Рисуем с Калининой
развивающая/развлекающая литератураВозвращаясь к теме свободного рисования, хочется более подробно и даже с примерами рассказать о книге, которая мною уже была упомянута вот тут
Это книга "Башня, растущая в небо" Калининой Татьяны Вениаминовны
Башня, растущая в небо В Лабиринте В Озоне
Главное, что отражено во всех книгах этой серии, это обучение искусству не с обнаружения изобразительности, а с поиска выразительности рисунка. Другими словами, не важно что получается нарисовать, а важен сам творческий процесс - поиск самого себя, важны эмоции. И если отталкиваться от этой истины, то думаю, заниматься по этим книгам можно даже и раньше пяти лет. Даже можно повторять задания для ребенка на разных возрастных этапах и наблюдать за развитием его представлений. О формировании детского рисунка писала тут
Немного о самом авторе.
Калинина Татьяна Вениаминовна, "художник, педагог, архитектор, изобретатель одной из самых эффективных методик обучения изобразительному искусству. Живет в Екатеринбурге. Работает с дошкольниками, первоклассниками, подростками, студентами, учителями и воспитателями...."
В книгах использован "методом комбинаторных игр". Рассмотрим что же значит этот термин.
Комбинаторика - это метод формообразования на основе различных комбинаций.
Концептуальная комбинаторика - подбор различных концепций, идей, принципов для решения поставленных задач, образование из них любых возможных комбинаций, замена одних идей другими, трансформации.
Формальная комбинаторика - интерпритация идеи, принципа, образа.
Иными словами, это поиск решения поставленной задачи с помощью художественных средств - выбора материала, композиции на листе, цвета, способа изображения.
Ребенку не дается задания "вырази", а только создаются условия, когда он сам совершает открытие выразительности.
Обучение начинается не с обращения к реальной жизни, не с изображения конкретных реальных предметов, а с создания абстрактных композиций. В них прослеживаются реальные эмоции и впечатления ребенка.
В книге "Башня, растущая в небо" тематика упражнений посвящена развитию «архитектурного» чутья. Упражнений связаны с открытием образов в архитектуре (симметрия и ассиметрия, горизонтальный и вертикальный ритм, единтсво художественных решений и т.д. ). Дан вариант тематического планирования и общий обзор программы. В пособии несколько тем. Каждая тема включает в себя несколько композиций и упражнений. Можно свободно выбирать понравившееся или придерживаться плана.
Темы заданий очень разнообразны, они постепенно формируют ту основополагающую базу, на которой происходит открытие ребенком выразительных возможностей различных приемов ритмической организации рисунка. Очень важно то, что процесс освоения форм происходит не на основе объяснений взрослого, а в естественной творческой практике ребенка. Получается, что дети сами открывают законы художественной выразительности.
Идет работа с такими художественными средствами, как цвет, линия, контраст и нюанс, ритм. Дети учатся работать гуашью, цветными карандашами, фломастерами, в технике бумагопластики.
Стоит обратить внимание на то, что одно и то же упражнение может вызвать у ребенка совершенно различные ассоциации.
Приведу фото страниц для наглядности.
Книг в наличии почти нигде нет, но все же иногда проскальзывают отдельные экземпляры.
Вот
Есть еще в Май-шоп в наличии
Надеюсь, была полезна)
А это, то, что получилось у моей дочери.
Рисунки по порядку - Упражнение Айсберги, Композиция замок снежной королевы, Упражнение Краски, которые светятся, Упражнение Дуги
Поделитесь и вы своими талантами. Расскажите как проходят ваши занятия и по каким пособиям занимаетесь вы?