Зарубежные рекомендации по чтению с детьми
обсуждение прочитанногоТак как иногда надо ссылаться на этот текст в постах сообщества, то переношу из дневника.
Я как-то обещала поделиться тем, что мне удалось найти в сети про совместное чтение с детьми-дошкольниками в других странах, а точнее рекомендации для того или иного возраста. Обобщу и потом дам ссылки на оригинальные статьи.
Чтение с малышами (0-3)
1. Найдите тихое и спокойное место, чтобы почитать книгу малышу. Хорошо не только читать, но и приобнимать малыша, держать за руку, чтобы был телесный контакт.
2. Разрешайте ребенку трогать книгу, сейчас именно так ребенок учится и получает новые ощущения. Научите переворачивать страницы самостоятельно.
3. Чаще чистите книги, особенно, если ребенок берет их в рот.
4. Обсуждайте иллюстрации, больше рассказывайте своими словами, поощряйте ребенка повторять слова за вами.
5. Разрешайте ребенку самостоятельно выбрать книгу. Это очень приятный и полезный этап перед чтением.
6. Читайте по 10-15 минут, но несколько раз в день. Следуйте интересам ребёнка. Одни дети могут высидеть долго, другие же через 5 минут убегут или уползут по своим делам.
7. Пойте и читайте детям перед сном, чтобы их успокоить.
Выбор книг
- Объект или история должны быть знакомы вашему ребенку
- Книги должны быть простыми: много знакомых иллюстраций и мало текста, может быть одно предложение на страницу.
- Слова в предложении могу повторяться. Это хорошо и нравится малышам - гав-гав залаяла собака, гав-гав!
- Иллюстрации должны быть большими, четкими и хорошо окрашенными. Часто малыши любят иллюстрации-картинки больше фотографий, потому что они им понятны.
- Лучше выбирать картонные книги - они прочные и их проще листать.
Хорошие книги это:
Простые истории
Иллюстрации привычных вещей - одежда, игрушки - и детей, которые делают привычные вещи - играют, спят, купаются.
Ночные "засыпательные" книги.
Книги про привет и пока
Книги про животных
С простыми словами и ритмом
Текстурные (сенсорные), тканевые и виниловые (пластиковые, для ванны) книги
Простая конструкция
Фотоальбомы семьи и друзей, фотокниги
Чтение с дошкольниками (3-6)
1. Постепенно увеличивайте время чтения с возрастом и увеличением концентрации у ребенка. Старайтесь соблюдать режим.
2. Если в семье несколько детей, то найдите время читать каждому ребенку отдельно, это дает чувство уникальности и заботы.
3. Перед тем как начать читать, спросите у ребенка что он видит на иллюстрациях.
4. Перед чтением убедитесь, что ребенку хорошо видны иллюстрации.
5. Используйте разные голоса и интонации.
6. Поощряйте детей повторять за вами слова или фразы, заканчивать предложения.
7. Во время чтения интересуйтесь у ребенка что будет дальше. Задавайте вопросы по содержанию. Убедитесь, что история понятна. Наблюдайте за ребенком - меняются ли эмоции на его лице согласно сюжету.
8. Попросите пересказать историю после прочтения. Спрашивайте про прочитанную историю в течение дня, подмечайте детали.
9. Старшие дошкольники могут придумать свой конец историям или продолжение.
Хорошие и любимые книги:
- С большим количеством действий и повторений
- Рассказы о себе или о детях примерно того же возраста
- Истории, которые рифмуются
- Истории из реальной жизни, то, что знакомо ребенку - животные, машины, люди
- Книги с повторяющимися звуками, словами и мыслями (Дедка за репку, бабка за дедку... )
- И с забавными звуками (пчела полетела ЖЖЖЖЖЖ, дождь пошел кап-кап-кап по крыше)
- Истории, которые можно читать 10 минут, с одной-двумя строками на странице.
- Истории со счастливым концом
- С картинками, которые помогают пересказать историю
- Книги о времени, размере, простой науке (как что работает), как дружить, как ходить к врачу, в детский сад или школу, книги о братьях и сестрах, книги для первого чтения.
- Истории без слов, только картинки.
Таких статей очень много, дам некоторые ссылки
How to Read Aloud with Children in Child Care
Choosing Books for Young Children in Child Care
Choosing Books for Babies and Toddlers