Книги под одеялом
дошкольникам*Статья из журнала "Русский репортер" (один из июньских номеров)
В московских парках проходит книжный фестиваль «Ночное чтение»: 14, 21 и 28 июня известные писатели читают детям вслух в палатках с фонариком под одеялом. Цель акции - познакомить детей с книгами, а тем, кто знаком, помочь подружиться. Мы часто слышим упрек: нынешнее поколение не читает. А должно? Как складываются отношения человека с книгой и нужно ли приобщать детей к чтению, мы выясняли у писателей, психологов и читателей
- И кто-то же это все написал… Ужас.
Две девушки в «Библио-Глобусе» стоят с ног до головы в книгах. Оглядываются.
- Ты не любишь читать? - спрашивает одна у другой почему-то шепотом.
- Да не особо.
- А меня нужно поскорее отсюда вывести, пока я все не скупила.
На втором этаже как раз над этими девушками отдел детской литературы. Карлсон, Русалочка, Муми-тролли, сказки братьев Гримм. Для самых маленьких книжки с музыкой и на липучках. Книжки-игрушки. Родители покупают их детям раньше, чем те начинают говорить.
- Мой начал говорить в год с небольшим.
- А мой, трех лет еще не было, уже буквы знал.
- А мой читать начал сразу.
А если не начал, поверьте, у образованной и сознательной мамаши паника будет такой же, как если бы не заговорил.
Как научить ребенка читать? Не в техническом смысле - чтобы буквы складывал, а чтобы любил читать.
- На вопрос «Как вы думаете, зачем человеку нужно читать?» девяносто процентов отвечают: чтобы быть умным, много знать, - говорит Анна Тихомирова, психолог, президент фонда «Культура детства», руководитель детской книжной студии на колесах «Бампер». - Но это же не так! Чтение, особенно если речь идет о художественной литературе, играет другую роль. Скорее психологическую. Чтение помогает сформировать отношение к своему внутреннему миру, научиться чувствовать эмоции. Это не про знания, а про умение жить.
Книга - дело личное. Приобщить к чтению - все равно что научить любить родину. Есть ты, есть книга. Тебя что-то заденет, и ты проваливаешься в эти миры, читаешь взахлеб и боишься, что книга скоро закончится. А медленнее читать нет сил. Это любовь. Нельзя организовать нарочно, но если случилось - не остановить.
Фонарик, одеяло, книжка - это тоже личная история. Читать под одеялом - это про невозможность расстаться.
«Хватит ломать глаза! Ложись спать! Быстро!» - это из моего детства. У меня были фонарик и спрятанная под одеяло книга. Потому меня и зацепило название книжного фестиваля «Ночные чтения», и я отправилась в Таганский парк посмотреть, как нынешние дети управляются с атрибутами этой игры.
В парке три палатки, шарманка, шатер для родителей и указатели с возрастом читателей - самым старшим от 7 до 11 лет. Читает писательница Линор Горалик. У входа гора детской обуви. Внутри то зажигаются, то гаснут фонарики.
- От царей остаются одни огрызки…- доносится из палатки голос Горалик. - Вот что вы знаете о царях? Каких царей знаете? Петр Первый? Бояре, бороды, Санкт-Петербург. А цари - они же люди, и так интересно, какими они были на самом деле. Царь Соломон, например. «Соломоново решение» - слышали о таком? Когда царь разрешил спор двух женщин о том, чей ребенок на самом деле. Представьте себе: дворец, утро, царь в белых одеждах ест гранат…
Глаза у детей соловеют, в них отражается царь Соломон и его «секретарь» Азария, который ворчит по поводу того, что царь неаккуратно ест гранат.
- Есть такие люди, которые всегда знают, как все делать правильно, - говорит Горалик, и дети понимающе кивают. - Отстань, не погань утро… - голосом царя.
Я чувствую, что меня тоже уносит во дворец Соломона. Я не читаю - слушаю, но эффект похожий. Так же получалось в детстве и у меня, когда книжки рядом не было и я просто сочиняла какую-то историю в деталях - практически рассказывала ее себе сама, погружаясь в параллельные миры.
Мальчик с умным лицом снимает Линор на айфон.
- Это мой ребенок! - говорит Линор голосом одной из спорящих женщин. - Как это может быть ее ребенок, если фото этого младенца у меня на юзерпике? И вообще забаньте ее из дворца!
Дети радостно хихикают.
Я вспоминаю, как психолог Анна Тихомирова говорила, что детям нужно продолжать читать вслух и после того, как они научились сами. Потому что это контакт, общая история. И еще потому, что, даже научившись читать самостоятельно, они еще не могут начитать такой объем, чтобы стало интересно. Не всегда получается осилить текст, и дети бросают читать. А родители в этот момент начинают переживать и приобщать. Примерно таким образом: «Пока не прочтешь две страницы, никакого компьютера!» Так из радости чтение превращается в повинность, неприятное занятие, которое хочется избежать. И ребенок, едва начав, перестает читать.
- А вы уверены, что читать нужно? - спрашивает меня Линор Горалик, и я снова удивляюсь, ведь она писательница. - Мы люди из текстоцентричного мира, в котором человек умный, интеллигентный - это человек читающий. Но мир перестает быть текстоцентричным. Сериалы, компьютерные игры, видео… Там тоже драматургия, сюжеты - не меньше, чем в книгах. Консервированный мир, в котором культура интеллектуального развития повторялась из поколения в поколение, заканчивается. Мы развивались так же, как наши родители. А наши дети уже по-другому.
- Но как же, книги - наше все… - беспомощно пытаюсь возразить.
- Возможно, если бы у меня были собственные дети, я бы волновалась, найдем ли мы общий язык. Книжный язык.
- Вот-вот! - я все-таки надеюсь вернуть книге статус главного источника всего на свете.
- Но главное другое, - безжалостно продолжает Горалик. - Дети включаются в истории. Вы же видели, как загорались их глаза. Остается надеяться, что нарративы у нас будут общие, независимо от контекста, из которого они взяты.
Дети расходятся. Шарманка, шарики, пустые палатки. Я размышляю о том, что книга - это такое событие в жизни человека, которое может и не произойти. Это не означает, что человек никогда не поймет, что такое героизм, предательство, любовь, приключения, риск. Он может взять все это в другом месте. Научиться шутить, получить хороший словарный запас, определить своего героя. Вряд ли текст исчезнет совсем, но он изменится. Уже меняется. И все-таки уметь читать - это круто. Это как еще одна дверка в другие миры. И главное, в свой собственный. Как показать эту дверку ребенку, не вызвав у него отвращения, - отдельный и очень серьезный разговор.
**
Статья очень перекликается с известной, не раз обсуждаемой здесь, книгой