Наша программа Интеллект. Часть третья. Логика, специальные виды восприятия, особые свойства предмет
Школа дошколят (все о изучении букв, цифр, развитии логики, памяти, воображения, мышления)Прежде чем перейти непосредственно к логическим играм, хотелось бы упомянуть ещё о
СПЕЦИАЛЬНЫХ ВИДАХ ВОСПРИЯТИЯ, к которым относятся:
ПРОСТРАНСТВО
НАПРАВЛЕНИЕ
ВРЕМЯ
ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРЕДМЕТА
Игры эти рассчитаны на более старший возраст, хотя кое-что можно вводить уже малышам. Старшим дошкольникам рекомендуется выполнять аналогичные задания на рисунках, т.е. В графическом исполнении в многочисленных печатных пособиях. Я не буду писать каждый раз, но последний пункт по каждому виду восприятия подразумевает именно это.
ПРОСТРАНСТВО
Хорошая ориентировка в пространстве предполагает, что ребенок овладел понятиями:
1) Верх-низ, пред-зад, лево-право, сверху-снизу, спереди-сзади, справа-слева, над-под, за-перед.
2) Умеет соотносить взаимное расположение предметов и менять его по словесной инструкции (в реальном пространстве и графическом).
3) Умеет правильно воспринимать пространственные характеристики человека. Распологающегося напротив него.
4) Умеет ориентироваться в пространстве в покое и движении.
5) Умеет использовать собственное тело в качестве эталона, обладающего необходимыми пространственными характеристиками.
Учимся ориентироваться в пространстве (далее по Селезневой).
1) Коврик для куклы. Предложите ребенку сделать коврик, украшенный геом орнаментом. Кукла в точности объяснит, какой коврик ей нужен. В середине большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника (по мере надобности напоминать, что делать дальше). Ребенок должен привыкнуть к такому порядку запоминания: сначала середина, потом - верх, низ, левую, и наконец, правую сторону. Можно усложнить задание, выслушав и запомнив, какого цвета какие фигуры хотела бы видеть кукла.
2) Магазин ковров. Ковры должны продаваться, а ребенок должен выбрать и купить тот, который заказала кукла. Или кукла купит тот ковер, который опишет ребенок (добиваться употребления слов в середине, верху, снизу, слева, справа).
3) Где игрушка? Разместить вокруг ребенка несколько его любимых игрушек. Сообщить только местоположение загаданной игрушки. Напр, она лежит впереди от тебя или позади, справа, слева.
4) хорошее пособие для ориентировки в пространстве - Кусочек ковролина. У нас вот такой, совсем простенький. Одно из тех пособий, про которое говорят, что оно универсальное. Можно учить все, что угодно.
Пространственные характеристики тела человека.
1) Верх-низ тела. Дать первичные ориентиры: голова, туловище, ноги. Перейти к дифференцировке уровней: голова - макушка, лоб, брови, глаза, нос, щеки, рот, подбоодок, шея; руки - кисти, предплечья, локти, плечи; туловище - грудь, живот; ноги - бедра, колени, голени, стопы. Задавать вопросы: что у тебя находится в самом верху- Низу? Посередине? Сначала ребенок должен, называя часть тела, касаться ее рукой, затем - показать на нее, не касаясь. Попросить закрыть глаза, каснуться какой-либо части тела и спросить, как называется эта часть тела? Ребенок должен правильно перечислять части тела сверху вниз, снизу вверх отвечать правильно на вопросы: Что под головой, под грудью, под коленом?
2) Перед-зад тела. Перечислим, что у тебя спереди, что сзади. Оперировать общими понятиями: лицо - затылок, грудь -спина. Затем ввести понятие задняя поверхность (ног, шеи, рук). Перейти к детализации: затылок, задняя поверхность шеи, верх спины, поясница, ягодицы, задние поверхности бедер, коленных суставов, голени, пятки. Задача - научить ребенка перечислять участки тела в разной последовательности, а также пары участков, расположенных на одном уровне спереди - сзади: лицо-затылок, грудь-спина, живот-поясница, ладонь - тыл кисти, пальцы стопы - пятка..
3) Четыре стихии. На слово воздух - ребенок показывает любую часть тела, наход вверху, вода - любую часть туловища, огонь - держит руки в стороны, земля - показывает на любую часть ног.
4) Найди пару. Дотронуться до любой передней части тела. Ребенок называет то, что расположено сзади.
5) Слева-справа. Аналогично предыдущему.
У нас такой большой пазл - деревянный человек, но можно использовать любую куклу.
ПРОСТРАНСТВО. РАССТОЯНИЕ И ГЛУБИНА.
Цель - научиться восприниать характеристики пространства: далеко, близко, здесь, там, вокруг, в стороне, глубокий, мелкий.
1) Волк и зайчик. В руках у ребенка - зайчик, у взрослого - волк. Далеко убежал зайчик, волку не поймать. Сейчас поймает, волк близко.
2) Поймай мячик (бегаем за мячом).
3) Где что стоит (в комнате). Спросить, где стоит стол, шкаф и др.мебель. Далеко или близко? Перейти в другую часть комнаты и снова спросить. Изменить вопросы. Диван и стол стоят близко друг к другу? А стол и кресло? И т.д.
4) Кто быстрее принесет кубики на стол из коробочки? Один стул стоит далеко, другой близко.
5) Выложить геом фигуры. Какие фигуры стоят близко друг от друга, а какие далеко? Какие фигуры дальше друг от друга, какие ближе?
7) Достань шарики из глубокого, а потом из мелкого ведерка. Покажи на картинке глубокое и мелкое ведерки.
8) Какая посуда мелкая, какая глубокая? Понеси воду в глубокой и мелкой посуде.
НАПРАВЛЕНИЕ
Цель - научиться воспринимать характеристики направления: верх, низ, впереди, сзади, справа, слева, стороны света.
1) Что находится вверху, а что внизу? Поиск предметов в комнате. Попросить достать эти предметы.
2) Где предметы? Называть предметы, кот находятся вверху и внизу. Ребенок показывает.
3) Где фигура? Выложить геом. фигуры. Какие находятся вверху, какие внизу. Построй так, чтобы кубик был внизу.
4) Впереди - сзади. Назови, что утебя находится спереди, а что сзади? Повернуть его на 180, назвать снова. Что справа, что слева? Вокруг тебя?
7) Стороны света. Где находятся четыре стороны света, что там бывает? Если я встану лицом на север, что у меня справа, что слева? Аналогично на картинах.
8) Что покажет компас? Где находится восток, где запад? Если встать лицом на север, лицом на юг? Нарисовать знаки на листках бумаги и разложить вокруг ребенка.
Помимо различных видов восприятия, необходимо познакомить ребёнка с ОСОБЫМИ свойствами предметов. Цель - научить ребенка воспринимать свойства предметов с помощью других органов чувств - осязание, вкусовые, обонятельные и слуховые.
ТЕМПЕРАТУРА
1) Показать предметы разной температуры: горячие, холодные, теплые (изобразить эмоциональную реакцию).
2) Угадай какой это предмет. Взрослый называет, а ребенок угадывает и наоборот. Снег, мороженое, лед, вода, холодильник; батарея, руки, грелка, солнышко; утюг, огонь, печка, чай.
КАЧЕСТВО ПОВЕРХНОСТИ
1) Дать представление о таких качествах поверхности: гладкая, колючая, шершавая, мягкая, твердая, скользкая, сухая, мокрая, пушистая. Показать движения (как касаться и гладить, сжимать и т.д.), эмоциональные реакции. Я распотрошила каталог диванных тканей - супер пособие получилось - и белье для кроваток, и и в декорациях используем - везде находит применение.
2) Угадай на ощупь из чего сделан предмет. Завязать глаза, и вкладывать в руку разные предметы: деревянные, пластмассовые, металические, бумажные, тряпичные; ткани - шелк, капрон, шерсть, ситец, штапель.
3) Тренировка чувствительности. С завязанными глазами поводить над поверхностью предмета кончиками пальцев, не касаясь предмета, определить его цвет и материал (предварительно рядом положить очень контрастные материалы или цвет и сравнивать ощущения от ощупывания этих предметов, сначала реально, а потом не касаясь поверхности).
ТЯЖЕСТЬ
1) Показать предметы разной тяжести: перышко и стул. Дать попробовать тяжесть предметов из разных материалов и разной величины, показать, что тяжесть предмета не зависит от величины предмета. Поднимать одной (двумя) руками, взвешиватть на ладони, наблюдать, как падает предмет, сравнивать, взвешивая двумя руками. Сравнить по тяжести предметы, не трогая их: стул, подушку, бумагу, игрушки. После ответов, дать самому убедиться в их правильности.
2) Какой предмет самый тяжелый, тяжелый, какой легче, легкий, самый легкий.
ВКУС
1) Дать представление о 4 вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, соленое (пробовать кончиком языка, прислушиваться к ощущениям).
2) Вспомните вкус этих продуктов и назовите его (по картинке).
3) Закрой глаза и угадай, что я тебе дала попробовать.
ЗАПАХ
1) Дать понюхать разнообразные предметы: цветы, духи, воздух в разную погоду, свои руки после держания. Сопровождать комментаиями: свежий, приятный, неприятный, ароматный, нежный, тяжелый, легкий, холодный, острый, терпкий, кислый, соленый, сладкий, горький, противный. Сравнить запахи между собой, описать свои ощущения.
2) Вспомни, как пахнут эти предметы.
3) Закрой глаза и угадай предмет по запаху.
ЗВУКИ
1) Дать представление о громком и тихом звуке: шепот, шуршание, скрип, писк, бульканье, звон, шелест, шум дождя, гроза, плескание, стук, пение птиц, шум поезда, машин, крики животных. Научить эмоционально реагировать, прислушиваться, наслаждаться природными шумами. Определять, что шумит, если не видно предмета.
2) Изобрази звуки (по картинке).
И вот , наконец, мы у цели. ЛОГИКА (далее по Тихомировой). Ещё немного теории.
Повторюсь в очередной раз , что детям нашего возраста свойственно Чувственное познание окружающего мира. Оно предполагает:
1) Ощущения - отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств: осязание, обоняние, вкус, цвет, форма, размер, звук, вес, температура и т.д.
2) Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Одновременно включаются зрительный, вкусовой, обонятельный анализаторы, в результате чего создается целостное отражение предмета.
3) Представление - чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме, способность его представить и описать его свойства.
Путем чувственного отражения мы познаем отдельные предметы и их свойства.
Постепенно ему на смену приходит Абстрактное мышление, посредством которого мы познаём
Законы мира, сущность предметов.
1) Понятие - форма мышления, в кот отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. В языке выражаются словами (портфель, ботинок). Признаки предмета могут быть существенными и несущественными. В понятиях отражается совокупность существенных признаков, т.е. таких, каждый из которых необходим, а всех вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных. Признаки бывают отличительные и неотличительные. Есть признаки, присущие только одному предмету, они позволяют отличить его от других сходных с ним предметов. Основными логическими приемами формирования понятий являются:
Анализ - мысленное расчленение целого предмета на его составные части, отдельные признаки.
Синтез - мысленное объединение частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных в единое целое.
Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам.
Абстрагирование - требуется для выделения существенных признаков от несущественных, кот в любом предмете очень много.
Классификация - это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место. Очень важен выбор основания классификации, кот может проводиться по существенным признакам (естественная, основная) и по несущественным (вспомогательная).
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несуществующих признаков, кот в любом предмете очень много. Этому служит сравнение или сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется провести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных в единое целое. Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются следующие отношения:
вид - род окунь - рыба
род - вид рыба - окунь
часть - целое плавник - окунь
противоположность день - ночь
последовательность понедельник - вторник
причина - следствие жара - жажда, война - смерть.
2) Суждение - форма мышления, в кот что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или их отношениях.
3) Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.
Вожделенный перечень игр:
ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА.
1) Учим ребенка описывать свойства окружающих его предметов. Попросить описать любой предмет или игрушку. Я составила для себя такой планчик (для лучшего запоминания)) Исследование материального объекта (тела) с помощью органов чувств.
Свойства исследуемого мат объекта:
Цвет, форма, объем (зрение);
Качество звука (слух);
Качество поверхности (из чего сделан, осязание, далее оно же),
Твердость,
Тяжесть,
Болевой, температурный эффект,
Давление,
Запах (обоняние);
Вкус (вкус);
Если заморачиваться по полной программе, можно ещё сказать о: Взаимодействиях, благодаря кот проявляются свойства объекта (с чем взаимодействует); Функциях исследуемого мат объекта (для чего сделан и благодаря чему осуществляется);
Предложить придумать сказку или необычную фантастическую историю о данном предмете. В каких сказках, известных ребенку идет речь о данном предмете?
У нас сохранилось несколько игр на закрепление органов чувств.
2) Спрятать игрушку или предмет, описать ребенку внешний вид, т.е. свойства спрятанного предмета. Если ребенок называет правильно (а это может быть какой-либо фрукт, сладости, конфеты), то получает его в подарок.
3) Какая может быть...книга. Назови как можно больше определений для известных общеупотребляемых слов. Дать пример, напр, красочная книга. Какая еще бывает книга? Для усложнения можно ограничить время выполненния 3 - мя минутами. Важны скорость, количество определений и их оригинальность.
4) Игра Кто летает?
5) Игра Съедобное-несъедобное. Можно нарисовать мелом классы до 10. Кто приходит первым в последний класс становится ведущим.
6) Загадки.
7) Знакомство со способами применения или использования предметов. Привести пример: Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования? В дальнейшем ограничить время тремя минутами.
СРАВНЕНИЕ
1) Одинаковые свойства или признаки предметов. В полотняный мешочек положить несколько вещей: 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросить ребенка на ощупь определить, что это за вещи, описать и назвать их. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые? Отыщи их.
2) Различные свойства предметов. Наиди предмет, фигуру, отличающуюся от других, объясни, чем отличается предмет или фигура.
3) Чем похожи, чем отличаются.
КЛАССИФИКАЦИЯ
1) Разложи на группы.
2) Назови одним словом.
3) Что лишнее? Назови отличительный признак.
5) Я знаю...пять имен мальчиков...
7) Классификация геом фигур. Круг, треугольник, квадрат.
8) Кто наблюдательнее? Назови за одну минуту пять предметов определенного цвета или формы.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ. Это с прицелом на будущее.
Тип род-вид. Для нас немного рано.
1) Заготовить вопросы, сталкивающие родовой (деревья, кустарники, цветы, рыбы, птицы) и видовой признаки предметов (березы, дубы, клены; шиповник, смородина, малина; василек, ландыш, ромашка; окунь, щука, плотва; воробей ворона, голубь). Чего в лесу больше: деревьев или берез? Чего в поле больше: цветов или васильков? Чего в саду больше: кустарников или кустов смородины? Чего в реке больше: рыбы или плотвы? Дети должны усвоить, что представители вида входят в пределы рода, что понятие род всегда шире, объемнее понятия вид. Ребенок должен также понять, что все представители какого-либо рода имеют общие, присущие только ему признаки, по кот и происходит объединение.
2) Игра Рыбы-птицы-звери. Ведущий, бросая ребенку мяч, произносит одно из слов. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие к родовому. Аналогично Ягода-дерево-цветок, Одежда-мебель-посуда, овощи-фрукты-ягоды.
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
1) Подобрать пары противоположных по значению понятий. Количественные и качественные соотношения предметов. Уже можно играть.
2) Большой-маленький, высокий-низкий, короткий-длинный, толстый-тонкий, средний,одинаковый.
ВРЕМЕННЫЕ КАТЕГОРИИ
1) Раньше, позже. Предъявить ребенку какй-нибудь простой предмет, напр, камушек, кусочек дерева, карандаш и т.д. Опиши его свойства. Как он попал сюда? Что с ним было раньше? Что будет потом? Усложнить задание, дать более сложный предмет, напр, чашку, книгу и т.д.
2) Поговорить о каких-либо исторических фактах (жизненный путь ребенка). Всем старшим делала такие "фотоленты". Надо и Тиме сварганить.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
1) Категории до, после, потом, сейчас. Разложи картинки по порядку. Составь рассказ. Можно смело начинать с 2-3 картинок.
2) Времена года. Разложи по порядку, составь рассказ по каждой картинке. Тоже потихонечку знакомиться.
Во время любой игры нужно стараться, чтобы ребенок как можно точнее формулировал свой ответ (увы, это пока не про нас). Это нужно делать с помощью наводящих вопросов, не торопясь, не подменяя слова ребенка собственной формулировкой. Подтверждая правильность ответа ребенка, можно в виде похвалы дать более точный словесный вариант. И ещё микс разновозрастных логических игр:
1) Назови предмет. Показать завуалированные картинки. Прочитать стишок или загадку. Задать след вопросы: Что нарисовано? Как можно назвать эти предметы одним словом? Почему эти предметы называются одним словом? Какие еще предметы этой категории ты знаешь? Сколько их на картинке? Чего больше, чего меньше? В случае необходимости провести указкой по контуру предмета.
2) Что плавает, что тонет. Подобрать предметы из металла и дерева. Провести эксперимент. Пусть малыш догадается сам. Давно играем. Аналогично с бумагой и другими любыми материалами.
3) Покажи одинаковые предметы. Подготовить 15 разных предметов: чашака, тарелка, хлеб, сушка, сахар, полотенце, вилка, ложка, платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш. Предложить выбрать: металлические, съедобные, тяжелые, мягкие, белые, круглые, длинные, деревянные, маленькие, прямоугольные, предметы, кот можно повесить на нитку и т.д.
4) Кто кем будет? Кем был?
5) Задом наперед. Подобрать пары картинок, напр: гнездо - яйцо, гнездо - птичка, кошка - мышка, кошка - собачка, рыбка - рыболов, бабочка - гусеница. Ведущий раскладывает первые 2 картинки по порядку и рассказывает историю: В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился цыпленок и стал летать. А теперь я кладу картинки задом наперед (поменять местами). Расскажите другую историю по этим картинкам: Летела птичка, свила гнездышко, снесла яичко. Выбирается лучший рассказ. 3 - 4 пары рисунков за игру.
6) Логический поезд. Наши вагончики не должны отцепиться на ходу. Вот как это делается: мы скрепили тарелку и ложку потому, что это - посуда. Мы скрепили тарелку и вазу потому, что сделаны они из одного материала - фарфора. Мы скрепили вазу и поливальную машину потому, что в них набирают воду. Давайте по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить. Главное, чтобы ребенок объяснил свое скрепление. Проверить, как скреплены вагоны. У нас эта игра в бумажном варианте. Нравилась всем детям.
7) Что за чем (последовательность действий). Как два рисунка нужно поменять местами? Обязательно поощрять рассуждения вслух.
8) Противоположности. Один - много, длинный - короткий, высокий - низкий, тяжелый - легкий, большой - маленький, толстый - тонкий. Придумывать игровые ситуации. Напр, давай будем проходить через ворота. Если я скажу, что ворота высокие, ты будешь продолжать идти так же, как сейчас, а если низкие - ты должен нагнуться. Или: как несут легкую сумку, а как тяжелую? Я буду говорить, какая у тебя сумка. Не перепутай. Находить противоположности в реальной жизни. Сначала дом низкий, а потом становится высоким. Возможен словесный вариант этой игры. Я буду говорить слово, а ты говори наоборот (слова-антонимы). Стараться, чтобы ребенок объяснил разницу между понятиями в парах. Таким образом он научится выделять существенные признаки. Можно предложить назвать не только то, что различает противоположности. Но и то, что их объединяет (черный и белый - цвета). Если ребенок формирует противоположное понятие с помощью приставки не, следует напомнить, что есть специальное слово, кот называется противоположность, назвать его, в следующий раз включить в игру.
9) Найди недостающий предмет. Показать картинки с верхними и нижними рядами предметов. Попросить выбрать недостающую картинку для верхнего ряда из предметов, расположенных в нижнем ряду. Важно, чтобы ребенок объяснил свой выбор. Объяснить взаимосвязь между предметами. Можно использовать словесный вариант этой игры.
10) Какой из предметов лишний? Использовать не только предметы, но и фигуры, и знаки. Важно, чтобы ребенок объяснял свой выбор, называя существенный признак. Повторить за ребенком, объясняя взаимосвязь предметов. Возможен словесный вариант игры.
11) Логические ряды. Как ты думаешь, какая фигура будет следующей? Поощрять рассуждения ребенка вслух. Показать, как нужно рассуждать, решив один из вариантов вслух.
12) Пропущенное число . Написать пропущенное число в кружке, выбрав его из чисел внизу рисунка.
13) Логические квадраты (найди девятое). Нарисуй пропущенную фигуру или число в пустой клеточке. Объяснить свой выбор, при необходимости показать. Поначалу выбирать из уже имеющихся фигур, в дальнейшем важно найти закономерность и нарисовать ту фигуру, кот нет.
14) История в картинках или разложи по-порядку. Наборы рисунков передают развитие сюжета. Показать, как следует раскладывать рисунки. Предложить порассуждать, задавать наводящие вопросы. Предложить рассказать историю о том, что он видит на рисунках. Обращать внимание на детали рисунков, просить описать не только сюжет, но и сами рисунки.
И ПОСЛЕДНЕЕ, собственно самое главное то, ради чего все мы тут собрались
Логические задачи.
1) Рассуждать вслух!
2) В случае затруднений предложить нарисовать героев задачи.
3) Использовать в качестве наглядного материала игрушки, реальные предметы, схемы и т.д.
4) Во многих задачах либо есть избыточные условия, либо условия задачи не соответствуют реальному положению вещей. Ребенок должен научиться видеть избыточные условия и отбрасывать их как несуществующие для решения, в то же время он должен уметь отвлекаться от реальности и использовать при решении только те, хотя и необычные, сведения, кот даны в задаче. Последний пункт собственно и является главным для успешного решения логических задач.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРЕДМЕТА
Цель - узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Главная функция восприятия - восприятие целостного предмета или явления в совокупности всех их свойств. Предварительно необходимо освоить более сложные действия с предметами: конструирование предметов из составныхэлементов, узнавание предмета по нескольким элементам или его назначению, обнаружение похожего и различного, словесное описание предметов, узнавание предметов по словесному описанию.
КОНСТРУИРОВАНИЕ.
1) Собери разрезанную фигуру. Сюда же относятся игры типа Танграм и Никитина.
2) Собери разрезанную окрытку.
3) Конструирование сложных форм. Назови, из каких фигур состоит трапеция, овал или квадрат. Сколько в них треуг-в. Построй такие же фигуры из деталей.
4) Сложи орнамент.
Ещё одно супер пособие, с которым можно придумать миллион игр - от строительства башенок до рисунков на весь пол.
5) Подбери предметы, похожие по форме.
6) На какую игрушку похожа фигура? Покажи, какой детали не хватает.
7) Нарисуй с помощью кружков, больших и маленьких: сложи их по образцу на чистый лист из бумаги, обведи и дорисуй.
Игры на УЗНАВАНИЕ.
1) Положить в мешочек знакомые предметы для узнавания: расческу, ложку, карандаш, щетку, конфету, спичечный коробок, игрушку, крышку на банку и т.д.
2) Узнай предмет (геом фигуру) по контуру. Завязать глаза и дать картонную фигуру. Спросить, что это за предмет, убрать, нарисовать по памяти. Сравнить, обвести фигуру.
3) Дорисуй узор по образцу.
4) Дорисуй предмет.
5) Узнай предмет по деталям.
6) Чего не хватает у предмета?
Узнай по ОПИСАНИЮ.
1) Угадай, о чем я расскажу тебе.
2) Найди на картинке предмет, о котором я тебе расскажу. Перечислять разные признаки, не называя предмет.
3) Магазин цветов. Опиши словами цветок, который ты хочешь купить, а я угадаю его. Картинки цветов раскладывают на витрину магазина. Меняться ролями.
4) Магазин продуктов. Дай такую денежку, которая похожа на товар, какой ты хочешь купить и видишь на прилавке. Продавец выдает товар, если жетон похож по каким-либо признакам.
Ещё одна благодатная тема для развития любознательности детей - ОПЫТЫ. В этом году по всей видимости не успеем, приступим в следующем. Спасибо всем , кто выдержал эту пытку и дочитал до конца 😘