Балансиры - 16 вариантов применения
Развивающие игрушки (пазлы, вкладыши, конструкторы, мозаики)Недавно у нас появилась игра-балансир. Узнав, что моей старшей почти 7 лет и она увлеченно играет, одна знакомая снисходительно фыркнула, ну, ерунда это, мои-то выросли (9 лет), такое уже не любят. Могу парировать как в анекдоте: "Вы просто не умеете их готовить!!!" =) Потому решила написать подробно, как играли мы - увлекло даже меня! Умеючи, и взрослые в дженгу (по сути тоже балансир) турниры устраивают. А вариаций-то сколько!..
Итак, рассказываю, как играть с балансиром, чтоб было не скучно ни в 3, ни в 7, ни в 12 лет!
Что такое балансир? Это набор одинаковых или однотипных фигурок, две поверхности которых плоские и параллельны друг другу - иными словами, фигурки выпилены из плоской доски/фанеры/листа. Сейчас есть масса хенд-мейд игрушек, есть и промышленные, есть мини-варианты в форме, например, "деревянных бус".
Первое, что приходит в голову, когда видишь такую игру - поставить их друг на друга, формируя плоскую башню. Собственно говоря, это и есть основная задача, "уловить баланс", выставить фигурки друг на друга так, чтобы они не упали.
Вторая мысль, посещающая родителя, наблюдающего игру ребенка: не мешать! Что тоже верно, поскольку вальдорфские (и другие) методики призывают не ограничивать исследовательскую и экспериментальную деятельность детей, ибо свободные игры с натуральными материалами способствуют развитию и всплеску фантазии.
Тем не менее: для тех, кто сам хочет развлечься; для тех, кто хочет играть вместе с детьми и расширять их горизонты; для тех, чьи дети не хотят/не умеют играть самостоятельно; для тех, кто поиграл-забросил-готов вернуться с новыми идеями; и просто для тех, кто готов смотреть на плоские игрушки под разными углами - небольшой сборник идей и мыслей.
В чем польза?
Развиваем: координацию движений, усидчивость, терпение, аккуратность; фантазию, социальные навыки, мелкую моторику, крупную моторику, внимание, тренируем счёт, пространственное мышление. Если что-то упущено - озадачьте меня, и я раскажу, как с помощью балансира прокачать другие скиллы =)))
Где и как играть
Игра настольная или напольная, для лучшего результата нужна плоская гладкая твёрдая стабильная поверхность. Вибрации качающегося стола или уличного ветра вредят прочности построек. Ковры, скатерти, кровати и другие уютные материи не способствуют устойчивости конструкций. В идеале это или устойчивое к царапинам (чтоб падающие башни не вредили ему) напольное покрытие (линолеум, ламинат, плитка), или стол. Играть можно одному, вдвоём, втроём - хоть всей роднёй. =)
Игрушки, игры и задания
Во-первых, рассмотрим фигурки, из которых, как из кирпичей, сейчас будем строить небывалые башни. Например, ящерицы. Голова, хвост, лапы, тело плоское. Значит, для решения архитектурных задач фигурку можно поставить:
А) плашмя - просто положить плоско на стол. Направление хвоста и головы относительно наблюдателя регулируется произвольно.
Б1, Б2) боком - стоя на двух ножках, обеих правых или обеих левых, обратите внимание на положение хвоста.
В1, В2) стоя вертикально - носом вниз или хвостом вниз.
Все эти варианты можно комбинировать.
Итак, играем!
1) Столбик. Задание, которое смогут выполнить дети с двух лет (а некоторые даже и раньше). Сложить все фигурки друг на друга плашмя. Как кубики: кубик на кубик, кубик на кубик. Следим за ровностью формируемого стэка. Для большей волшебности момента добавляем сказку про то, как ящерки вечером устали, захотели спать, но т.к. они были дружной семьёй, а на улице становилось холодно, то они прибегали в пещеру и обнимали/грели своих сестричек, так и уснули потом в обнимку. "Прибегающие" ящерки, которые пищат "Я тоже хочу к вам, давайте обниматься!" - приводят малышей в восторг.
2) Столбик с чередованием. Усложняем предыдущую задачу, подключаем внимание: теперь ящерки хвостом греют носики подружек: т.е. первая смотрит вправо, вторая - влево, третья - вправо и т.д.
Те, кто постарше, могут и соревноваться, кто построит свою башню быстрее-выше-надежнее. А потом раскачать стол - у кого рухнет, у кого устроит.
3) Ступеньки. Пришли три ящерки и легли погреться на солнышке на перилах набережной: друг за другом. Прибежали ещё две и легли повыше - прямо на своих подружек. "Ух ты, какие ступеньки!" - обрадовалась ещё одна и забралась на самый верх. Тренируем счёт в прямом и обратном направлении. Каждый слой меньше предыдущего на единицу. Сколько слоёв удастся собрать? Сколько в нижнем ряду должно быть ящериц, чтобы в верхнем была только одна?
4) Плоские игры. Выложим ящерками геометрические фигуры. Задача - абстрагироваться от наличия лапок и хвостиков и принять условность "одна фигурка = одна сторона". Получаются треугольники, квадраты, прямоугольники, многоугольники
5) Мандалы. Они просто красивые. Разложим по кругу. Носиками внутрь или держащиеся за лапки, носиком за хвост или боком. Пусть ящерки водят хоровод. Из их танца получаются восхитительные "цветы".
А некоторые виды балансиров могут такие шикарные хороводы формировать, что их можно и как рамку для фото использовать, и как венок носить - тренируем хорошую осанку =)
6) Мандала с загадкой или "третий лишний". Выстаивая хоровод, внимательно следим за положением фигурок: чтобы все имели одинаковую ориентацию (здесь: хвост вправо). Просим ребёнка отвернуться (или закрыть глаза) и быстро переворачиваем одну фигурку. Задача: "найти лишнюю". Для малышей это может быть известная игра "третий/четвертый лишний" и их можно положить в ряд. А для школьников брать полный набор и перемешивать, крутить на плоскости и менять угол поворота. Хорошо тренирует пространственное мышление и помогает в освоении "право-лево"
7) Стена. Теперь ящерки попробуют построить себе домик. Для начала - одну стену. В одном положении, например, все на боку хвостами вниз. Один ряд, второй, третий, друг над другом. Потом можно построить стенку, где чередуются ряды: первый носиками вправо, второй - влево и т.д.
8) Пирамида или ёлка. Те же ступеньки, что были в пп 3 только с другой ориентацией. Теперь так же боком из стенки ящерицы превращаются в сужающуюся к верху постройку.
Потом разворачиваем хвосты вверх (чтобы получились "крючки"), и разворачиваем ящериц произвольно так, чтобы по краям пирамиды торчали хвостики как еловые лапы. Хоть шарики вешай! Тоже, кстати, неординарная балансирная задача - украсить башню так, чтоб не свалить:
9) Трёхмерные постройки. Для начала рассмотрим одну особенность ящериц: если их сцепить хвостами (у одной хвост вверх (левая, её хвост снизу), у другой - вниз (это правая, её хвост поверх)), то под углом 90 градусов друг к другу они формируют довольно крепкую строительную единицу.
Из таких "сцепок" можно возвести целую избушку. В форме квадрата ставим две, и на них две - со смещением, чтобы "сцепленные" ящерки держали просто стоящих рядом.
А потом ещё и крышу и трубу воткнуть =)
Ящерятник =)
Вообще внезапное открытие, что можно не только однослойные плоские башни возводить, но и орудовать третьим измерением - сразу в мозгу что-то перещёлкивает, сразу иной уровень мышления активизируется.
10) Лови баланс. Ода дружбе. Знаете, в чём ценность дружбы? Только с настоящим другом можешь сделать то, что не можешь в одиночку! И у ящериц точно так же. Может ящерица одна стоять на хвосте? Нет, только поддерживая себя лапой.. А с другом - может!
Держимся за лапки и стоим - хоть на хвосте, хоть на носу.И на таком дружеском основании можно строить башенки.
И чем больше подружек, тем лучше!
11) Ловись рыбка... У некоторых балансиров есть выступы в форме крюка - хвосты, зубы и т.д. У ящериц - хвостики. Устроим рыбалку? Выставляем ящериц носиками вниз так, чтобы хвостики тоже смотрели вниз. Берём в руку одну ящерицу так, чтобы её хвост смотрел вверх - как крючок. И этим крюком подцепляем по очереди стоящих ящериц и переносим в корзинку. Задача: собрать весь "улов" и не уронить.
12) Домино. Конечно, ящерицами "козла" не забить и сыграть вряд ли получится, зато продемонстрировать ребёнку эффект домино - лучше материала не найти! Детские доминошки сейчас то бумажные, то пластиковые, а то и вовсе поролоновые - их ни повалить красиво, ни расставить толком не получится. А балансиры - ровные, одинаковые, устойчивые! Расставляем фигурки боком на расстоянии 1-2 толщины фигурки (т.е. 2-4 см), можно дорожку поворачивать, смещать и делать разные интересные тропинки. И потом ребёнок толкает самую первую. Тр-р-р-р-р-р-р-р-р-рык!.. и все повалились. Восторг обеспечен.
13) Шнуровка. А зачем балансирам дырочки?.. Конечно, чтобы тренировать мелкую моторику! Занятие для деток постарше (от 5-6 лет). Необходимы толстые нитки ("Ирис" или тонкая пряжа для вязания) и крупная игла. Отличная шнуровка! Шнуруем ящериц: сверху, снизу, снизу сверху, сверху, сверху... Можно собрать бусы из них! На утренник в африканском стиле отличное украшение получается!
Следующее задание: взрослый "шнурует", а ребёнок распутывает хитросплетения нити. Решение обратной задачи тоже важно.
14) Глаза. Дырочки-глазки - это минималистично и стильно. Но что если ящерица попросит сделать ей новые красивые глаза, чтобы стать хамелеоном, например?
Нитка, иголка и пара крупных бусин.
Получаются смешные глазищи.
Только обратите внимание, что с глазами нарушается равновесие башен, необходимо делать поправку в конструкциях на вес бусин, если использовать глазастых для строения..
15) И, конечно, поощряйте свободную игру и ролевые сюжеты. Захотела ящерица пойти в салон красоты и покраситься в красный цвет новым фломастером? Отлично! А потом она встретит подружку, они пообщаются, поедят комариков, поиграют в салочки. И полетят в космос. Чем разнообразие игра, тем ярче фантазия.
16) А если устали и всё надоело... из балансиров получается шикарная подставка под горячее! Серьёзно! Деревянные, добротные, и кастрюлю выдержат, и под чашку с чаем отлично подойдут В плоском виде, конечно =)
Всё на сегодня. Буду рада, если кому-то эта информация окажется полезной =)