Музейные игры с домашними вещами
Игры и игрушки для ребят от 3 лет и старше
Детский музей «Дом семейных традиций» - это совсем молодая организация. И немногие знают, что встреча с ним может быть очень интересна и полезна для семей, где вдумчиво относятся к развитию детей и заботятся о творческой атмосфере в доме.
Детский музей можно пригласить в гости, и он с удовольствием проведёт свои программы даже на дому, можно в школе, в клубе или детском саду. Детям и родителями будет интересно общаться друг с другом во время этих занятий, и можно будет потом воспользоваться дома играми, практиками, методиками, которые покажут наши музейные педагоги.
Вот, например, мини-мастер-класс «Угадай, кто я?» Это игра, которую любая мама и бабушка, любой папа и дедушка могут повторить дома, особенно если в семье несколько детей или если к ребёнку пришли гости. Для этого нужно отыскать дома разные старинные и странные вещички, которыми пользовались при бабушках и прабабушках, но не пользуются теперь.
А мы для примера возьмём вот такую вещицу.
1. Знакомство. Ведущий знакомится с участниками игры. Называем своё имя и самый необычный предмет, который ребёнок видел в жизни (если подростки), или самую любимую ребёнком вещь, принадлежащую маме или папе (если это малыши).
2. Представление предмета. Ведущий рассказывает, что 200 лет назад люди пользовались предметами, назначение которых теперь для нас совсем не понятно. И нужно быть настоящими детективами, чтобы разгадать назначение таких предметов. И сейчас мы увидим такой предмет. Но сразу свои догадки говорить не нужно. Будем подбираться к сути постепенно. (Показывает предмет).
3. Какой я? Все должны подержать предмет в руках, взвесить на ладони, рассмотреть, и сказать 1 (для маленьких) и 3 (для подростков) определения, отвечающих на вопрос «какой», три прилагательных про этот предмет, не повторяясь. Ну, например: холодный, колючий, блестящий.
4. Превращение предмета. Нужно, передавая предмет по кругу, превратить его во что-то, чем он мог бы быть, исходя из его формы. Говорить ничего не нужно. Нужно действовать с предметом так, как будто это что-то другое. Например, если мы превращаем предмет в цветок-колокольчик на стебле, то его можно понюхать. А полукруг должен угадать, во что превратили предмет. Важно обращать внимание на самые удачные идеи, основанные на реальных особенностях предложенной формы.
5. Превращение в функцию предмета. Нужно заметить и задумать какое-то одно действие, которое может совершать этот предмет. Каждый участник игры показывает задуманное действие, а остальные придумывают ему название - отглагольное существительное. Например, зажималка, протыкалка, украшалка, и т.д.
6. Характер и имя. Обсуждаем, какой характер у этого предмета, исходя из его внешнего вида, и из того, что он умеет делать. Если дети большие или маленькие, но толковые, просим придумать, какое имя собственное (настоящее или сочинённое) подходило бы этому предмету, если бы он ожил. Наример, может быть характер у этого предмета твёрдый и боевой, но при этом он любит красоваться. Может быть, ему подходит имя Твердоблеск.
7. Кто я? А теперь выдвигаем свои гипотезы о том, что же это такое? Выслушиваем все версии. Задаем уточняющие вопросы. Зачем винтик и ключик? Почему навершие раскрывается цветочком? Зачем ручка украшена? Для чего делать инструмент из серебра? Раскрываем тайну: на самом деле это - столовый прибор. Зажим для птицы и дичи, чтобы, например, брать жареную курицу за ножку, и потом удобно было её разрезать.
8. Теперь мы нарисуем этот предмет. И совсем не нужно рисовать его точно, как будто Вы фотографируете. Лучше всего нарисовать этот предмет, как живое существо и подчеркнуть его характер цветом, характером линий и пропорциями. А можно нарисовать этот предмет в том образе, в который вы его превращали. И тогда укрупнить, подчеркнуть на рисунке всё, что делает его похожим на то, во что вы его превращали. Рисовать можно красками, масляными мелками или цветными карандашами, но, ни в коем случае нельзя брать маркеры, фломастеры и гелиевые ручки. (Нам важен чувственный образ и оттенки!) Можно написать на рисунке придуманное имя предмета.
9. Делаем выставку рисунков и обсуждаем, какие характеры мы увидели.
Очень важно, чтобы ведущий работал в духе поддерживающей педагогики, шутил, подбадривал, отмечал все интересные, забавные, продуктивные идеи, поощрял инициативу.
Такая игра поможет ребёнку более внимательно вглядываться во все вещи, которые его окружают, разгадывать их судьбы и характеры, воспринимать их в эстетическом ключе и историческом контексте. Может быть, кому-то захочется создать свой домашний музей. И, наверняка, детям, которые почувствуют вкус к подобной игре, будет гораздо интереснее в обычных музеях.
Ленуся
Все замечательно! Идея прекрасная! Вот только я голову сломала глядя на фото- это что и для чего?))
28.05.2015
Ответить
Детский музей
А вот какие есть у вас предположения? Присылайте свои идеи в комментарии, мы и здесь можем устроить веселую игру! ;-)
29.05.2015
Ответить