9-е Ава: безутешная скорбь и надежда на возрождение
Еврейские праздникиТолько что начался пост 9-е ава. Всем легкого поста
В сам пост запрещено есть, пить, носить кожаную одежду или обувь, умываться и пользоваться кремами и косметикой, так же запрещена супружеская близость (такие же законы, как в период ниды), так же не принято здороваться
Предшествует посту трапеза, заканчивающаяся съеданием яйца, обмакнутого в пепел (в знак скорби).
Развлечения, запрещенные весь период (3 недели и последние 9 дней), включая запрет на мясо и вино, разрешены только со второй половины 10-го ава, т.к. Храм был разрушен 9-го, но до второй половины 10-го продолжал гореть и тлеть
Краткое описание причин и запретов в период с 1-го по 9-е
Три недели, от 17-го Тамуза до 9-го Ава, называются в еврейской традиции «Бейн hа-мецарим», то есть – «между несчастьями»: между проломом городской стены Иерусалима 17-го Тамуза и разрушением Храма 9-го Ава. В Шабат, предшествующий Девятому Ава, годовщине разрушения Первого и Второго Храмов, которую мы отмечаем скорбными молитвами и постом, всегда читают главу «Дварим». Трудно подыскать в Торе более подходящий для этой даты раздел. Ибо главная тема главы – грех разведчиков.
Именно 8-го Ава, тридцать три с лишним столетия назад, разведчики (мераглим) вернулись из своего 40-дневного ознакомительного похода в Эрец Исраэль и так напугали сынов Исраэля «великанами» и «неприступными городами», что народ запаниковал и категорически отказался переходить границу Земли Обетованной.
В ночь Девятого Ава евреи так плакали над докладом разведчиков, что Б-г, разгневанный их трусостью и неверием, установил эту дату как день плача и несчастий на все времена. Поколению пустыни Он сказал: «Никто из людей этих, из этого злого поколения, не увидит той доброй земли, которую Я поклялся дать отцам вашим».
Традиция сообщает нам, что 9 Ава 2449 года от Сотворения мира (1312 г. до н.э.) поколение евреев, вышедшее из Египта, не захотело войти в Землю Израиля и Божественным произволением было обречено умереть в пустыне. Но на этом наказание евреев не закончилось: день 9 Ава отмечен трагическими событиями на протяжении всей еврейской истории.
9 Ава 3338 г. (423 г. до н.э.) вавилонянами был разрушен Первый Храм, после чего последовал 70-летний Вавилонский плен.
9 Ава 3828 (70 г.н.э.) римлянами был разрушен Второй Храм, и последовавшее за этим изгнание не вполне закончилось до сего дня.
9 Ава 3892 г. (132) по приказу римского наместника земля Иерусалима была распахана в знак поругания, и так исполнилось пророчество Иеремии (26:18): «Сион будет вспахан, как поле». Это событие послужило одной из причин восстания Бар-Кохбы, которое продолжалось три года.
9 Ава 3895 (135) г. римляне захватили Бейтар, последнюю крепость Бар-Кохбы, после чего начали массовое изгнание евреев из Земли Израиля.
9 Ава 5050 г. (1290) было начато массовое изгнание евреев из Англии, а 9 Ава 5066 г. (1306) - из Франции; еще большим несчастьем было изгнание евреев из Испании 9 Ава 5252 г. (1492)
И в другие века 9 Ава на еврейский народ обрушивались многие несчастья.
Все это было очень давно. Второй Храм пал целых два тысячелетия назад. Почему же мы продолжаем скорбеть о нем, переживая его гибель так остро, как будто это произошло вчера?
Ответ дает сама Тора.
Из всех двенадцати сыновей Яаков больше других любил Йосефа, сына своей безвременно умершей жены Рахель, за которую он 14 лет работал на её отца Лавана. Эта любовь вызвала ревность и даже ненависть братьев Йосефа. В конце концов, они тайно продали его в рабство, а Яакову показали рубашку своего брата, смоченную в козьей крови. Они хотели убедить отца, что его любимец растерзан дикими зверями.
Яаков поверил сыновьям, разорвал на себе одежды и погрузился в траур, из которого не выходил, несмотря на все попытки детей утешить его. Отец был безутешен целых 22 года, пока не узнал, что Йосеф жив-здоров и остался настоящим евреем, сделав в Египте головокружительную политическую карьеру.
Всевышний дает утешение лишь в том случае, если утрата реальна и необратима, если человек действительно умер и его уже не вернешь. Если же он жив, скорбь близких не ослабевает. Вот почему сыновья Иакова не могли утешить его: ведь в действительности Йосеф не умер.
Рассказывают, что однажды Наполеон проходил мимо парижской синагоги как раз Девятого Ава. До него донеслись всхлипывания и причитания. Срочно вызванный к императору глава синагоги объяснил ему, что евреи оплакивают разрушение своего Храма.
- Когда это произошло? – заинтересовался Наполеон.
- Восемнадцать веков назад, - последовал ответ.
- Что?! – воскликнул император. – Восемнадцать веков прошло, а вы все еще плачете?
И затем он произнес свою пророческую фразу:
- Если вы так долго оплакиваете свой Храм, то наверняка удостоитесь его возвращения!
Утешается, в конце концов, лишь тот, кто безвозвратно потерял. Девятого Ава мы безутешны, потому что источник нашей потери до сих пор существует. Святой Храм обязательно будет отстроен! Главный Прораб пребывает в полном здравии, а бригада Его «строителей», пережившая двухтысячелетний простой, лишь ждет сигнала, чтобы засучить рукава и приступить к работе.
Законы Девяти ДнейУже с 17-го Тамуза принято не стричься и не говорить браху «Шеhехеяну» и не ставить свадьбы.
С 1-го Ава законы траура более строгие, и мы приводим их здесь:
Запрет есть мясо1. Начиная с 1-го Ава запрещается есть мясо и пить вино, а также употреблять в пищу еду, которая была сварена вместе с мясом. Но варить в чистой мясной кастрюле можно.
2. Детям, которые понимают, что был Храм и что он разрушен (далее мы такой возраст называем гил хинух), тоже не стоит кушать мясо и пить вино.
3. На это нет запрета для больного (независимо от тяжести болезни), который нуждается в мясе, а также для ребёнка до гил хинух. Роженице до 30 дней разрешается кушать мясо. И все же принято отказываться от этого, начиная с 7-го Ава (хотя в болезненном состоянии не надо отказываться). Разрешается кушать мясо также кормящей матери, если она предполагает, что отказ от него может повредить ребёнку.
4. Когда человеку можно есть мясо, предпочтительно, чтобы он кушал куриное мясо, чем говяжье. И, конечно, разрешается есть еду, которая варилась вместе с мясом.
5. Если человек забылся и прочитал благословение на мясо или вино, пусть съест и выпьет немного, чтобы браха не была сказана напрасно.
Запрет на вино6. Запрет пить вино включает в себя запрет пить виноградный сок.
7. Запрет на вино включает в себя запрет смеси вина с другими вещами. Но можно есть выпечку, когда есть только опасение, что в её состав входит вино.
8. В авдале, на исходе Шабата, по обычаю ашкеназим, желательно дать выпить вино или сок мальчику, который умеет говорить брахот, но ещё не понимает, что такое разрушение Храма (до 6 лет).
9. Если нет ребёнка указанного возраста, то предпочтительней мальчик до 13 лет. Если нет такого, то глава семьи пьёт сам, но не даёт дочке.
10. В эти дни делают зимун в биркат hа-мазон без бокала, чтобы не потребовалось пить вино.
Разрешения есть мясо и пить вино в Шабат и Сеудат Мицва11. В субботу разрешается кушать мясо и пить вино, даже в третью трапезу, которую продолжают до ночи, так как вспоминают шабат в Биркат hа-мазон.
12. В трапезе, которая устраивается в честь исполнения заповедей (Сеудат Мицва) – таких как обрезание или сиюм масехет (когда заканчивают учить трактат мишны или Талмуда) – разрешено употреблять мясо и вино, а также делать зимун на вино. Разрешение на «трапезу завершения» дано только для тех, у кого принято делать трапезу по окончании масехет, и только при условии, чтобы не ускорил и не задержалсиюм в целях проведения трапезы в эти дни.
13. Трапеза в честь бар-мицвы считается «трапезой заповеди», если она делается именно в день рождения.
14. Кушать мясо и пить вино в Сеудат Мицва разрешается только тому, ради кого устроена трапеза, а также близким родственникам и друзьям виновника торжества, но не тем, кто приходит туда для того, чтобы покушать. Только тот, кто участвует в трапезе, может употреблять мясо и вино, но нельзя посылать еду другому человеку домой.
15. Людям, которым нельзя есть мясо и вино во время трапезы, могут присоединиться к ней, не употребляя мясо и вино.
Запрет мыться16. Запрещено мыть всё тело полностью, даже прохладной водой. Лицо, руки и ноги разрешается мыть прохладной, но не горячей водой. Грязные места тела можно помыть даже горячей водой.
17. В лечебных целях можно мыться даже горячей водой. Разрешение это распространяется также на слабого человека, которому врач предписал мыться каждый день.
18. Человек, который живёт в жарком климате и тяжело переносит потение, может мыться по необходимости в эти дни.
19. Детям до гил хинух (до 6 лет) разрешается мыться. Старше этого возраста запрещено.
20. Окунание во имя заповеди разрешено. Поэтому тому, кто привык постоянно окунаться перед Шабатом, разрешается делать это и перед субботой «Хазон», в прохладной, но не горячей микве. Когда нет прохладной воды, можно окунаться в горячей микве.
21. Человеку, который привык мыться перед Шабатом горячей водой, разрешается перед субботой «Хазон» мыть лицо, руки, ноги и голову горячей водой без употребления мыла.
Запрет стирки22. Не стирают и не гладят в эти дни.
23. Запрет стирки не распространяется на стирание детских вещей (до 6 лет). Можно стирать много детских вещей сразу в стиральной машине.
24. Можно вешать бельё публично, когда видно, что это детские вещи.
25. Стоит отказаться в эти дни от чистки обуви, но перед Шабатом это разрешено.
Вещи которые запрещено одевать26. Запрещено надевать в эти дни неношеную постиранную одежду, а также субботнюю одежду. И конечно, не одевают совсем новые вещи (даже простые вещи, на которые не говорят «Шеhехеяну»).
Запрет также включает в себя полотенца, скатерти для стола, постельное бельё.
27. В Шабат «Хазон» обычай надевать субботние одежды, даже если они постиранные, но не новые.
28. Одевать субботнюю одежду разрешается родителям во время обрезания, моэлю и сандаку. А во время бар-мицвы самому мальчику и его отцу.
29. Если у человека есть одежда на Шабат, одна не постиранная, а другая совсем новая, лучше бросить новую на пол (и этим сделать её как бы нечистой, пригодной для носки в дни траура), чем стирать старую одежду.
Запрет покупки новых вещей30. Не разрешается покупать новые вещи, даже если они предназначены для использования после 9-го Ава. Этот запрет включает в себя также обувь и неважные вещи.
31. Когда есть определённое сомнение, что цена поднимется, или есть удачная одноразовая возможность дешёвой покупки, то такая покупка разрешена.
32 Разрешена покупка книг для учения, а также покупка тфилин и цицит.
33. Когда нет постиранной одежды для Шабата, разрешается купить новую одежду (простую). И это предпочтительней, чем стирать старую одежду.
Запрет шитья34. Запрещается шить в эти дни одежду.
35. Разрешается зашивать разрыв, пришивать пуговицу и т.д., а также можно вставлять цицит в одежду.