустить одну книгу, приходится срубить одно дерево, мда)
А вот следующую книгу я рекомендовать Не буду, хотя ребёнок её прочитал, и даже посмеялась и поплакала над ней, но... Фэнни Флэгг "Рождество и красный кардинал", Варе посоветовала почитать подружка, ну я не против, тем более Флэгг, вроде как американская классика) и такие отзывы на неё распрекрасные! Это просто удивительно, как можно умудриться впихнуть в одну книгу все мыслимые и не мыслимые штампы американских рождественских фильмов класса С? Мне вспомнился Ералаш, как мальчишки на спор эклеры ели, где-то к середине книги меня перекормили сладким до тошноты, но нет -"Мальчики, а я вам вкусненького принесла.."
У меня лет двадцать где-то в отложенных лежат Жаренные зеленые помидоры, все думала, - надо бы почитать, теперь, боюсь, читать Фэнни Флэггг у меня желания не возникнет. Что делать, если ребёнок читает книги, которые мне категорически не нравятся? Что вы делаете? Контролируете ли то, что выбирают ваши дети? Ну не запрещать же? Я рассказала ей, что мне книга не понравилась и чем, но достаточно ли этого? И я же понимаю, что чем дальше, тем все больше её круг чтения, во всяком случае английский, будут формировать ровесники? Или пусть идет, как идет, никуда от этого не деться, а время все расставит по местам?
Спасибо большое,что решились-таки писать дневник чтения. Захотелось почитать Морпурго. А насчет чтения всего подряд-вкус надо формировать,мне кажется,вы правильно сделали,рассказав,чем вам не понравилась книга.
Очень актуально, как для мамы 12-летней девочки)))) А я купила "Миллион приключений Алисы")"Белый пудель" — чудесен)Серию "Настя и Никита" активно покупаем) И тоже "Летний сад" и "Эрмитаж" из последних)
))) У нас из Алис самые-самые — Путешествие Алисы, День рождения и 100 лет тому, остальные как-то не особо, про крестоносцев даже не дочитала( Я потому и решила ей предложить уже следующий по возрасту цикл про Андрея Брюса, но нам рано, Алиса всё же по возрасту ближе)
Я летом, пыталась Кристинке, предложить цикл про Боба Морана. Но она прочитала одну книгу, понравилось, но всю серия читать не стала. Потом, мы открыли для себя чудесный мир "Часодеев", все шесть книг на одном дыхании) Сейчас читает Стивена Хокинга, и он у нас пошёл) С таким упоением, она ни про одну книгу не рассказывала, про черные дыры, черную материю, кометы)))) На фоне этого, побежала, взяла атлас Планет с фотографиями, возбуждённая вся показывает рассказывает))))Как дитё малое))))Специально для неё, скупила половину "Речи", надеюсь прочтёт) "Вафельное сердце" нам очень понравилось)
Я сама в свое время прочитала тонны книжной макулатуры. Именно такое чтение и помогает научиться отделять перлы от шелухи. Сумела же я в свое время совершенно бесистемно , безо всяких рекомендаций научиться выделять действительно хорошие книги. Теперь можно даже сказать, что мой литературный вкус сформировался к 12-13 годам.Поэтому сына никак не ограничиваю в выборе книг. Читают его друзья-ровеснники совсем мало, неожиданные книги приходят к нам из библиотеки. Он сам там перебирает книги и выбирает что взять домой.Я предлагаю ему книги, которые мне решительно не нравятся, но пользуются популярностью у его ровесников. Комиксы , например, совсем не понимаю , но предлагаю время от времени почитать. Человек-паук, Принц Вэлиант, Хоббит как графический роман.Чем шире круг чтения и разнообразнее виды литературы — тем лучше.
Да, наверно, и у меня так же было))) Тут вот еще какое дело — книга ей понравилась, я решила — в силу возраста, о литературном вкусе пока не говорим, а из-за отсутствия опыта, не сформированной картины мира) А потом почитала отзывы о книге взрослых людей — да они сплошь восторженные, причем и американские, и наши, но это откровенно плохая книга! Вот я и напряглась. Или расслабиться — пусть идет, как идет, и что получится, то получится)
Мое мнение — те книги, что кажутся нам сейчас ужасными , с высоты нашего литературного вкуса :), на самом деле, есть некий необходимый элемент для развития будущей читающей личности.Не стоит настойчиво кормить ребенка с ложки, пусть ест сам, пусть сам читает даже плохую литературу , но зато получает свободу выбора, учится выбирать книги.
Спасибо за пост! Всё так подробно. Мой тоже стихи сам не выбирает читать, но если предложу, то спокойно соглашается и читает нам вслух. Помню "Ночь перед Рождеством" тоже вызвала затруднение),я тоже сама ему вслух читала).Какой у вас Холмс красивый.Аня, а какие литературные произведения дочка по школьной программе проходит в этом году?
Спасибо вам, вдохновили) Юля, никакие не проходят, нет у них школьной программы, у них и урока такого — литература, такого, как в наших школах, нет. Будет только в старшей школе, там будет и Шекспир, и Сэлинджер. А пока...спроси у них — кто такой Марк Твен или О.Генри — большинство и не знает... есть Английский язык, они там и читают, пол часа в день — садятся и читают, но то, что хотят, каждый своё, можно из дома брать книги. В лучшем случае им тему обозначат, недавно надо было прочитать книгу о холокосте, но выбор книги — за ребёнком. Многое от учителя зависит, в прошлом году он им сам вслух читал — Голодные игры, ага. Потом могут написать краткое содержание прочитанного, а сочинений, в нашем понимании, не существует.
Очень интересно! Спасибо за удовольствие!Я тоже люблю Похищение чародея — и книгу, и фильм, хотя по сравнению с нынешней фантастикой техническая сторона выглядит бледненько, но зато характеры как сыграны! Мне там Гостюхин очень нравится.По поводу формирования части круга чтения ровесниками — это все же неизбежно. Главное, чтоб рекомендованное вами все же "перевешивало" остальное, тут все средства хороши — и разговоры, и совместные просмотры экранизаций. "Уроки французского" не пробовали читать/смотреть? На мой взгляд это одна из экранизаций, нисколько не уступающих книге...
Спасибо, Ника, всегда жду ваши дневники)Похищение чародея — помню этот телефильм очень хорошо, хотя смотрела лет дцать назад. Гостюхин хорош, да!Уроки французского ко мне плывут, как прочитаем, посмотрим фильм обязательно, я стараюсь, чтобы сначала читать, потом смотреть. Может и напрасно)